Файл: Мотивации персонала и проектирование систем стимулирования труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате исследований были определены две группы факторов, по-разному влияющих на мотивацию труда.

Гигиенические факторы, или факторы "здоровья", связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. К ним относятся заработная плата, безопасность и условия на рабочем месте (шум, освещенность, комфорт и т. п.), статус, правила, распорядок, режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными. Сами по себе они не вызывают удовлетворенности у работников, но их ухудшение или отсутствие порождает неудовлетворенность трудом и демотивацию. [13, с. 111]

Мотивирующие факторы связаны с характером и сущностью работы. Они непосредственно вызывают удовлетворенность трудом, высокий уровень мотивации и трудовых достижений, являются стимуляторами эффективного труда. К мотивирующим факторам относятся достижение целей, возможность успеха и признания, интересное содержание труда, высокая степень самостоятельности и ответственности, профессионально-должностной рост, возможность личной самореализации.

Теория мотивации Ф. Герцберга имеет много общего с теорией А. Маслоу. Гигиенические факторы Ф. Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем, а его мотивационные факторы сравнимы с потребностями высших уровней А. Маслоу: в уважении и самовыражении. Но в одном пункте эти теории расходятся. А. Маслоу рассматривал гигиенические факторы как нечто вызывающее ту или иную линию поведения (если менеджер предоставляет рабочему возможность удовлетворить одну из таких потребностей, тот будет работать лучше).

Ф. Герцберг, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда их реализация кажется ему неадекватной или несправедливой. Обобщая результаты своих исследований, Ф. Герцберг сделал несколько выводов:

1. Отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом;

2. Наличие мотивирующих факторов может лишь частично компенсировать отсутствие факторов гигиены;

3. В обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как естественное и не оказывает мотивационного воздействия;

4. Наибольшее положительное мотивационное воздействие достигается с помощью мотивирующих факторов при наличии факторов гигиены.

Практические рекомендации менеджерам по применению двухфакторной теории Ф. Герцберга:

- Необходимо составить перечень гигиенических и особенно мотивирующих факторов и позволить подчиненным самостоятельно определить наиболее предпочтительные. [10, с. 32]


- Руководители должны дифференцированно и осторожно подходить к использованию различных стимулов и в том случае, когда потребности низшего уровня в достаточной степени удовлетворены, не делать ставку на гигиенические факторы как основные.

- Менеджерам не следует тратить время и средства на использование мотивирующих факторов до тех пор, пока не удовлетворены гигиенические потребности сотрудников.

Мотивирующие факторы эффективно используются при таких условиях как:

  1. если работники регулярно получают информацию о позитивных и негативных результатах своей работы;
  2. если им созданы условия для роста собственной самооценки и уважения (психологического роста);
  3. если работникам позволено самостоятельно составлять расписание своей работы;
  4. если подчиненные несут определенную материальную ответственность;
  5. если они могут открыто и приятно общаться с руководителями всех уровней управления;
  6. если подчиненные отчитываются о работе на доверенном им участке. [8, с.23]

Макклелланд выдвигает теорию про виды желаний человека:

  • власть;
  • успешность;
  • принадлежность к определенной касте.

Основная часть служащих рада быть в рядах определенной фирмы и дорожит своим статусом. Лидеры стараются приобрести власть, а одиночки работают на личный результат. Если условно разделить сотрудников по трем категориям, легко найти подход к каждому. [9, с. 163]

Дуглас Мак-Грегор был преверженцем поведенческой теории. Главная задача сторонников этой теории – анализировать движущие мотивы в поведении работника и его взаимодействие с другими людьми в организации. Мак-Грегор выдвинул специфическую формулировку о сущности человека – теория «Х» – теория «Y».

Дуглас Мак-Грегор выделил два вида подхода к организации управления. Первый подход основывается на теории «Х», и в нём есть предпосылки авторитарного стиля по отношению руководителя к работникам. Второй подход основывается на теории «Y», с предпосылками демократичного стиля. Теория «Х» выходит из предположения, что люди по своей природе ленивы, избегают труда и ответственности. Работник противится переменам, ему безразличны потребности организации, и он нацелен на извлечение материальной выгоды. Теория «Y» выходит из совершенно противоположного убеждения. Люди не ленивы и не безразличны к работе, такими они становятся в процессе работы. Работники психологически нуждаются в труде, способны генерировать идеи, улучшать каждый раз свои результаты и добиваться успеха. Изучая историю экономики, можно сказать, что теория «Х» соответствует Спартанскому строю. В свою очередь, теория «Y» соответствует Афинскому строю.


Подводя итог, можно сказать, что принципы теории «Y», в отличие от теории «Х», динамичны, а не статичны. Именно применение такого стиля управления наиболее приемлемо для достижения намеченных целей, как рабочего коллектива, так и организации в целом. [10, с. 86]

Коренной отличительной чертой в гуманистической парадигме теории личности является определение развития личности, через реализацию своих потребностей, которые онтологически свойственны любому человеку. Развитие личности в гуманистической парадигме представляет собой развертывание этих врожденных тенденций в течение всей жизни. Согласно К. Роджерсу, в психике чело­века существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая — «организмический отслеживающий процесс» — представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии.

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, — реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по А. Маслоу, существует пять уровней моти­вации, объединенных в Пирамиде Потребностей Маслоу (Рис. 2):

Рис. 2 Пирамиде Потребностей Маслоу

Потребности двух нижних уровней Маслоу относил к дефицитарным, третий уровень потребностей отмечен им как промежуточный, на четвертом и пятом уровнях находятся ростовые метапотребности (в духовном росте).

А. Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден и у него нет крыши над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более испытывать уважение к себе или заниматься творчеством. [2, с. 232]


Заметим, что последователи гуманитарной парадигмы дополнили теорию личностного роста идеей возможности возврата к потребностям нижнего уровня и повторного прохождения ступеней иерархии потребностей. Так в Спиральной Динамике К. Грейвза отмечается, что в определенных жизненных ситуациях (кризисных обстоятельствах) человек может опуститься на уровень выживания, и тогда на первый план его жизни вновь выйдут дефицитарные потребности. Но, однажды вкусивший зов метапотребностей человек, вернется к ним лишь только удовлетворит свои потребности выживания.

Наиболее важными для человека в гуманитарной парадигме являются потребности в самоактуализации. Самоактуализация — не конечное состояние совершенства человека, но сам процесс, точнее стремление к реализации своей самости в максимально возможном числе направлений. Ни один чело­век не может достичь такого уровня самоактуализации, при котором он лишается каких-либо дальнейших мотиваций роста. У каждого всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Согласно А. Маслоу человек, достигший пятого уровня, считается «психологически здоровой личностью».

По мнению гуманистов, решающего возрастного периода не существует, личность формируется и развивается в течение всей жизни, что позволяет ассоциировать жизнь с процессом вынашивания духовного плода, а смерть — с рождением в Духе. При этом ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитии личности. В это время в личности доминируют мотивы, связанные с социализацией и укреплением позиции ЭГО. Перелом в сторону актуализации метапотребностей души наступает позже. Он часто связан с прохождением кризиса середины жизни.

Гуманисты считают, что потенциально личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек — творец собственной личности, творец своего счастья. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания, которые формируют субъективную модель реальности. В этой связи так важно сохранять осознанность на любом жизненном этапе (особенно тяжелом), чтобы не прозевать момент, когда ключом к вашей субъективной реальности попытается воспользоваться некий манипулятор вашего сознания.

В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:

1) «реальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас» (К. Роджерс, Становление личностью);


2) «идеальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые чело­век хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала.

3) потребности в самоактуализации — врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности (Маслоу А., 1997).

Хотя «реальное Я» и «идеальное Я» являются довольно размытыми понятиями, тем не менее, существует способ измерения их конгруэнтности (совпадения). Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке). Это индикатор самоактуализирующейся личности и ее целостности.

При рождении обе подструктуры структуры «Я» полностью конгруэнтны, и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии, благодаря взаимодействию с окружающим его миром, расхождения между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности. При сильных и длительных расхождениях между «реальным Я» и «идеальным Я» могут возникать психологические проблемы — повышенный уровень тревожности, признаки депрессии. Смысл воспитания и коррекции личности состоит в стабильном удержании конгруэнтности на высоком уровне, т. е. — в развитии целостной личности.

Целостная личность:

Во-первых, стремится к установлению хорошего психологического контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию им своих скрытых эмоций и тайн;

Во-вторых, четко знает, кто она есть на самом деле («реальное Я») и кем бы она хотела быть («идеальное Я»);

В-третьих, максимально открыта к новому опыту и принимает жизнь такой, как она есть «здесь и сейчас»;

В-четвертых, практикует безусловное позитивное отношение ко всем людям;

В-пятых, тренирует в себе эмпатию, т. е. пытается понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами.

По А. Маслоу целостную личность характеризуют следующие качества:

1) эффективное восприятие реальности;

2) спонтанность, простота и естественность поведения;

3) ориентация на решение проблемы, на дело;

4) постоянная «детскость» восприятия;

5) частые переживания «пиковых» чувств, экстаза;

6) искреннее желание помочь всему человечеству;

7) глубокие межличностные отношения;

8) высокие моральные стандарты.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации. [11, с.23]