Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Типы и виды франчайзинга).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность франчайзинга как особой формы ведения бизнеса
1.1 История возникновения франчайзинга в мире
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга
1.4. Значение франчайзинга для социально-экономического развития страны
Глава 2. Анализ современного состояния франчайзинга в России и мире
2.1. Тенденции развития франчайзинга в России: анализ отраслей
2.2. Анализ текущего состояния развития франчайзинга за рубежом
Глава 3. Современные перспективы развития франчайзинга в России
3.1 Концепция развития бизнеса в форме франчайзинга (на примере «Сбарро»)
Общие требования к помещениям для открытия ресторана «Сбарро».
В рамках сервисного франчайзинга франчайзер, кроме передачи оборудования и предоставления права на продажу услуг, осуществляет передачу технологий продаж, обслуживания клиентов, а также контролирует все аспекты их применения. В целом, сервисный франчайзинг представляет собой синтез двух описанных выше видов франчайзинга в сфере услуг. Сущность его заключается в том, что франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида деятельности под торговой маркой франчайзера.
Наиболее же перспективным на сегодняшний день видом франчайзинга является франчайзинг бизнес-формата. Его сравнение с товарным франчайзингом показано на рисунке 4[16]. балл
Рис. 4. Сравнение товарного франчайзинга и франчайзинга бизнес-формата
Здесь франчайзер, кроме прав на использование товарного знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Франчайзинг бизнес-формата предполагает составление франчайзером обширного пакета сопутствующих аренде торговой марки документов - так называемого brand-book, включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. балл
В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы. Во многих случаях, как это, например, происходит в сетях фаст-фуд McDonald's, франшизные точки обслуживаются централизованными поставками продуктов, следуют единому подходу в части технологического процесса, ассортимента, стиля обслуживания и так далее. балл
1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга
Популярность франчайзинга объясняется целым рядом преимуществ его использования как для франчайзера, так и для франчайзи.
Преимущества приведены в табл. 1[17].
Таблица 1
Преимущества для франчайзера и франчайзи[18]
Для франчайзера |
Для франчайзи |
|
|
Однако, наряду с преимуществами, использование франчайзинга сопровождается рядом недостатков, именно поэтому специалисты призывают не считать данную технологию единственным решением всех бизнес-проблем.
Недостатки приведены в табл. 2[19].
Для того чтобы обезопасить себя от возможных рисков, франчайзеры, как правило, очень тщательно подходят к процессу отбора франчайзи, предъявляя к потенциальным покупателям франшизы достаточно жесткие требования. Кроме того, в процессе работы франчайзеры, как правило, осуществляют детальный мониторинг всей франчайзинговой сети для определения назревающих проблем и принятия своевременных решений[20].
Таблица 2
Преимущества для франчайзера и франчайзи[21]
Для франчайзера |
Для франчайзи |
|
|
Таким образом, в системе франчайзинга есть как плюсы, так и минусы. В целом, не смотря на его недостатки, франчайзинг признан во всем мире как эффективный экономический инструмент, применимый практически в любых сферах рынка.
1.4. Значение франчайзинга для социально-экономического развития страны
Пока в российской экономике возможности франчайзинга используются несравнимо реже, чем в странах Северной Америки, Западной Европы, да и многих развивающихся государствах. Развитие франчайзинга в России может помочь без дополнительных бюджетных затрат и специальных административных усилий существенно модернизировать многие отрасли экономики.
В условиях растущей рыночной конкуренции и глобализации экономики именно франчайзинг дает возможность повысить эффективность малого предпринимательства и помочь малому бизнесу, объединенному во франчайзинговые сети, на равных соперничать с мировыми и отечественными крупными корпорациями. В то же время франчайзинг дает шанс вывести значительное количество российских торговых марок и технологий на федеральный и международный уровень.
Развитие франчайзинга позволяет создать дополнительные, конкурентоспособные по заработной плате и технологическому оснащению рабочие места за счет организации новых франчайзинговых предприятий и расширения действующих, как в процветающих, так и в дотационных регионах России.
Необходимость модернизации отечественной экономики придает франчайзингу особое значение . Новые разработки, выполненные в столичном городе, в инновационном центре или импортированные из-за за рубежа, могут принести реальные народохозяйственные результаты, если они широко внедряются большим количеством франчайзинговых организаций в тесном контакте с потребителем на местах. Франчайзинг в этом случае выступает в качестве механизма быстрой мультипликации и внедрения технологических новшеств, вовлекая в высокотехнологичный бизнес тысячи предпринимателей и сотни тысяч квалифицированных специалистов. Важно, что франчайзинг в России доказал свою успешность не только в традиционных областях общественного питания и бытового обслуживания, но и в таких отраслях "новой экономики" как информационные технологии или медицинская диагностика[22].
Выводы по 1 главе:
В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером (тот, кто предоставляет франшизу) и франчайзи (тот, кто её получает). Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг.
Глава 2. Анализ современного состояния франчайзинга в России и мире
2.1. Тенденции развития франчайзинга в России: анализ отраслей
В 2016 году, по подсчетам Российской ассоциации франчайзинга, количественный прирост франчайзинговых точек составил 15%, что при значительном потенциале развития франчайзинга в стране позволяет оптимистично оценивать перспективы рынка. При этом крупные игроки рынка франчайзинга отмечают, что кризис влияет на деятельность всех компаний
На данный момент на российском рынке наблюдается возрастающий интерес к построению бизнеса с использованием концепций франчайзинга (рис. 5.)[23].
Рис. 5. Количества франчайзеров в России, 2007-2016 гг.
Рис.6. Структура российского рынка франчайзинга розничной торговли непродовольственными товарами в 2016 г.
В период кризиса более всего востребованы франшизы общественного питания, предприятия, предлагающие товары по сниженным ценам, либо франшизы ограниченные по стоимости суммой $ 100 000[25].
Как видим из рисунка 6, лидирующим сегментом данного рынка является непродовольственная розница.
В целом, рынок непродовольственных товаров в России находится в стадии роста, поэтому развитие франчайзинговых сетей в данной сфере является перспективным[26].
Рост российского рынка франчайзинга в уходящем году составил 15%. Это на 10% меньше, чем в 2015 году, подсчитали аналитики Российской ассоциации франчайзинга (РАФ).
Крупнейшие операторы фастфуда в России, построенные по принципу франчайзинга приведены в таблице 3.
Таблица 3
Крупнейшие операторы фастфуда в России, построенные по принципу франчайзинга
№ |
Название компании |
Основные бренды |
Страна |
Доля на рынке фастфуда в 2015 году, % |
Выручка в 2015 году, млрд $ |
Yum! Brands Inc |
"Ростик`с-KFC", "Пицца Хат" |
США |
2,3 |
0,19 |
|
Sbarro Inc |
"Сбарро" |
США |
2,0 |
0,16 |
|
Doctor`s Associates Inc |
"Сабвэй" |
США |
0,8 |
0,06 |
|
ООО "Теремок — Русские блины" |
"Русские блины" |
Россия |
0,7 |
0,06 |
|
ООО "Технологии и питание" |
"Крошка-картошка" |
Россия |
0,6 |
0,05 |
|
ООО "Соло" |
"Чайная ложка" |
Россия |
0,6 |
0,05 |
|
Burger King Holdings Inc |
"Бургер Кинг" |
США |
0,5 |
0,04 |
|
Dunkin` Brands Inc |
"Данкин Донатс" |
США |
0,4 |
0,03 |
Цель и основа существования франчайзинговой сети может быть разной:
- сбыт полуфабрикатов и пищевых продуктов (товарный франчайзинг);
- продажа технологии и технологического оборудования (производственный франчайзинг);
- продажа прав на использование торговой марки и определенной системы ведения бизнеса (деловой франчайзинг)[27].
В Российской Федерации франчайзинговую сеть на рынке нефтепродуктов активно развивает компания «Лукойл». В таблице ниже показаны компании, работающие с ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" по договору франчайзинга (табл. 6)[28].
Применение франчайзинга в сфере реализации нефтепродуктов предполагает несколько направлений деятельности: привлечение коммерческих структур для реализации нефтепродуктов НК на условиях коммерческой концессии и привлечение к сотрудничеству коммерческих структур для реализации нефтепродуктов компании при передаче им в аренду на условиях франчайзинга собственных АЗС и нефтебаз.