Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1 - Проблемы, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели при открытии собственного бизнеса [31, с. 60]

Проведенный анализ важнейших проблем, с которыми сталкиваются начинающие субъекты малого бизнеса при открытии его, предоставляют возможность провести ранжирование их по степени важности (1 – самая важная проблема):

  • недостаток и/или сложность в получении нужных финансовых ресурсов – отмечено 47% респондентами, что на 14% выше, чем в 2012 году;
  • определенная сложность в получении помещений в аренду и/или собственность – отмечено 35% респондентами, что на 13% меньше, чем в 2012 году;
  • сложность процедуры прохождения регистрации юридического лица и/или индивидуального предпринимателя – отмечено 6% респондентами, это на уровне 2012 года;
  • недостаток нужных сведений о порядке открытия бизнеса – отмечено 0% респондентами, в 2012 году – 4%.

Таким образом, все выше изложенное позволяет отметить, что малое и среднее предпринимательство в России в целом и Московской области в частности вне зависимости от кризисных явлений развивается, государственная поддержка оказывается, хоть и не в полной степени.

В качестве ожидаемых результатов реализации программы для сектора малого бизнеса называются следующие:

  • облегчение и расширение доступа предпринимателей к кредитным продуктам банков путем развития возвратных инструментов поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • удовлетворение спроса инвесторов на площадки, подготовленные к размещению объектов инновационной сферы, промышленности, логистики и сопутствующего сервиса;
  • снижение напряженности на рынке труда и создание условий для самозанятости;
  • поддержка реального сектора экономики и обновление основных фондов.

На уровне Московской области существует своя региональная проблематика – отсутствие свободных земель, что наглядно видно на рисунке 2.

Рисунок 2 Проблемы, с которыми предприниматели сталкиваются

при ведении своего бизнеса в Московской области [34]

Таким образом, необходимо отметить, что субъектам управления и развития малого и среднего предпринимательства на территории Московской области необходимо решить данные проблемные ситуации и особенно отсутствие свободных земель для ведения бизнеса.


2.2 Пути совершенствования поддержки и развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровне

Для изменения существующей ситуации и анализа проблем развития предпринимательства в России необходимо проводить комплексную программу поддержки малых предприятий на региональном уровне, создавать и популяризировать единое информационное пространство для органов власти и предпринимателей, упрощать законодательство и снижать административные барьеры. Более подробно эти вопросы будут освещены далее по группам проблем.

Административные барьеры

Данная проблема остается уже очень долгое время. Даже несмотря на то, что органы власти как на федеральном уровне, так и уровне субъектов федерации уже предпринимали шаги для устранения трудностей в этой области, однозначного решения проблемы не произошло.

Здесь особую сложность для малого предпринимательства представляют:

  • несовершенство законодательства, которое недостаточно прозрачно, его сложно исполнять, что провоцирует дополнительную проблему коррупции (следование законодательству требует больших потерь времени, что толкает предпринимателей на взятки);
  • противоречия между федеральными и региональными законодательными актами, которые создают конфликты интересов, решение последних зачастую заканчивается взяткой ответственному чиновнику;
  • сложности в прохождении процесса регистрации, здесь сегодня количество административных процедур остается слишком велико;
  • чрезмерное количество проверок малых предприятий со стороны контролирующих органов.

Могут быть реализованы следующие мероприятий для снижения проблемы административных барьеров:

  • проведение специальных исследований относительно размера и областей применения административных барьеров;
  • организация информационно-консультативной поддержки малых предприятий, что позволит довести до сведения предпринимателей требований со стороны контролирующих органов (здесь могут использоваться Интернет-ресурсы государственных органов, а также инфраструктура фондов поддержки малого предпринимательства);
  • предоставление льгот малым предприятиям, в наибольшей степени страдающим от административных барьеров;
  • дальнейшее реформирование существующего законодательства на предмет устранения административных барьеров.

Отсутствие привлекательных заемных ресурсов

Сегодня является очень важным расширение доступа к заемным инструментам у представителей малого бизнеса. Малым предприятиям сложно получать кредиты у банков, особенно от отказов страдают молодые предприятия, чья кредитная история еще не создана, а возможности предоставления залогов очень ограничены.


Чтобы усилить финансирование малого бизнеса нужно активно стимулировать участие в распространении лизинга коммерческих банков и страховых компаний. Лизинг является одним из ключевых инструментов привлечения инвестиционных ресурсов в малый бизнес.

Необходимо также работать над изменением системы финансовой поддержки, а именно усиление деятельности инфраструктурных организаций.

Низкая инновационная активность предпринимателей

Развитие инновационных малых предприятий сегодня называется важным приоритетом в программных документах всех российских регионов. Но пока это остается только на уровне приоритетов.

Низкая квалификация предпринимателей

В рамках данной проблемы важно привлекать представителей власти и самого малого бизнеса к подготовке образовательных программ, так как низкая квалификация предпринимателей стала реальной проблемой, тормозящей развитие малого бизнеса в стране.

Невысокий уровень взаимодействия малого бизнеса и государства

Кроме указанных направлений решения проблем малого предпринимательства должна стать полезной оптимизация сотрудничества малого бизнеса с государством в рамках ассоциаций.

Как уже отмечалось, определяющее значение для поддержки малого предпринимательства в России играет Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в России» 2007 года. Рассмотрим мероприятия подпрограммы государственной программы «Предпринимательство Подмосковья» в текущем 2017 г.

Мероприятия Подпрограммы III Государственной программы

«Предпринимательство Подмосковья» в 2017 году

Частичная компенсация произведённых затрат на создание / развитие / модернизацию производства

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Поддержка МСП, осуществляющим предоставление услуг (производство товаров): социальное обслуживание граждан / услуги здравоохранения / детские и молодежные кружки / детские центры / производство и (или) реализация медицинской техники / обеспечение культурно-просветительской деятельности / ремесленничество

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Рисунок 3 Мероприятия Подпрограммы III Государственной программы «Предпринимательство Подмосковья» в 2017 году 34

При этом в 2017 г. около 45 % заявок на субсидирование было направлено через многофункциональные центры. Рассмотрим порядок подачи заявки на субсидирование через МФЦ. Предоставления документов для субсидии представлен на рисунке 4.


Проверка комплектности документов

Заявление + документы

ЗАЯВИТЕЛЬ

ГКУ МО «Московский областной центр поддержки предпринимательства»

Проверка Заявки

Министерство инвестиций

и инноваций Московской области

Конкурсная комиссия

Субсидия

Рисунок 4 Порядок предоставления документов для получения субсидии МСП

В России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы.

Целью государственных программ поддержки предпринимательства в России является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:

- полная открытость и доступность информации как при формировании государственной политики поддержки МСП, так и при ее реализации;

- учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самозанятости;

- постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;

- значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере государственной поддержки предпринимательства;

- ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов - лизинга, фрэнчайзинга, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования;

- формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателя;

- организация систематических исследований по проблемам предпринимательства и публикация рекомендаций по его развитию;

- обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных структур;

- организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности предпринимательства.

Политика поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России также включает различные виды финансового стимулирования: выделяются гранты и субсидии, предоставляются пониженные ставки по кредитам. В целях стимулирования развития малого предпринимательства принят федеральный закон, предусматривающий предоставление субъектам Российской Федерации права устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0 процентов, которые будут действовать и в следующем 2018 г.


При этом одно из направлений развития инфраструктуры поддержки на уровне региона – развитие инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности как указано на рисунке 5.

Правительства МО

Министерство инвестиций и инновации МО

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

Фин поддержка

Реестр субъектов МСП МО

Поддержка инновационного бизнеса

Бизнес инкубаторы

Технопарки

Некоммерческие организации в МО, социальное предпринимательство

Рисунок 5 Действующая инфраструктура поддержки предпринимательской деятельности в Московской области. 34

Рассмотрим некоторые показатели финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в Московской области. Так, в рамках направления «Модернизация» в 2017 г. предусмотрено 300 млн. руб. для субсидирования деятельности не менее 80 субъектов МСП области. Субсидируются затраты субъектов МСП, связанные с приобретением оборудования, устройств, механизмов, станков, приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, спецтехники. При этом не более 50 % и не более 10 млн.руб.

В рамках направления «Социальное предпринимательство» в бюджете Московской области в 2017 г. предусмотрено 60 млн.руб. при субсидировании не менее 50 субъектов МСП. Финансовые показатели – не более 1,5 млн.руб. и не более 85 % затрат. Субсидируются затраты субъектов МСП:

• арендные платежи

• выкуп помещения

• ремонт и реконструкция помещения

• приобретение основных средств (за исключением легковых автомобилей)

• оплата коммунальных услуг

• приобретение сырья, расходных материалов и инструментов

• участие в выставочных и выставочно-ярмарочных мероприятиях

• повышение квалификации работников

Если рассматривать нормативно-правовую основу поддержки малого предпринимательства последних лет, то она представлена законодательными актами по внесению изменений в уже существующие законы.

Среди данных законов необходимо выделить следующие.

1. Федеральный закон от 02.07.2013 №144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». Этот нормативный акт предусматривает упрощение порядка выкупа государственного имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. Так, предусмотрено преимущественное право выкупа указанными субъектами арендуемого имущества (по состоянию на 1 июля 2013 года), находящееся во временном владении или временном пользовании непрерывно в течение не менее двух лет. Также в случае, если ранее было отказано в выкупе арендуемых помещений из-за действовавших ограничений максимальной площади помещений, дается право на подачу повторного заявления о включении помещений в перечень отчуждаемого имущества. Устанавливается срок рассрочки оплаты стоимости имущества - три года.