Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При открытии собственного бизнеса предприниматели имеют возможность получить различные консультационные услуги в рамках государственных программ по обучению и переобучению руководителей и сотрудников малых и средних предприятий.

Несмотря на отличительные особенности поддержки МСП в Великобритании и Франции, большую часть методов эти страны успешно переняли у Германии, значительно увеличив и стабилизировав при этом уровень своего экономического развития.

Особенностью государственной поддержки МСП во Франции является невозможность оказания поддержки малых предприятий в форме прямых субсидий (поскольку Франция является членом Всемирной торговой организации). В связи с этим Франция вынуждена прибегать к косвенным методам.

Основными направлениями поддержки МСП в Великобритании и Франции, равно как и в Германии, является предоставление льготного кредитования с «налоговыми каникулами» до 2-х лет, обеспечение комфортных условий инфраструктуры, снижение налогового бремени и административных барьеров, оказание консалтинговых и юридических услуг, поощрение экспортной деятельности. Кроме этого, в Великобритании и Франции оказывают различного рода консультации для предпринимателей, а также организуют курсы повышения квалификации и получения управленческого образования.

Все это создает крайне благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в Германии, Великобритании и Франции, делая их передовыми - в экономическом плане - странами Европейского союза.

Сопоставляя инфраструктуру поддержки МСП в России и странах Евросоюза (Германия, Великобритания, Франция), нельзя не отметить, что подход к деятельности этих структур осуществляется разный. Так, в Европе, все системы поддержи малого и среднего предпринимательства объединены в одну организацию и имеют общий центр управления. Кроме того, полномочия всех структур четко разграничены, что помогает оказывать своевременную и качественную поддержку. Для России такой опыт на сегодняшний день не характерен 11,с. 170.

Помимо этого, в Российской Федерации единый информационно-консультационный центр, предоставляющий полную и достоверную информацию обо всех структурах, формах и методах поддержки МСБ функционирует не в полной мере. Официальный сайт, ответственный за это -Федеральный портал малого и среднего предпринимательства - содержит лишь частичную информацию о методах поддержки МСП и структурах, их реализующих.


Как показывает практика, существующие меры поддержки малого и среднего предпринимательства в России на сегодняшний день недостаточно эффективны для того, чтобы субъекты данного экономического института стали конкурентоспособными в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка. Учитывая опыт Великобритании и Франции, успешно использующих некоторые методы поддержки МСП, разработанные и реализуемые в одной из самых экономически-развитых стран мира - Германии, - можно сделать вывод о том, что использование методов Германии в России может благоприятно сказаться на развитии отечественного сектора МСП.

Поскольку прямой перенос всей модели поддержки МСП из Германии в Россию невозможен из-за разности менталитета, наиболее приемлемыми для переноса на российскую модель поддержки МСП могут быть следующие пункты:

- введение налоговых каникул в течение двух лет для всех субъектов малого и среднего предпринимательства, независимо от видов их деятельности;

- объединение всех структур поддержки МСП в единую организацию, что обеспечит более высокую скоординированность рабочих процессов и упростит процесс получения поддержки для предпринимателей;

- четкое разделение сфер деятельности и полномочий каждой структуры поддержки МСП, что предотвратит дублирование функций различными организациями;

- в полномочия региональных информационно-аналитических центров, помимо существующих направлений деятельности, вменить функцию информационного консультирования предпринимателей о деятельности всех структур поддержки МСП на федеральном, региональном и местном уровнях.

Вышеперечисленные пункты помогут не только сохранить и улучшить экономическое положение уже существующих субъектов малого и среднего предпринимательства в России, но и привлекут новых предпринимателей в область МСП. Развитие предпринимательства, в свою очередь, сделает экономику Российской Федерации более стабильной и увеличит все экономические показатели нашей страны.

1.3 Особенности государственного стратегического управления предпринимательской деятельностью

Одним из приоритетных направлений стратегического планирования выступает государственная поддержка предпринимательской деятельности. Для преломления негативных тенденций в развитии малого и среднего бизнеса и в целях обеспечения устойчивого развития экономики Минэкономразвития России два года назад в 2015 г. разработана «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г.», в соответствии с которой необходимо создать адекватные задачам экономические, политические, социальные, правовые механизмы, позволяющие регулировать экономику на всех ее уровнях, создавать целостную инфраструктуру, действительно способную выполнять функции по поддержке малого и среднего предпринимательства. Достижение указанных показателей планируется Правительством РФ, субъектами РФ посредством программно-целевого управления. Таким образом, на федеральном уровне декларируется государственная политика и система поддержки малого и среднего предпринимательства, а конкретные программы реализуются на региональном уровне [11, с. 170].


Проведенный анализ региональных программ показал что, нормативно-правовая база их реализации создана и программы реализуются во всех 83 субъектах РФ. Но при этом стоит отметить, что малый и средний бизнес развивается на территории России неравномерно – их распределение по регионам характеризуется достаточно высокой степенью концентрации. Согласно статистическим данным, на 10 субъектов Российской Федерации с наибольшим количеством малых и средних предприятий – юридических лиц приходится около 46% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц

Создание условий развития малого и среднего предпринимательства определяет в качестве необходимого формирование стратегий и долгосрочных программ деятельности в сфере развития малого и среднего предпринимательства, организационно-управленческих решений создания благоприятных и комфортных условий реализации предпринимательского потенциала. Данная эффективная форма регионального развития обеспечивает устойчивый синергетический эффект регионального бизнеса, способствует повышению уровня жизни населения.

Для современной экономики характерно постоянное развитие и усложнение, внешнее влияние социальных, политических, правовых, экологических и иных условий, что усиливает неопределенность и снижает устойчивость функционирования экономических систем.

Именно поэтому целевая направленность Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года определяет «развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, – социального развития.

В связи с этим можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства в России: первая – причины общеэкономического характера, вторая – причины частного (преимущественно организационного) характера [14,с. 2460].

Система стратегического государственного управления развитием в условиях возрастающей роли регионов требует от региональных властей большей концентрации внимания на систематизации используемых стратегических целевых программ, оценке их воздействия на уровень социально-экономического развития, мониторинге и последующей корректировке целевых показателей (оборот малых и средних предприятий, производительность труда, доля обрабатывающих производств, доля занятого населения).


Содержание нового направления стратегического государственного управления малым и средним предпринимательством представляет собой деятельность уполномоченных органов системы управления, направленную на увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП и значительное расширение инвестиционного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства. Достоверность, законность и целесообразность достижения результатов, представленных в программных и стратегических документах социально-экономического развития позволяет обеспечить достижимость целевых индикаторов массового и высокотехнологического секторов предпринимательства, развивает функциональное содержание системы управления развитием бизнеса. Приоритетным направлением государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства является формирование нового инструментария поддержки малых и средних предприятий.

Мировая практика развития рыночных отношений определила две тенденции: формирование регулируемого и формирование стихийного рынка. Отсутствие достаточно четкого и логического понимания этих двух тенденций, ориентация на отсутствие государственного экономического регулирования привели к тому, что в России рыночные отношения долгое время развивались по второму варианту [15, с. 20].

Формирование регулируемого рынка предусматривает: во-первых, наличие условий свободного инвестирования средств в различные сферы, когда государственное регулирование сводится к формированию оптимальных пропорций. Во-вторых, регулируемый рынок требует совершенного механизма управленческого воздействия на покупательский спрос, т.е. решается проблема формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения. Это можно рассматривать в качестве движущей силы производства. В современной России складывается ситуация, характерная именно для стихийного рынка, когда большинство населения располагает ограниченной покупательной способностью и наблюдается свертывание внутреннего потребительского рынка.

Сущность государственного стратегического планирования развития малого бизнеса состоит в формировании долгосрочных приоритетных целей активного развития системы малого и среднего предпринимательства, выборе методов их достижения в рамках национального правового поля и институциональных ограничений национальной экономической системы. Одновременно Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года предусматривает регулярное аналитическое изучение управленческих функций действующих институтов развития, системы планов и прогнозов в рамках соответствующих общегосударственных предложений по оптимизации организационно-управленческих, регулирующих функций


Слабая разработка методов и подходов к прогнозированию целевых показателей, недостаточная проработанность нормативной базы эволюционного развития малого бизнеса приводят к слабой увязке целевых показателей с фактическими экономическими параметрами [28, с.123]

Формирование механизма программно-целевого развития малого и среднего предпринимательства должно использовать инструментарий проектного подхода к разработке и реализации стратегии развития, базирующейся на применении методик системного подхода в сценарных вариантах, предварительной оценке качественных и количественных индикаторов результативности программ и проектов, мониторинга реализации. Данная методология обеспечивает внедрение модели управления «по результатам» в систему управления, позволяет оперативно и с минимальными затратами вносить коррективы в процессы программно-целевого и проектного управления за счет активизации обратных связей.

Система показателей программно-целевого управления развития малого и среднего предпринимательства должна быть построена на двух принципах: иерархичности (сведение всего многообразия показателей в группы индикаторов) и взаимообусловленности (целевая направленность процессов развития, которые отражают соответствующие индикаторы, используемые на различных уровнях программно-целевого планирования).

Г.В. Федотова в работе «Развитие методологии программно-целевого планирования экономических процессов на основе институционализации обратных связей в управлении» выделяет индикаторы гармонизации, стабилизации, выравнивания, координации, устойчивости.

Приоритеты каждой из групп показателей определяют вектор приоритетности направлений развития малого и среднего предпринимательства в региональной экономической системе.

Расчет интегрального показателя (по формуле средневзвешенной величины) позволяет оценивать качество управления малого и среднего предпринимательства. Интегральный показатель отражает общую российскую и региональную тенденции развития экономики малого и среднего предпринимательства [26, с. 50].

Данная методика группировки индикаторов и исследования корреляционных связей между ними создают предпосылки для обеспечения сбалансированности развития и рационализации распределения ресурсов.

Количественный инструмент прогнозирования количественных значений индикаторов развития малого и среднего предпринимательства определен в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года в части объемных показателей, рыночных ниш бизнеса, показателей технологического развития, финансового обеспечения, территориального развития, кадрового обеспечения по 2018, 2020, 2025, 2030 годам.