Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совокупность одновременно реализуемых программ достаточно велика (государственные программы, приоритетные национальные проекты, федеральные целевые программы, подпрограммы, ведомственные целевые программы, федеральные адресные инвестиционные программы, региональные программы) и может быть детализирована на основе изучения направлений муниципального развития малого и среднего предпринимательства, выявления общих элементов приоритетных стратегических направлений государственной политики, что обеспечит единство социально-экономического поля на всем национальном пространстве.

Таким образом, в рамках реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства необходимо продолжить формирование региональных и территориальных инновационных систем, улучшить взаимодействие между ними по всем стадиям жизненного цикла.

Глава 2 Анализ проблем государственной поддержки предпринимательской деятельности в Российской Федерации на федеральном и региональном уровне

2.1 Анализ проблем поддержки малого предпринимательства в России

На современном этапе развития экономики страны вопросы развития расширенного сектора малого предпринимательства играют особо важную роль. В условиях нестабильной экономической ситуации именно малый бизнес является наиболее уязвимым в силу отсутствия больших масштабов деятельности и диверсификации рисков, присущих крупным предприятиям. В настоящее время роль малого бизнеса в экономике России все возрастает, так как зачастую он рассматривается как катализатор устойчивого экономического развития, нивелирования ряда социальных проблем в обществе, создания активной бизнес-среды, что важно в период нестабильной экономической ситуации, поскольку представляет собой, фактически антикризисный инструмент. Так, На Всероссийском предпринимательском форуме в прошлом 2016 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Малый и средний бизнес должен представлять из себя действительно опору развития экономики нашей страны. Нужно приложить все силы, чтобы в сфере малого предпринимательства стабильность сохранилась, чтобы временные ограничения - экономические и бюджетные - не стали преградой для притока в эту сферу как можно большего числа образованных, современно мыслящих и инициативных людей».


Малый бизнес - неотъемлемая часть современной рыночной экономики. Для него в большей мере, чем для крупного бизнеса, характерны контакты с обществом, что обусловлено его массовостью, преимущественной ориентированностью на непосредственные нужды населения и большей пространственной сосредоточенностью.

На сегодняшний день можно выделить целый ряд проблем, мешающих развитию и процветанию малого предпринимательства в нашей стране, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне, на примере Московской области [34].

Постоянная нехватка финансирования. С учетом текущей экономической ситуации проблемы, связанные с недостатком долгосрочных инвестиционных средств, высокой стоимостью финансовых ресурсов, жесткими требованиями к заемщикам, выходят для малых и средних компаний на первый план. Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала, следовательно, появляется потребность в кредите. Банки в большинстве случаев опасаются выдавать кредиты мелким предпринимателям и поэтому процентные ставки на услуги кредитования малого бизнеса значительно выше, нежели ставки среднего или крупного бизнеса.

Нестабильность законодательства Примером тому является принятие ряда регуляторных решений в 2013-2016, вводящих дополнительные требования и повышающих финансовую нагрузку на малые и средние компании. Речь идет в первую очередь об изменениях в налоговой сфере (введение торгового сбора, отмена льготы по налогу на имущество для предпринимателей - плательщиков упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход) и в сфере обязательных страховых платежей (увеличение фиксированного страхового платежа для индивидуальных предпринимателей). Невосприимчивость к инновациям. На сегодняшний день в России инновационная активность малых предприятий не соответствует требованиям современной экономики. По данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ в России различными видами инновационной деятельности занимаются менее 25% предприятий, когда как в США до 50%. Одной из причин такой проблемы является то, что внедрение инноваций в производство требует больших капиталовложений, а у предпринимателей малых фирм не хватает средств на такие инвестиции. Чрезмерное бюрократическое и налоговое давление на малый бизнес. Огромное количество согласований и разрешений требует времени, сил и затрат на их получение, если предприниматель не в состоянии подготовить необходимые документы. Что касается налогообложения, то оно лишает возможности вовремя сформировать нужные запасы оборотных средств, при этом основная часть средств предприятия уходит на выплату налоговых обязательств. Зависимость динамики малого бизнеса от общего уровня экономического развития региона. На 10 субъектов Российской Федерации с наибольшим количеством малых и средних предприятий — юридических лиц приходится около 46% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства — юридических лиц. В сегменте индивидуальных предпринимателей показатель концентрации составляет 37% для первых 10 регионов. Основная часть малых предприятий сосредоточена в восьми субъектах нашей страны, в том числе Москва и Санкт-Петербург, на них приходится 1/3 всех зарегистрированных малых предприятий. В основном они действуют либо в сфере общественного питания, либо в торговле. Необходим подъем малого предпринимательства в малых и средних городах России, которые остро нуждаются в государственной поддержке для своего появления, а также для дальнейшего своего развития. Данный шаг позволил бы создать для данных городов собственные источники пополнения доходов их бюджетов. Система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах остается недружественной по отношению к небольшим организациям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования. В сочетании с высоким уровнем фискальной нагрузки данные обстоятельства не позволяют малым предприятиям, находящимся на начальных этапах деятельности, увеличить рынок сбыта продукции, повысить доходность бизнеса и таким образом обеспечить переход компании из микро-бизнеса в малый или средний бизнес [34]


Проблема доступа к государственным закупкам. Для малого бизнеса работа по госзаказу может стать наиболее эффективным способом загрузки своих мощностей и поиска клиентов. За 2016 год доступ к государственным закупкам был расширен и объем государственных закупок превысил 1,5 трлн. руб. Таким образом, государство идет навстречу начинающим предпринимателям, однако не все пользуются такой возможностью из-за непонимания, как вступить в данную область. Для того, чтобы разобраться, предпринимателям приходится обращаться за помощью к финансовым консультантам, чьи услуги обходятся очень дорого. Упрощение процедуры участия в государственных закупках могло бы значительно расширить границы для субъектов малого бизнеса.

Низкая платежеспособность населения. Эта проблема сильно сказывается на объеме продаж - маленькому предприятию трудно выпускать товар в огромных количествах, а также оказывать услуги для большого количества желающих за недорогую цену, соперничая с более крупными конкурентами, у которых стоимость товаров (услуг) бывает ниже. Поэтому спрос на продукцию подобного рода предприятий небольшой, так как финансовое состояние населения часто не позволяет отдавать за них большие средства.

В 2016 году аудиторская фирма КРМС провела опрос представителей малого и среднего бизнеса в России для выявления проблем, препятствующих развитию этого сегмента бизнеса. В ходе опроса в 82 регионах страны было собрано более 10 тысяч анкет, в которых предприниматели описывали свои трудности. Наиболее острой проблемой был назван ограниченный доступ к финансовым ресурсам, что отметили 50% опрошенных. Также были перечислены трудность получения долгосрочного кредита, высокие процентные ставки и невозможность получить ссуду с отсрочкой погашения. Плохой бизнес-климат оказался второй по значимости проблемой малого бизнеса (30% опрошенных). Эта проблема связана с частыми изменениями законодательства, прежде всего, в сфере налогообложения, бюрократическими препятствиями, частыми проверками и недостаточным вниманием местных властей к этим вопросам. Третьей по значимости проблемой малого бизнеса предприниматели признали низкий уровень подготовки молодых кадров. Среди прочих проблем, существенно осложняющих ведение бизнеса, упоминались сложности с выходом на рынки, поиском поставщиков товаров и услуг, доступом к производственным технологиям, обучению и инфраструктуре. Предприниматели также отмечали высокие налоги и увеличение налоговой нагрузки, незаконное предпринимательство, рост торговых сетей, высокую стоимость подключения к энергосетям и высокие тарифы. Малое предпринимательство как важнейший институт экономики должен находиться под защитой не только экономических методов, но и административных - это поддержка со стороны закона, специальное налогообложение, рычаги кредитно-денежной политики, смягчение административных барьеров, которые мешают развитию малого бизнеса, в том числе и таможенной политики, улучшение банковской политики в сфере кредитования, развитие инвестирования и многое другое. На сегодняшний день в Российской Федерации развитие и поддержка малых предприятий является важнейшей задачей, которая ставится Правительством РФ в планах стратегического развития до 2020 года. [30, с. 67]


Несмотря на то, что за прошлые годы было разработано несколько государственных программ по поддержке и развитию малого бизнеса, Россия все равно уступает многим странам с развитой рыночной экономикой по показателям не только количественного, но и качественного характера его развития. Анализируя различные формы и методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, можно выявить следующие проблемы их функционирования:

Программы поддержки малого и среднего предпринимательства не образуют целостную систему (к примеру, их цели разнородны и заданы множеством документов). Принимаемые законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их непосредственной реализации органами исполнительной власти создаётся большое количество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими.

Коррупция, приводящая к «сокращению» реальной финансовой и имущественной поддержки малого бизнеса, использованию бюджетных средств для развития неприоритетных сфер экономики.

Проблема эффективности оценки государственных программ. Установленные ключевые показатели эффективности не полностью отражают заявленные цели (не всегда в системе показателей оцениваются конечные результаты деятельности, такие как рост оборота продукции и объема налоговых отчислений у предприятий, получивших поддержку). Как правило, эффект от использования бюджетных средств, потраченных на поддержку малого бизнеса, проявляется в долгосрочной перспективе. Однако государству необходимо найти эффективные меры поддержки в текущий момент, а для этого проводить анализ эффективности той или иной меры поддержки малого бизнеса. В последние годы программы господдержки, реализуемые субъектами Российской Федерации, сместились в сторону создания объектов инфраструктуры, например, создания технопарков, промышленных парков, бизнес-инкубаторов. Об эффективности этих вложений судить очень сложно, так как эти объекты инфраструктуры в основном ориентированы на инновационный малый бизнес, который составляет небольшую долю в составе малого бизнеса.

Высокие требования к получателям поддержки, сложное администрирование документов, необходимых для подачи заявок на получение доступа к программам. Многие бизнесмены не справляются с большим объемом бумаг, необходимых для участия в программах, а также не хотят отчитываться перед государством о своих действиях. Например, основная проблема при оказании содействия в участии малых предприятий в госзакупках заключается в завышенном требовании к участникам тендеров со стороны крупных госпредприятий, так, в обязательные условия стали входить принудительная сертификация поставляемой продукции в аккредитованных центрах при организаторе. Такое ограничение не предусмотрено законодательством и для малых предприятий нерентабельно, поэтому малому бизнесу принимать участие в закупках становится невыгодно.


Отсутствие мотивирующих факторов в государственных программах поддержки для расширения масштабов деятельности малого бизнеса. Это объясняется тем, что при переходе малого предприятия в разряд среднего, степень налогового контроля и условия налогового режима становятся гораздо жестче. Например, при превышении предельного размера доходов (120 млн. руб.) малое предприятие с упрощенной системой налогообложения обязано перейти на общую систему налогообложения, что усложняет систему ведения учета на предприятии, а также повышает налоговую нагрузку. Стоит отметить, что недостаточное внимание к специфике деятельности малого бизнеса при проектировании и реализации регуляторных решений снижает уровень доверия предпринимателей к государству, создает дополнительные стимулы к уходу бизнеса в теневой сектор экономики, нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки. В рамках рассмотрения эффективности реализации мер государственной поддержки, необходимо оценить объем финансирования государством программ поддержки малого и среднего бизнеса в динамике. В связи с нестабильной экономической ситуацией в стране объем финансирования программ в 2015-2016 годах имел тенденцию к снижению. Федеральная поддержка программ значительно сократилась - в 2015г., из 26 млрд. руб. распоряжением Правительства было утверждено только 18,5 млрд., которые должны были быть поделены между 85 субъектами РФ по итогам конкурсов, тогда как в 2014 году данная сумма составляла более 21 млрд.

Таким образом, текущее состояние малого бизнеса определяется условиями продолжительного общего экономического спада. Стоит отметить, что малых предприятий в России становится все больше, вместе с тем «смертность» их также растет: как правило, такие предприятия прекращают свое существование уже через 1-3 года после начала осуществления деятельности. Малый бизнес в России не выполняет должным образом экономические функции, предписываемые ему экономической теорией. Его вклад в развитие инноваций весьма скромен, а его роль в создании рабочих мест заметна, но не сопровождается существенным вкладом в рост доходов и улучшение показателей эффективности бизнеса в целом. Наиболее явно проявляющейся функцией малого бизнеса в России является обеспечение самозанятости населения и удовлетворение спроса на локальных рынках, что особенно важно в условиях импортозамещения.

Проблемы, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели при открытии собственного бизнеса, показаны на рисунке 1.