Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Практический анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретический анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
1.1 Особенности невербальной коммуникации
1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека и их проявление
Глава 2 Практический анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
2.1 Методика изучения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
2.2 Характеристика типичных проявлений эмоциональных состояний
Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимических выражениях шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В.А. Лабунской[11].
Таблица 2.1 – Мимическое выражение эмоциональных состояний
Части и элементы лица |
Эмоциональные состояния |
||||||
гнев |
презрение |
страдание |
страх |
удивление |
радость |
||
Положение рта |
Рот открыт |
Рот закрыт |
Рот открыт |
Рот обычно закрыт |
|||
Губы |
Уголки губ опущены |
Уголки губ приподняты |
|||||
Форма глаз |
Глаза раскрыты или сужены |
Глаза сужены |
Глаза широко раскрыты |
Глаза прищурены или закрыты |
|||
Яркость глаз |
Глаза блестят |
Глаза тусклые |
Блеск глаз не выражен |
Глаза тусклые |
|||
Положение бровей |
Брови сдвинуты к переносице |
Брови подняты вверх |
|||||
Уголки бровей |
Внешние уголки бровей подняты вверх |
Внутренние уголки бровей подняты вверх |
|||||
Лоб |
Вертикальные складки на лбу и переносице |
Горизонтальные складки на лбу |
|||||
Подвижность лица и его частей |
Лицо динамичное |
Лицо застывшее |
Лицо динамичное |
Н.Мечковская (вслед за Дарвином) считает, что в выражении эмоций сильные чувства прямо влияют на тело: сильная злость, радость, ужас выражаются движениями, которые обусловлены не волей, не привычкой, а избытком нервной энергии, которая возникает и распространяется в определенных направлениях, и зависит от связи нервных тканей и мышц (проявление радости и чувства живого удовольствия - это стремление к различным бесцельным движениям и к различным возгласам).
Анализируя эмоциональные жесты, В.Андриянов выделяет девять эмоций (среди которых лишь одна эмоция - удовольствие - является врожденной)[12]:
- стыд и покорность выражаются через опущенные голову и глаза;
- удовольствие - через потирание рук;
- угроза - через показ кулака;
- отчаяние - через скрещенные пальцы рук на груди;
- удивление - через раскрытый рот и широко открытые глаза;
- смущение - через опущенные вдоль тела руки;
- верность – через ладонь на груди;
- нетерпение - через постукивание среднего пальца по большому пальцу.
Среди выделенных автором эмоциональных жестов всего три - раскрытый рот, широко открытые глаза и опущенные глаза (для обозначения удивление, стыда и покорности) - относятся к мимическим.
Итак, можно добавить в группу шести основных (врожденных, или бессознательных) эмоций еще восемь эмоций (по В.Андриянову), которые можно назвать приобретенными (сознательными, или условными), поскольку они являются сознательными и контролируемыми человеком.
К. Яжомбек выделяет бессознательные и сознательные (или условные) мимические знаки. Среди бессознательных проявлений эмоций, которые присущи миру людей и миру животных, автор называет такие невербальные знаки:
1) глаза, что блестят - выражают веселье;
2) матовые глаза - печаль;
3) расширенные зрачки глаз - испуг, робость;
4) широко открытые глаза и возвышенные брови - удивление, неожиданность;
5) открытые различным образом уста - удивление, ужас, страдание, увлечение;
6) горизонтальные морщины на лбу - удивление, неожиданность и тому подобное.
Среди сознательных проявлений эмоций как таковых, что являются переходными из мира природы в мир культуры или глубоко укоренившимися в культуре, К.Яжомбек выделяет такие мимические знаки:
- прикрывание одного глаза - привлечение внимания адресата, предупреждение его о чем-то, намек на что-то;
- широкое открытие глаз - удивление, неожиданность;
- моргание веками - подтверждение или согласие на что-то;
- поднятие бровей - удивление, захват врасплох;
- поднятие бровей - недовольство, неприятная неожиданность, гнев;
- опущение уголков закрытых губ - незнание;
- опущение уголков губ и выпячивание губ – презрение, или очень негативное отношение к кому-то или чему-то;
- улыбка с одновременным прищуром глаз - ирония, насмешка, издевательство / насмешка над кем-то;
- показание языка - дразнение адресата или выражение своеобразной мести адресату.
Итак, эмоции (эмоциональные состояния) делятся на две группы. Первая - основные (врожденные или бессознательные) эмоции, то есть биологически запрограммированные, универсальные, характерные для всех языковых сообществ (а также животных); их выделяют все исследователи - это радость, гнев, страх, удивление, грусть, отвращение / презрение.
Вторая группа - приобретенные (сознательные или условные) эмоции, то есть культурно обусловленные, уникальные, индивидуальные, присущие сознанию отдельного этноса: сочувствие, злорадство, недовольство, стыд, покорность, удовольствие, угроза, отчаяние, верность, нетерпение, смущение.
Остановимся на анализе шести основных (врожденных, или бессознательных) эмоций: радость, гнев, страх, удивление, грусть и отвращение / презрение и их выражении невербальными средствами коммуникации.
1. Гнев (Недовольство). Эмоция гнева в невербальной коммуникации передается через ряд таких мимических признаков, действующих одновременно: 1) открытый рот, 2) опущены уголки губ, 3) раскрыты или прищуренные глаза, что блестят, 4) брови приближены к переносице с поднятыми внешними уголками, 5) вертикальные складки на лбу, 6) динамическое лицо.
2. Презрение (Отвращение / Пренебрежение). Среди признаков невербальной коммуникации весомыми для эмоции презрения являются: 1) закрытый рот, 2) опущены уголки губ, 3) суженые глаза, что блестят, 4) брови, сближены к переносице с поднятыми внешними уголками, 5) вертикальные складки на лбу и переносице, 6) динамическое лицо.
3. Страдания (Грусть). Эмоция страдания в невербальной коммуникации, как отмечает В.Лабунская[13], передается через сочетание таких мимических признаков: 1) закрытый рот, 2) опущенные уголки губ, 3) суженные, тусклые глаза, 4) брови, приближенные к переносице, с поднятыми внутренними уголками, 5) вертикальные складки на лбу и переносице, 6) статическое лицо.
4. Страх (Волнение). Эмоцию страха характеризуют через такие мимические признаки: 1) открытый рот, 2) приподнятые уголки губ, 3) широко раскрытые глаза, блеск глаз не проявляется, 4) брови и внутренние уголки бровей подняты вверх, 5) горизонтальные складки на лбу, 6) статическое лицо.
5. Удивление. Эмоция удивление в невербальной коммуникации передается через взаимодействие таких мимических признаков: 1) открытый рот, 2) приподнятые уголки губ, 3) широко раскрытые глаза, блеск глаз не проявляется, 4) брови и внутренние уголки бровей подняты вверх, 5) горизонтальные складки на лбу, 6) статическое лицо.
6. Радость. Среди признаков невербальной коммуникации весомыми для эмоции радости являются: 1) закрытый рот, 2) приподнятые уголки губ, 3) прищуренные или раскрытые глаза, что блестят, 4) брови и внутренние уголки бровей подняты вверх, 5) горизонтальные складки на лбу, 6) динамическое лицо.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы, исходя из гуманистического подхода к пониманию невербального общения, можно выделить их характерные признаки: голосовая составляющая, мимика, язык тела, язык пространства и движения, речь голоса и тому подобное.
Можно утверждать, что этот процесс имеет две стороны: одна теоретическая, через усвоение знаний о невербальном выражении эмоций; другая - практическая, когда человек самостоятельно участвует в организации своей деятельности и выражении эмоций.
Заключение
Невербальные средства общения необходимы регулирования течения процесса общения, создания психологического контакта между собеседниками, выражения эмоций и отражения истолкования ситуации.
Знание невербального языка позволяет лучшим образом понимать происходящее внутри человека, определять его психическое состояние и отношение к собеседнику. Язык тела выступает универсальным языком человечества.
Таким образом, кроме вербального аспекта важно помнить о невербальном аспекте, отражающем культурные особенности, выступающем дополнительным информационным источником и упрощающим общение между людьми.
Невербальные средства обмена информацией, несмотря на усиленный интерес к ним со стороны науки, до сих пор являются относительно слабо изученными. В настоящее время отсутствует единый понятийный аппарат в исследуемой области. Существуют такие категории, как «невербальные средства общения», «невербальная коммуникация», «невербальные средства передачи информации», «невербальная семиотика», «невербальное общение», «невербальные языки культуры», которые, по своей сути, относятся к средствам информационных источников, которые выходят за рамки человеческой речи.
Список использованных источников
- Андриянов В.В. Сравнительная характеристика жестов русских и французов // Национально-культурная специфика речевого поведения. Москва, 1997. C.265.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник для студ. вузов по экономич. спец. - 2. изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 295 с.
- Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1998.
- Журавлев А.Л. Социальная психология: учеб. пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006. - 416 с.
- Зарецкая Е. Н. Деловое общение / Е. Н. Зарецкая. – М. : Академия, 2003. – 376 с
- Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. - М: Издательство Альфа-Пресс, 2007. - 456 с.
- Иванова К. А. Язык жестов в процессе общения / К. А. Иванова // Вестник Харьковск. нац. ун-та им. В. Н. Каразина. – Вып. 13. – Харьков, 2001. – № 527. – С. 64-67.
- Изард К.Э. Психология эмоций. пер. с англ. СПб., 1999.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 5—35.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства.2-е издание. СПб.: Питер. – 2007.
- Леонтьев В.О. Классификация эмоций / Леонтьев В.О. – Одесса : Инновационно-ипотечный центр, 2002. – 84 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2005
- Меграбян А. “Психодиагностика невербального поведения”, Санкт-Петербург, 2001.
- Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. - 576 с.
- Носенко Э. Л. Диагностика личности средствами невербального общения: монография. / Е. Л. Носенко, Т. Н. Петренко. - М.: Изд-во «Образование Украины», 2013. -191 с.
- Общая психология и психология личности / под ред А. А. Реана. – М. : АСТ : АСТ МОСКВА; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 639 с.
- Пиз А. “Язык телодвижений”, Москва, 2000.
- Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения / Серия «Высшее образование». – Ростов н /Д : Феникс, 2004.
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 4.изд., перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 416 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000
- Смелкова З. С. Деловой человек: культура делового общения : пособие и словарь-справочник / З. С. Смелкова. – М. : Академия, 1997. – 371 с
- Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 416 с.
- Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.