Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Практический анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимических выражениях шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В.А. Лабунской[11].

Таблица 2.1 – Мимическое выражение эмоциональных состояний

Части и элементы лица

Эмоциональные состояния

гнев

презрение

страдание

страх

удивление

радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот обычно закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раскрыты или сужены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или закрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза тусклые

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

Н.Мечковская (вслед за Дарвином) считает, что в выражении эмоций сильные чувства прямо влияют на тело: сильная злость, радость, ужас выражаются движениями, которые обусловлены не волей, не привычкой, а избытком нервной энергии, которая возникает и распространяется в определенных направлениях, и зависит от связи нервных тканей и мышц (проявление радости и чувства живого удовольствия - это стремление к различным бесцельным движениям и к различным возгласам).

Анализируя эмоциональные жесты, В.Андриянов выделяет девять эмоций (среди которых лишь одна эмоция - удовольствие - является врожденной)[12]:

  1. стыд и покорность выражаются через опущенные голову и глаза;
  2. удовольствие - через потирание рук;
  3. угроза - через показ кулака;
  4. отчаяние - через скрещенные пальцы рук на груди;
  5. удивление - через раскрытый рот и широко открытые глаза;
  6. смущение - через опущенные вдоль тела руки;
  7. верность – через ладонь на груди;
  8. нетерпение - через постукивание среднего пальца по большому пальцу.

Среди выделенных автором эмоциональных жестов всего три - раскрытый рот, широко открытые глаза и опущенные глаза (для обозначения удивление, стыда и покорности) - относятся к мимическим.

Итак, можно добавить в группу шести основных (врожденных, или бессознательных) эмоций еще восемь эмоций (по В.Андриянову), которые можно назвать приобретенными (сознательными, или условными), поскольку они являются сознательными и контролируемыми человеком.

К. Яжомбек выделяет бессознательные и сознательные (или условные) мимические знаки. Среди бессознательных проявлений эмоций, которые присущи миру людей и миру животных, автор называет такие невербальные знаки:

1) глаза, что блестят - выражают веселье;

2) матовые глаза - печаль;

3) расширенные зрачки глаз - испуг, робость;

4) широко открытые глаза и возвышенные брови - удивление, неожиданность;

5) открытые различным образом уста - удивление, ужас, страдание, увлечение;

6) горизонтальные морщины на лбу - удивление, неожиданность и тому подобное.

Среди сознательных проявлений эмоций как таковых, что являются переходными из мира природы в мир культуры или глубоко укоренившимися в культуре, К.Яжомбек выделяет такие мимические знаки:

  • прикрывание одного глаза - привлечение внимания адресата, предупреждение его о чем-то, намек на что-то;
  • широкое открытие глаз - удивление, неожиданность;
  • моргание веками - подтверждение или согласие на что-то;
  • поднятие бровей - удивление, захват врасплох;
  • поднятие бровей - недовольство, неприятная неожиданность, гнев;
  • опущение уголков закрытых губ - незнание;
  • опущение уголков губ и выпячивание губ – презрение, или очень негативное отношение к кому-то или чему-то;
  • улыбка с одновременным прищуром глаз - ирония, насмешка, издевательство / насмешка над кем-то;
  • показание языка - дразнение адресата или выражение своеобразной мести адресату.

Итак, эмоции (эмоциональные состояния) делятся на две группы. Первая - основные (врожденные или бессознательные) эмоции, то есть биологически запрограммированные, универсальные, характерные для всех языковых сообществ (а также животных); их выделяют все исследователи - это радость, гнев, страх, удивление, грусть, отвращение / презрение.

Вторая группа - приобретенные (сознательные или условные) эмоции, то есть культурно обусловленные, уникальные, индивидуальные, присущие сознанию отдельного этноса: сочувствие, злорадство, недовольство, стыд, покорность, удовольствие, угроза, отчаяние, верность, нетерпение, смущение.


Остановимся на анализе шести основных (врожденных, или бессознательных) эмоций: радость, гнев, страх, удивление, грусть и отвращение / презрение и их выражении невербальными средствами коммуникации.

1. Гнев (Недовольство). Эмоция гнева в невербальной коммуникации передается через ряд таких мимических признаков, действующих одновременно: 1) открытый рот, 2) опущены уголки губ, 3) раскрыты или прищуренные глаза, что блестят, 4) брови приближены к переносице с поднятыми внешними уголками, 5) вертикальные складки на лбу, 6) динамическое лицо.

2. Презрение (Отвращение / Пренебрежение). Среди признаков невербальной коммуникации весомыми для эмоции презрения являются: 1) закрытый рот, 2) опущены уголки губ, 3) суженые глаза, что блестят, 4) брови, сближены к переносице с поднятыми внешними уголками, 5) вертикальные складки на лбу и переносице, 6) динамическое лицо.

3. Страдания (Грусть). Эмоция страдания в невербальной коммуникации, как отмечает В.Лабунская[13], передается через сочетание таких мимических признаков: 1) закрытый рот, 2) опущенные уголки губ, 3) суженные, тусклые глаза, 4) брови, приближенные к переносице, с поднятыми внутренними уголками, 5) вертикальные складки на лбу и переносице, 6) статическое лицо.

4. Страх (Волнение). Эмоцию страха характеризуют через такие мимические признаки: 1) открытый рот, 2) приподнятые уголки губ, 3) широко раскрытые глаза, блеск глаз не проявляется, 4) брови и внутренние уголки бровей подняты вверх, 5) горизонтальные складки на лбу, 6) статическое лицо.

5. Удивление. Эмоция удивление в невербальной коммуникации передается через взаимодействие таких мимических признаков: 1) открытый рот, 2) приподнятые уголки губ, 3) широко раскрытые глаза, блеск глаз не проявляется, 4) брови и внутренние уголки бровей подняты вверх, 5) горизонтальные складки на лбу, 6) статическое лицо.

6. Радость. Среди признаков невербальной коммуникации весомыми для эмоции радости являются: 1) закрытый рот, 2) приподнятые уголки губ, 3) прищуренные или раскрытые глаза, что блестят, 4) брови и внутренние уголки бровей подняты вверх, 5) горизонтальные складки на лбу, 6) динамическое лицо.

Выводы к 2 главе

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы, исходя из гуманистического подхода к пониманию невербального общения, можно выделить их характерные признаки: голосовая составляющая, мимика, язык тела, язык пространства и движения, речь голоса и тому подобное.


Можно утверждать, что этот процесс имеет две стороны: одна теоретическая, через усвоение знаний о невербальном выражении эмоций; другая - практическая, когда человек самостоятельно участвует в организации своей деятельности и выражении эмоций.

Заключение

Невербальные средства общения необходимы регулирования течения процесса общения, создания психологического контакта между собеседниками, выражения эмоций и отражения истолкования ситуации.

Знание невербального языка позволяет лучшим образом понимать происходящее внутри человека, определять его психическое состояние и отношение к собеседнику. Язык тела выступает универсальным языком человечества.

Таким образом, кроме вербального аспекта важно помнить о невербальном аспекте, отражающем культурные особенности, выступающем дополнительным информационным источником и упрощающим общение между людьми.

Невербальные средства обмена информацией, несмотря на усиленный интерес к ним со стороны науки, до сих пор являются относительно слабо изученными. В настоящее время отсутствует единый понятийный аппарат в исследуемой области. Существуют такие категории, как «невербальные средства общения», «невербальная коммуникация», «невербальные средства передачи информации», «невербальная семиотика», «невербальное общение», «невербальные языки культуры», которые, по своей сути, относятся к средствам информационных источников, которые выходят за рамки человеческой речи.

Список использованных источников

  1. Андриянов В.В. Сравнительная характеристика жестов русских и французов // Национально-культурная специфика речевого поведения. Москва, 1997. C.265.
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник для студ. вузов по экономич. спец. - 2. изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 295 с.
  3. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1998.
  4. Журавлев А.Л. Социальная психология: учеб. пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006. - 416 с.
  5. Зарецкая Е. Н. Деловое общение / Е. Н. Зарецкая. – М. : Академия, 2003. – 376 с
  6. Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. - М: Издательство Альфа-Пресс, 2007. - 456 с.
  7. Иванова К. А. Язык жестов в процессе общения / К. А. Иванова // Вестник Харьковск. нац. ун-та им. В. Н. Каразина. – Вып. 13. – Харьков, 2001. – № 527. – С. 64-67.
  8. Изард К.Э. Психология эмоций. пер. с англ. СПб., 1999.
  9. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 5—35.
  10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.2-е издание. СПб.: Питер. – 2007.
  11. Леонтьев В.О. Классификация эмоций / Леонтьев В.О. – Одесса : Инновационно-ипотечный центр, 2002. – 84 с.
  12. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2005
  13. Меграбян А. “Психодиагностика невербального поведения”, Санкт-Петербург, 2001.
  14. Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. - 576 с.
  15. Носенко Э. Л. Диагностика личности средствами невербального общения: монография. / Е. Л. Носенко, Т. Н. Петренко. - М.: Изд-во «Образование Украины», 2013. -191 с.
  16. Общая психология и психология личности / под ред А. А. Реана. – М. : АСТ : АСТ МОСКВА; СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 639 с.
  17. Пиз А. “Язык телодвижений”, Москва, 2000.
  18. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения / Серия «Высшее образование». – Ростов н /Д : Феникс, 2004.
  19. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 4.изд., перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 416 с.
  20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000
  21. Смелкова З. С. Деловой человек: культура делового общения : пособие и словарь-справочник / З. С. Смелкова. – М. : Академия, 1997. – 371 с
  22. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 416 с.
  23. Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.