Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Практический анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жесты

Поза

Мимика

Визуальный контакт

Направление движения

Длина паузы

Частота контакта

Интонация

Громкость

Тембр

Пауза

Вздох

Смех

Плач

Кашель

Рукопожатие

Поцелуй

Похлопывание

Ориентация

Дистанция

Рис.1.1 Невербальные средства общения

Невербальные средства общения по сравнению с вербальными средствами понимаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Практически отсутствуют люди, способные полностью контролировать все свои невербальные средства. Таким образом, невербальное общение может выступать как в осознанной, так и в неосознанной форме. Следует отметить еще такую аспекты общения, как намеренность и ненамеренность. Язык может лгать, тело нет. Так, Зигмунд Фрейд вкладывал существенное значение в невербальный язык при работе со своими пациентами.

На основе языка тела, по мнению специалистов, в процессе коммуникации люди передают порядка 60% всей информации. Следовательно, невербальное общение выступает важным элементом процесса взаимодействия. Таким образом, информационные сообщения могут быть переданы субъектом общения с осознаваемой целью предоставления данной информации для другого субъекта. Например: взгляд, отображающий внимание к собеседнику; жест, указывающий кому-то конкретное направление; угрожающая поза, демонстрирующая конкретные намерения человека, и т.д. Либо в случае, когда собеседник не обладает намерением передать определенную информацию или наоборот стараться это скрыть (например, скверное настроение), а получатель, несмотря не на что, данное информационное сообщение воспринимает. В связи с этим, по мнению Анатолия Лактионовича Журавлева, полезными выступают такие категории, как «знак» и «сигнал» 12.

Знак – элемент внешности, поведения, движений человека, который содержит в себе информацию, которая воспринимается другим индивидуумом независимо от намерений и воли первого. Знак становится сигналом в случае осознанного использования отправителем знака для того, чтобы передавать определенную информацию получателю.

Порой различия между знаком и сигналом выступают причиной большого количества ситуаций, когда происходит нарушение взаимопонимания между собеседниками. Знак, не осознаваемый отправителем, может быть идентифицирован получателем как сигнал (как признак интереса или опасности) и спровоцировать конкретные действия. А специально отправляемый сигнал может быть не понят получателем и идентифицирован как знак. Сочетания намеренности – ненамеренности, осознанности – неосознанности могут быть представлены определенным рядом комбинаций во взаимоотношениях между отправителем невербальной информации и ее получателем, т.к. каждый из собеседников может придерживаться определенной позиции.


3 Функции невербального общения

Невербальные средства общения являются основой для ориентации людей в различных социальных ситуациях и возможности регулирования своего поведения, а также более глубокого понимания друг друга и построения своих отношений, быстрейшего восприятия социальных норм и корректировки своих действий.

Общее назначение невербального общения может быть более подробно отображено в ряде его информационных функций.

С использованием невербального общения может быть передана информация о признаках расовой (национальной), социальной принадлежности человека; о его физическом и психическом состоянии; об эмоциональном отношении индивидуума к конкретному человеку или ситуации; о возможных альтернативах и способах его поведения в определенных случаях; о степени воздействия на человека тех или иных событий, обстоятельств, мероприятий и т.п.; о психологическом климате в группе.

Особенно важной функцией невербального общения является обмен информацией об индивидуальных и личностных характеристиках между собеседниками, таких, как их самооценка, отношение к людям, общительность, энергичность, темперамент, склонность к доминантности, скромность и т.д.

Невербальные средства общения являются базой для формирования психологического контакта между собеседниками, возможностью выражения эмоций, регулирования течения процесса общения и отражения истолкования ситуации.

Невербальное поведение человека тесно связано с его психическими состояниями и выступает средством их выражения.

1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека и их проявление

Эмоции проявляются в виде эмоциональных реакций, состояний или отношений.

1. Эмоциональные реакции. Эмоциональные реакции - улыбка, смех, плач, ярость, страх, волнение, импульсивность действия или полная неподвижность - тесно связаны с событиями, которые их обусловили. В экстремальных условиях, когда человек не может овладеть определенной ситуацией, развиваются так называемые аффекты - особый вид эмоций, которые сопровождаются сильной, бурной реакцией (например, страх, гнев)[2].

Эти реакции не контролируются сознанием, поэтому их трудно сдерживать. Переключение на другой вид деятельности (физическая работа) способствует эмоциональной разрядке. Эмоциональные реакции при определенных ситуациях необходимо сдерживать: не смеяться и не подавать вида, когда кто-то по неосторожности что-то не так сделал или сказал.


2. Эмоциональные состояния. Эмоциональные состояния - это длительные переживания, эффект от сильной эмоциональной реакции. К ним относят возбуждение, угнетение (депрессия), страх, тревогу. Эмоциональное состояние является меняющимся психическим явлением. Веселое настроение может меняться печальным, спокойное - на тревожное, угнетение - активностью.

Эмоции вызывают настроение человека. Настроение - это устойчивое, довольно длительное эмоциональное состояние. Причины, которые являются основой того или иного настроение, не всегда осознаются человеком.

Они зависят от физического самочувствия или от качества памяти. Длительные конфликтные ситуации, невозможность осуществить желаемое могут привести к подавленному состоянию, тревоге или агрессивном поведении человека. Реальная оценка ситуации, соответствующие волевые усилия помогают выйти из этих состояний.

3. Эмоциональные отношения. Эмоциональные отношения направлены на определенное лицо, объект, процесс. К ним относят любовь, страсть, привязанность, ненависть, ревность, зависть. Эмоциональные отношения могут привести к различным эмоциональным состояниям[3].

Эмоциональные состояния человека формируются на основе социальных условий существования и характеризуются личностным характером. Эмоции - это субъективные переживания, которые сигнализируют о благополучном или неблагополучном физическом и психическом состоянии человека. Чувства же включают как субъективное, так и объективное предметное содержание. Они формируются объектами, которые представляют ценностное личностное значение, и адресуются к ним.

Качество переживаний, вызванных чувствами, формируется личностным смыслом и значением, которое играет конкретный объект для человека. Следовательно, чувства имеют связь как с внешними свойствами объекта, непосредственно воспринимаемого, так и с теми знаниями и категориями, которые уже есть о нем у человека. Чувства отличаются действенным характером, так как они побуждают или угнетают активность человека. Чувства, направленные на побуждение определенной активности, называются стеническими, а чувства, подавляющие ее - астеническими.

Среди эмоциональных состояний выделяют: настроение, стресс, аффект, фрустрацию и страсть.

Настроение – представляет собой наиболее общее эмоциональное состояние, которое охватывает человека в течение конкретного временного периода и оказывающего значительное влияние на его психику, поведение и деятельность. Следует отметить, что процесс формирования настроения может протекать медленно и постепенно, а может возникать внезапно и быстро. Он бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным[4].


Энергичным, бодрым и активным человека делает позитивный настрой. В состоянии хорошего настроения удается любя деятельность, все получается, а результаты такой работы характеризуются высоким качеством. В случае плохого настроения работа идет вяло, все валится из рук, совершается много ошибок, что ведет к получению брака и продуктов низкого качества.

Аффект - кратковременное эмоциональное состояние, которое стремительно возникает и очень бурно протекает. Данное состояние имеет негативное влияние на психику и поведение человека. В случае настроения речь идет о сравнительно спокойном эмоциональном состоянии, то в случае аффекта – об эмоциональном взрыве, внезапно начинающемся и разрушающем нормальное душевное состояние человека.

Аффект может проявляться неожиданно, но может также формироваться постепенно на базе аккумуляции накопленных переживаний, в случае переполнения ими души человека.

Человек в состоянии аффекта не способен рационально управлять своим поведением. Охваченный аффектом он порой совершает такие поступки, о которых позже очень горько сожалеет. Убрать или приостановить аффект невозможно. Тем не менее, состояние аффекта не является причиной, которая снимает с человека ответственность за его действия, поскольку каждый человек обязан научиться управлять своим поведением в такой ситуации. Для этого необходимо при первых признаках аффекта переключить внимание с объекта, который является причиной на что-то иное, нейтральное. Так как в большинстве случаев аффект отражается в речевых реакциях, направленных на его источник, надо заместить внешние речевые действия внутренними, например, посчитать медленно до 20. В силу того, что аффект проявляется кратковременно, то по завершению счета интенсивность аффекта снизится и человек будет уже в более спокойном состоянии.

Аффект, как правило, встречается у людей холерического типа темперамента, а также у истеричных и невоспитанных индивидуумов, которые не научились управлению своими чувствами и поступками.

Стресс - эмоциональное состояние, неожиданно проявляющееся у человека под действием экстремальной ситуации, которая характеризуется опасностью для жизни или работой, которая требует значительного напряжения. Стресс, как и аффект, столь же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. В силу этого, некоторые психологи считают стресс как один из видов аффекта. Однако, это не так, потому что стресс характеризуется особыми чертами. Во-первых, стресс появляется только в случае экстремальной ситуации, в то время как аффект может возникнуть по любому поводу. Во-вторых, аффект дезорганизует психику и поведение, в отличие от стресса, который не только дезорганизует, а наоборот мобилизует защитные силы организма для выхода из экстремальной ситуации[5].


Влияние на личность стресса может быть как положительное, так и отрицательное. Позитивную роль играет стресс, осуществляя мобилизационную функцию, негативную роль – оказывая вредное воздействие на нервную систему, что ведет к психическим расстройствам и даже заболеваниям организма человека.

Следует отметить, что стрессовые состояния по-разному оказывают влияние на поведение человека. В случае одних людей под действием стресса проявляется совершенная беспомощность и неумение противостоять стрессовым воздействиям, другие же люди, напротив, выступают стрессоустойчивыми личностями и проявляют себя с лучшей стороны в ситуации опасности и в работе, требующей напряжения всех сил.

Фрустрация - глубокое эмоциональное состояние, проявляющееся в результате влияния неудач, которые происходят на фоне завышенных запросов личности. Такое состояние может иметь место в форме негативных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации может быть осуществлен двумя путями. В-первых, личность развивает активную деятельность и преуспевает, в-вторых, снижает уровень запросов и удовлетворяется теми результатами, которые может максимально достичь.

Страсть - глубокое, очень устойчивое и интенсивное эмоциональное состояние, которое поглощает человека полностью, и обуславливает все его мысли, поступки и стремления. Страсть может относиться как к удовлетворению материальных, так и духовных потребностей. В качестве объекта страсти могут выступать различные предметы, люди, явления, которыми индивидуум стремится завладеть любой ценой[6].

С учетом потребности, на которую направлена страсть, или объекта, с использованием которого она удовлетворяется, страсть характеризуется как положительная или как негативная. Положительная или возвышенная страсть основана на высоконравственных мотивах и имеет не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение искусством, наукой, общественной деятельностью, защитой природы и т.п. наполняет жизнь человека содержанием и интересом. Великие дела осуществлялись с великой страстью.

Отрицательная или низменная страсть характеризуется эгоистической направленностью, а для ее удовлетворения человек не видит никаких преград, что часто ведет к совершению антиобщественных аморальных поступок.

Выводы к 1 главе

Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями.