Файл: Анализ современной нормативно-правовой инфраструктуры сферы коммуникаций в публичном управлении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Использование системы коммуникаций в публичном управлении является важной составляющей процесса подготовки и принятия управленческих решений. Как свидетельствует мировой опыт, развитие демократического государства невозможно без создания и функционирования эффективной системы взаимодействия органов государственного управления и субъектов гражданского общества. Такая коммуникативная взаимодействие не только играет чрезвычайно важную роль с точки зрения влияния общественности на принятие управленческих решений органами власти, но и имеет большое значение для формирования имиджа открытого и прозрачного субъекта властных полномочий.

Эффективность коммуникативного взаимодействия в публичном управлении зависит от большого количества факторов. Среди них есть и осознание субъектом коммуникации самой сути коммуникационного процесса и нормативно-правовая основа деятельности органов публичного управления в сфере связей с общественностью.

Разработанность в науке. Анализ последних исследований и публикаций. Изучению опыта коммуникаций, могут быть применены в информационную эпоху, уделяют внимание Адорно, М.Маклюэн, М.Кузнецова, Г.Почепцов.

Существенный вклад в становление современной науки о коммуникации, в том числе в публичной сфере, сделали Ю.Габермас и Н. Луман. Возможности внедрения маркетинговых коммуникаций в деятельность органов власти исследовали М.Брун, Ф. Котлер, В.Лобанову, А.Панкрухин и др. Современные научные обоснования в области отечественной государственной информационно-коммуникационной политики осуществляются учеными Л. Литвинова, С.Соловьева, Р.Войтович, М.Лашкинои и др.

Среди последних работ в направлении изучения маркетинговых коммуникаций в сфере государственного управления можно отметить исследования "Система маркетинговых коммуникаций в государственном управлении "Д.Кислова.

Целью исследования является обоснование основных составляющих процесса коммуникации в публичном управлении и анализ современной нормативно-правовой инфраструктуры сферы коммуникаций в публичном управлении.

Задачи исследования:

- проанализировать понятие и виды коммуникации в организации;

- изучить методы изучение коммуникации в организации;

- определить проблемы, возникающие при осуществлении организационной коммуникации;

- охарактеризовать специфику коммуникации в органах власти;


- обозначить этапы организации процесса коммуникации в органах власти.

Объект исследования – организационная коммуникация

Предмет исследования - Организация процесса коммуникации в организации (на примере органов власти)

Гипотеза исследования. Независимо от общих характеристик организации (её размеров, длительности существования и сферы деятельности) существует закономерное влияние структуры коммуникационных сетей на перераспределение ресурсов власти в организации.

Методы и методика исследования. В исследовании были использованы следующие методы сбора социально-психологической информации: сравнительный анализ.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в преподавании курса «Психология коммуникаций»

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы – 46 листов.

1. Организационная коммуникация как теоретическое понятие

1.1. Понятие и виды коммуникации в организации

Содержание и средства общения определяются социальными функциями лиц, общающихся их статусом в структуре общественных отношений, принадлежностью к той или иной общности. Человеческое общество немыслимо без общения, которое выступает как средство «цементирование» индивидов и как средство развития самих индивидов. Отсюда вытекает существование общения как реальности общественных отношений. Пожалуй, именно это позволило А. Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной настоящей роскоши, что есть у человека».

Учитывая сложность общения как социально-психологического процесса определим его основные функции: коммуникативная, перцептивная, интерактивная.

Коммуникативная функция - это обмен информацией между лицами, общаются. Перцептивная функция означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Интерактивная функция заключается в организации взаимодействия между партнерами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, поступками.


Развитие человека и его связи с деловым миром невозможно без навыков общения. Само по себе общение - это многогранный процесс жизнедеятельности человека. Наиболее содержательный и выразительный способ общения - слово, речь. Умение слушать и говорить - необходимое условие для индивидуального общения. Психология достаточно подробно изучила механизм общения и утверждает, что человек сознательно и бессознательно использует три механизма общения.

1. Восприятие

2. Понимание

3. Оценка человека человеком

Реализует человек эти категории через:

а) идентификацию отождествление себя с ней

б) стереотипизации и распространения характеристик на человека определенной социальной группы

Все действия в процессе общения нацелены на регулирование или изменении своей и чужой позиции эти взаимодействия делятся на:

а) дополняющие - когда партнеры адекватно воспринимают друг друга, одинаково понимают ситуацию и направляют свои действия в очикованому направлении

б) конфликтные - когда партнеры не желают знать позиций друг друга, каждый упорно реализует свои цели, намерения вопреки намерений партнера

в) скрытые - предусматривают или глубокое знание партнерами друг друга или понимание с пол слова или легкого кивка

Для эффективного обеспечения общения и использования всех видов взаимодействия менеджерам присущи качества открытого человека к общению. Эта склонность к общению (умение говорить и слушать) гибкость поведения, сдержанность, тактичность и терпимость.

Общение людей - это, прежде всего, процесс взаимной активности: информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается, при этом предполагается, что в ответ на посланную информацию будет получена новую. Партнеры влияют друг на друга с той или иной целью, возникают определенные отношения. Обмен информацией возможен только при условии, что субъекты понимают друг друга, то есть одинаково воспринимают значение слов, произносятся. Не случайно Л. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слова». Сложность общения определяет разнообразие его видов. Классификацию его можно проводить по различным признакам. Например, по субъектам деятельности выделяют: межличностное - при непосредственных контактах двух или более лиц, межгрупповое - контакты с другой первоначальной группой или отдельным его представителем, социальное - субъектом выступает группа, общность людей или общество в целом. В зависимости от средств, используемых общение может быть: материальным - с помощью трудовых действий, отдельных операций, результатов деятельности, выполняют дополнительную коммуникативную функцию, знаковым - с помощью знаковых систем (например, языка, азбуки Морзе, азбуки Брайля для глухонемых), позазнаковим или смысловым - с помощью жестов, мимики, пантомимики и тому подобное. По признаку наличия посредников между коммуникантами общения бывает опосредованным и непосредственным. Непосредственное ( «лицом к лицу») исторически возникло раньше, сначала с помощью мимики и жестикуляции, позже развилась речь, опосредованное - стало возможным в связи с появлением письменности и технических средств связи.


Организационные коммуникации как парадигмальный феномен еще не были предметом специальных исследований. Хотя понятно, что как специфические социально-экономические, культуральные образования, именно они выступают мощным продуцентом коммуникационных технологий. В философском научном кругу началось обсуждение полипарадигмального статуса организационных коммуникаций (В. Василькова, С. Клягин). Важными для нашей темы является наблюдение авторов, касающиеся развития и современного состояния коммуникаций в организации. Например, в фундаментальном труды Д. Корнелиссен содержатся принципиальные замечания по сближению коммуникационных потоков в организации из-за изменений в качестве аудиторий, на которые они рассчитаны, и в целом из-за влияния глобальных преобразований в макро- и микросреды организации[1]. Включая исследования организационных коммуникаций к области пиарологии (И. Кужелева-Саган), нельзя не обратить внимание на работу автора этого термина, где косвенно возникал вопрос, который мы считаем принципиальным и предлагаем для обсуждения. речь идет о попытки осуществить корреляцию (от лат. соотнесения) типов парадигм (по типами рациональности) с соответствующим концептуальным статусом организационных коммуникаций[2].

Напомним сущность понятия парадигмы по В. Степину.

Парадигму можно определить как принятую данной наукой систему понятий.

В последнее время понятие «парадигма» обогащается, парадигму трактуют как теории, концепции, направления, ориентации, течения, движение научной мысли, добавляют знания, которые имеют значение для развития науки. Научную триаду - классическую, неклассическую и постнеклассической науки и соответствующие им типы рациональности ввел в науку русский философ, академик В.С. Степин в 1989 Использование классической, неклассической и постнеклассической (или неонекласичнои) парадигм позволяет представить последовательные стадии развития научного мышления, вытесняют друг друга. они обеспечивают многомерное видение прошлого, настоящего и будущего. Их сосуществование в рамках взаимодополняемости разрешается модельной гносеологической установкой современной науки. На сегодня укоренился предложенный В. Степиным разделение науки на триаду - классическую, неклассическую и постнеклассической науки по форме рациональности[3]. Эту триаду трактуют как три периода в развитии научного знания и трех парадигмы научной рациональности, последовательно сменяют друг друга. Им соответствуют три образа науки. Но каждый новый образ учения принимать не элиминирует предыдущие, сосуществует вместе с новой формой, возникает, но уже в четко определенных пределах.


По мнению В.С. Степина, классический тип рациональности центрирует внимание на объекте, пытается элиминировать все, что касается субъекта, средств и операций его деятельности. Методологический подход, основанный на классической позитивистской методологии субъектно-объектных диспозиций, представленный концепции структурного функционализма, использует концепции информационного общества, технологического детерминизма, компьютерной футурологии и тому подобное. Онтология социальных коммуникаций в данном подходе базируется на системных связях и функциях[4].

Современные исследования в области комуникативистики подтверждают наше мнение относительно ограниченности научно-методических штудий в этой области классической парадигмой социального познания, ориентированной на поиски единого, «вполне истинного» определения; на выявление, преимущественно, структурно-функциональных связей в коммуникативной системе; на линейные (Односторонние или двусторонние) модели коммуникации; а главное, на отношение к человеку и к общественности как объектов коммуникативного воздействия, чьи реакции возможно всегда просчитать[5].

Однако современные организации не могут не испытывать влияние новой социальной практики, где процессы саморегулирования, самоорганизации приобретают значимой силы. Феномен организационных коммуникаций интересный и нетипичный через свою ощутимую амбивалентность: с одной стороны, организация (то есть люди, связанные с ней) испытывает влияние неопределенного среды, а с другой – пытается отстраниться от неопределенности, разрабатывая собственные коммуникативные технологии, организационно-ориентированные, центрированные на цели организации.

Антиномичность явления, исследуется, свидетельствует о его эволюционирования от «классики» до «неклассики» и «постнеклассики» (В. Степин). Сущность современной постнеклассической науки заключается в том, что она перешла к изучению сложнейших, в высшей степени организованных систем, которые часто включают человека в качестве одного из важнейших сущностных элементов и подсистем[6].

Для того, чтобы понять развитие и актуальность организационных коммуникаций важно сначала понять ряд исторических событий, которые имеют влияние на операционную среду бизнеса. На самом деле, если взглянуть на достижения в области технологий за последние десятилетия, наверное, что это побудило основные изменения в подходе организаций к бизнесу и коммуникации. Примером является СМИ: чтобы не случилось и где бы это ни произошло, информация может добраться до всех уголков мира только с помощью клика.