Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Практический анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоции человека чрезвычайно разнообразны и сложны, они могут быть положительными и отрицательными. Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов.

Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движения. По изменению походки, осанки, а также жестами человека, мимикой, интонацией, изменением скорости речи можно составить представление об эмоциональном состоянии. Наблюдая за выражением лица, мы не только понимаем, что чувствует другой человек, но и заражаемся ее состоянием: сопереживаем, сочувствуем, жалеем. Таким образом, выразительные движения - своеобразное средство общения между людьми.

Жизнь человека без эмоций невозможна. Но в каждой ситуации эмоции имеют свои проявления и выражаются в форме невербальных характеристик.

Глава 2 Практический анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

2.1 Методика изучения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

Процесс коммуникации включает вербальные и невербальные средства общения. Невербальный язык меньше контролируется сознанием, поэтому он более правдив. Если информация, которая поступает невербальным каналом, противоречит информации, полученной вербальным, то верят невербальным средствам общения, поскольку они руководствуются подсознательностью.

Глазами человек воспринимает гораздо больше, чем ушами. Большая часть информации (до 75%) передается невербальными средствами общения. Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если есть желание предстать внимательным и интересным собеседником, то нужно разбираться в жестах и мимике.

Для обозначения особой дисциплины, которая изучает семиотику движений тела, чаще всего употребляется термин «кинесика». Кинесика (от греч. «Kinesis») рассматривается как отрасль знаний, изучающая совокупность телодвижений (жестов, мимики), которые применяются в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата). Термин «кинесика» предложил Р. Бирдвистел с целью изучения общения с помощью анализа движений тела.


Начало научному изучению кинесики, по сути, был положено Ч.Дарвином, который фундаментально исследовал вопрос связи между происхождением языка и развитием жестов и мимики. Сейчас является общепризнанным положение о том, что кинесика может рассматриваться как неотъемлемый составной элемент при исследовании вербальной коммуникации, свойственный только человеку[7].

Исследования этнических особенностей кинесики начал американский этнолог Ф. Боас, который уделял большое внимание жестикуляции. Однако определяющее влияние на развитие современной кинесики произвел антрополого-лингвистический метод Э.Сепира, в частности, его положение о том, что жестикуляция это код, который необходимо изучить, чтобы успешно осуществлять коммуникацию.

В исследованиях американских психиатров и психоаналитиков, которые были последователями Э.Сепира, акцент был сделан на относительном характере жестикуляции: Уэстон Ла Бар проиллюстрировал конкретными примерами понятие «фатической» коммуникации, введенное Б. К. Малиновским, и собрал материал о «псевдоязыках», которые предшествовали появлению словесного дискурса[8].

Некоторые авторы считают, что кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (проксемика) (зона, территория, дистанция, которую неосознанно поддерживают коммуниканты), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), что может быть решающим в интерпретации языковых высказываний[9].

Постепенно в исследованиях языковой коммуникации начало формулироваться направление, связанное с анализом невербальных средств общения не только для распознавания содержания высказывания, но и состояний собеседников и их индивидуальных различий.

Одной из важных составляющих общения является визуальный контакт, поскольку именно взгляды могут сказать намного больше, чем слова. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Направление взгляда свидетельствует о направленности внимания собеседника и, вместе с тем, дает обратную связь, указывает на то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Взгляд используется также для установления взаимоотношений.

К пантомимике (от греч. «Рantоmиmоs» - «все подражая») относят выразительные движения, представленные изменениями в походке, жестах, позе и тому подобное. С ее помощью передается информация о психическом состоянии человека, его переживаниях.


Наиболее информативным компонентом явлений кинетической коммуникации выступает жест (выразительное движение руки), с помощью которого дополняется сообщение речевой коммуникации. При этом пантомимика мало контролируется сознанием, хотя исходную роль в формировании играют культурно обусловленные системы поведения, которые усваиваются, прежде всего, путем имитации ролей в детском возрасте. Пантомимика может сопровождаться мимикой, подтверждая или опровергая ее.

Важным компонентом коммуникативной ситуации является расстояние между собеседниками, которое изучает область научных исследований проксемика (лат. «Proximus» - «ближайший»). Она исследует процесс организации пространства и времени в коммуникативном взаимодействии. Межличностное пространство (дистанция общения) имеет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Дистанция общения зависит от многих факторов: от направления общения, от различных характеристик субъектов общения (их близости, возраста, социального статуса, психологических особенностей, национальных обычаев и т.п.).

2.2 Характеристика типичных проявлений эмоциональных состояний

Разнообразные переживания чувств внешне оказываются в специфическом выражении лица (эмоциональной маске), позе, интонации голоса и свидетельствуют об определенном эмоциональном состоянии человека. Таких эмоциональных состояний много, и каждому из них присущ свой набор психологических характеристик и особенностей внешнего проявления.

Исследования показали, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью выражают соответствующие эмоции. И хотя каждое выражение является конфигурацией всего лица, однако основную информационную нагрузку несут брови и область вокруг рта. Лучше познаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее эмоции печали и страха.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

- Удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

- Страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

- Гнев - брови опущены, морщины на лбу изогнуты, глаза прищуренные, губы сомкнуты, зубы сжаты;


- Отвращение - брови опущены, нос сморщенный, нижняя губа выступает или поднята и сомкнута с верхней;

- Печаль - брови сведены, глаза потухшие, часто уголки губ слегка опущены;

- Счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и отведены назад.

Легче всего распознаются положительные эмоции - радость, любовь, удивление. Трудно воспринимаются эмоции отрицательные - печаль, гнев, отвращение. Левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека - это связано с тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, «отвечает» за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах, а отрицательные ярче выражены на левой.

Улыбка также бывает разной. Она может отражать разные мотивы. Следует быть осторожным в ее толковании. Если кто-то допустил непредсказуемую ошибку - он может виновато улыбнуться, как бы прося за это прощения. Чрезмерная улыбчивость может появиться выражением заискивания перед собеседником или выражать потребность в одобрении своих поступков и слов. Как правило, улыбка означает доброжелательное расположение партнера по общению, стремление войти в контакт. В то же самое время она, как элемент мимики, зависит от региональных и культурных различий: представители одних наций склонны улыбаться чаще, чем представители других.

Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении, открытость к общению. Впрочем, улыбка может отражать разные мотивы, и нужно быть осторожным в ее толковании. Например, чрезмерная улыбчивость может быть проявлением болезненной потребности в одобрении или низкопоклонству перед начальством, а то и вовсе ничего не выражать - быть своеобразной вежливой вывеской, маской, одетой человеком.

Спектр человеческих переживаний, безусловно, значительно разнообразнее. Кроме того, каждый из них может иметь разные степени выраженности, например спокойное удовольствие, бурная радость, восторг, экстаз и т.д. Соединяясь между собой, некоторые эмоции вызывают сложные переживания, делают эмоциональную жизнь человека очень насыщенным.

П. Экман и В. Фризен (Р. Ekman, W. Friesen) выделили пять классов невербальной эмоциональной экспрессии:

1) адаптационные проявления - неспецифические выражения эмоций, которые сигнализируют об общем состоянии организма (например, ходьба "из угла в угол" при душевном волнении, подпрыгивание на месте от радости);

2) регуляторы - движения, добавляют ритм течением эмоционального процесса (например, покачивание головой при переживании печали, постукивание пальцами при состоянии неопределенности);


3) иллюстраторы - движения, дополняющие вербальное сообщение;

4) демонстрацию - умышленное усиление эмоционального выражения с помощью мимики (например, нахмуривание бровей при гневе, улыбка);

5) знаки - культурно обусловленные жесты, значения которых могут быть не идентичны в различных сообществах.

К названным выразительным средствам можно добавить и интонационные характеристики голоса (грустный голос, гневный возглас и т.д.). Хотя, по данным Дж. Питтама и К. Шерера интонация сама по себе не является достаточной для правильного опознания эмоции. В одном из исследований испытуемым, которые не знали голландского языка, давали прослушать аудиозапись эмоционально насыщенных фраз. Жители Азии не могли идентифицировать интонации удовольствия, а печальный голос часто путали с тревожным. С другой стороны, непроизвольное интонационное повышение голоса при лжи позволяло испытуемым в 86% случаев правильно отличить субъектов, которые лгали, от тех, кто говорил правду.

Весьма выразительны в мимической палитре являются губы. Только они могут подтвердить или опровергнуть то или иное впечатление от собеседника. О защите в форме гнева или злобной ярости говорят щелеобразно в обе стороны растянутые губы, сжатые и обнаженные зубы, одновременно с этим шипящее дыхание ш-ш-ш. При сильном удивлении рот открывается максимально. Часто сопровождается выпученными глазами, которые, не понимая, смотрят на причину удивления[10].

Если уголки рта оттянуты вниз с напряжением, то это активная поза отвращения, издевки, зависти, недоброжелательности. Если поджатые губы напряжены, сжаты, то так выражается бессильный гнев. Фиксировано скривленный в одну сторону рот говорит о склонности данного человека к издевательскому и презрительному отношению.

Наморщивание носа усиливает выражение отвращения, недовольства, неприятного ощущения, противоречивости. По-разному можно интерпретировать смех человека. В смехе может выявиться глупость, пошлость, презрение, ненависть, насмешка, злорадство, смущение, фальшь и т.п. Чем свободнее и непринужденнее кажется улыбка, тем в большей степени она является выражением наивной, чистой радости.

Для выражения различных чувств человек активно использует брови. Наморщенные брови обычно выражают гнев, напряжение, критику, неудовольствие, бешенство и потрясение. Брови в виде выпуклого полумесяца выражают в определенных ситуациях удивление, недоумение, а в других, в сочетании с улыбкой — радость, удовольствие.