Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Практический анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Невербальное общение шире знакомое как язык жестов и поз, состоит из всех форм самовыражения человека, которые не используют слова. По мнению психологов, понимание невербальных сигналов выступает важнейшей основой для эффективного общения. При деловом общении указанные сигналы порой играют решающую роль: в процессе подбора работников, определении контрагентов и партнеров по бизнесу, при взаимодействии с потребителями. Что же придает такой большой вес невербальным средствам общения?

Средства невербального общения наряду с вербальными средствами делового общения имеют огромную значимость. Они обеспечивают эффективность взаимодействия партнеров общения, их взаимопонимание, взаимоотношение партнеров, что очень важно для развития коллектива.

Понимание личных паттернов различных эмоциональных состояний способствует тому, что реакция на лицевую экспрессию собеседника взаимосвязана с воспроизведением его мимики, то есть в невольном изменении активности мышц лица. Данный процесс аналогичен «эмоциональному заражению, или резонансу». Следовательно, для определения и идентификации паттернов лицевой экспрессии собеседник применяет два канала – зрительный, производящий распознавание на основе гностических нейронов нижневисочной коры, и проприорецептивный, который проводит оценку паттернов собственной лицевой экспрессии и служит подкреплением (обратной связью) реакции на информацию, поступающую со зрительного канала.

Проблему невербальных средств общения исследовали в научных трудах, посвященных деловому общению, Римма Ботавина, Леонид Венгер, Елена Зарецкая, Владимир Зусин, Елена Каменская, Федор Кузин, Альвина Панфилова, Владимир Лавриненко, Илья Шеломенцев, Владимир Южин.

По результатам социально-психологических исследований порядка 70% информации поступает человеку так раз по визуальному (зрительному) каналу; невербальные сигналы делают возможным понимание истинных чувств и мыслей собеседника; конкретное отношение к собеседнику часто складывается с учетом первого впечатления, а оно, в свою очередь, выступает результатом влияния невербальных факторов – выражения лица, взгляда, походки, манеры держаться, стиля одежды.

Цель исследования состоит в изучении невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Объект исследования: невербальная коммуникация человека.

Предмет исследования: невербальные проявления эмоциональных состояний человека.


Задачи исследования:

  1. Раскрыть особенности невербальной коммуникации.
  2. Охарактеризовать эмоциональные состояния человека и их проявление.
  3. Описать методику изучения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.
  4. Дать характеристику типичным проявлениям эмоциональных состояний.

Теоретическое значение работы состоит в систематизации и обобщении знаний об особенностях внешнего выражения эмоциональных состояний личности человека.

Глава 1 Теоретический анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

1.1 Особенности невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация - это система знаков, применяемая в процессе общения и отличающаяся от языковых средствами и формой проявления. Несмотря на то, что языковые каналы связи обладают приоритетным значением, однозначно нельзя игнорировать невербальные средства.

Научные исследования подтвердили, что как раз за счет невербальных средств, осуществляется от 40 до 80% коммуникации. При этом 55% сообщений определяется посредством выражения лица, позу, жесты, а 38% - посредством модуляции и интонации голоса.

Информационный обмен осуществляется не только с использованием языка, так называемой системы фонетических знаков, но и с использованием иных знаков и знаковых систем, которые относятся к невербальной коммуникации. Владение знаниями в области психологических особенностей невербальной коммуникации выступает важным аспектом установления контакта и формирования совместного коммуникативного поля. Невербальная коммуникация, дополняя язык, формируется в контексте вербальной, благодаря чему расширяет многообразие оттенков в общении, передает эмоциональные состояния собеседников. В группу невербальных коммуникаций входят оптико-кинетическая, проксемическая, паралингвистическая и другие знаковые системы. В процессе общения указанные системы переплетаются, группируются, влияя на итоговый результат.

Язык жестов и язык мимики человека выступают индикаторами его душевного состояния, эмоций, мыслей и желаний. Они поддерживают практически каждое слово. Фиксация своих жестов и жестов других людей выступает лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых в неформальной сфере, деловых отношениях.


  1. Классификация невербальных средств

В рамках социально-психологических исследований созданы различные классификации невербальных средств общения, которые включают все движения тела, тактильное воздействие, интонационные характеристики голоса, пространственную организацию общения

В настоящее время применяют различные походы к классификации невербальных средств общения.

Кинетические средства – фиксируемые зрительно движения собеседника, которые в процессе коммуникации реализуют выразительно-регулятивную функцию. Они выступают наиболее значимыми. В данную группу входят выразительные средства движения, проявляющиеся в мимике, жестах, позе, взгляде, походке. Эту группу называют визуальной.

  • Мимика – «зеркало души» - движение мышц лица. В процессе информационной передачи мимика имеет особое предназначение, т.к. в течение длительного времени обычный человек так не научился, чтобы его лицо не выражало его внутреннее состояние. Посредством изменений в выражении лица отображаются как соматические, так и психологические особенности человека. Например, когда о ком-то говорят, что у него «добрые глаза», «мудрый взгляд», «тупое выражение лица», то в мимику закладывают отражение психологических особенностей человека. Проще всего определить проявление так эмоций, как радость и гнев, а эмоции страха и удивления – сложнее.7

Основная характеристика мимики – это ее целостность и динамичность.

  • Взгляд, или визуальный контакт очень сильно взаимосвязан с мимикой и является важной частью общения. Взгляд имеет связь с созданием высказывания и сложностью данного процесса. Визуальный контакт в данном процессе демонстрирует готовность и желание общаться.

Взгляд передает более точную информацию о состоянии человека, т.к. сужение или расширение своих зрачков человек обычно не может контролировать. Например, если человека находится в отличном настроении, в состоянии возбуждения или заинтересованности, то его зрачки расширяются. И наоборот, если у него мрачное и сердитое настроение, то зрачки сужаются.8

  • Поза выступает базовой единицей пространственного поведения человека. Здесь речь идет о положение человеческого тела, которое является наиболее типичным для данной культуры. В арсенале человека около тысячи всевозможных положений. Поза демонстрирует, как конкретный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других лиц.

Одним из первых психологов, который обратил внимание на роль человеческой позы как невербального средства общения, был Альберт Шефлен. В последствие В. Шюбцем было определено, что основное смысловое содержание позы представляет собой расположение человеком своего тела по отношению к собеседнику. Данный факт свидетельствует или о расположенности, или о закрытости к коммуникации. Различают «открытые» позы, воспринимаемые как позы доброжелательности, доверия, согласия, психологического комфорта, и «закрытые» - воспринимаемые как позы несогласия, недоверия, критики и противодействия.

Большинство пытается контролировать свое выражение лица, однако обычно выдают ноги. Ноги выступают проявлением нашего подсознания. Например, неуверенный в себе или в своем сообщении человек, будет постоянно переминаться с ноги на ногу.

Большинство людей обладают навыками чтения поз, однако не всегда понимают, как они это делают.9

  • Жесты – разнообразные движения головой и руками, смысл которых понятен для собеседников.

Жесты подразделяются на следующие виды:

- коммуникативные – жесты, демонстрирующие приветствие, прощание, запрет, привлечение внимания, утверждение, вопрос, отрицание и т.д.;

- описательные – жесты, которые приобретают определенный смысл исключительно в контексте речевого высказывания;

- модальные – жесты, которые передают оценку и отношение (жесты доверия, недоверия, одобрения, неудовлетворения, растерянности и др.).10

  • Походка – стиль передвижения человека. На основе анализа походки достаточно просто определить эмоциональное состояние человека. Так, наиболее тяжелая походка в состоянии гнева, а самая легкая – в состоянии радости, угнетенная походка – при страданиях.

Просодические и экстралингвистические средства относятся к использованию голоса, характеристики которого формируют образ человека, помогают идентификации состояний и выявлению психической индивидуальности человека.

Просодика – наименование ритмико-интонационных сторон речи, включающие высоту, тембр голоса, громкость голосового тона и силу ударения.

Экстралингвистика – дополнение речи человека таким элементами как пауза, смех, плач, вздох, кашель и т.д.

Указанные средства позволяют регулировать поток человеческой речи; они отражают эмоциональные состояния человека и предвосхищают речевые высказывания.

Обычно высоким голосом отражается радость, недоверие или энтузиазм. В случае гнева и страха голос также высокий, однако характеризуется более широким диапазоном тональности, силы и высоты звука. Мягкий и приглушенный голос свидетельствует о печали, усталости, горе.


Взволнованность или обеспокоенность характеризуется использованием быстрой речи, угнетенное состояние, горе, усталость или высокомерие наоборот медленной. Таким образом, скорость речи также выступает важной характеристикой чувств.

Такесические средства – совокупность прикосновений, среди которых рукопожатие, похлопывание, поцелуи. Их применение человеком в процессе коммуникации определяется большим количеством факторов. Важнейшими среди таких факторов являются статус партнеров, возраст, пол, степень знакомства.

Такесические средства общения являются в процессе коммуникации индикаторами статусно-ролевых отношений, символом степени близости собеседников. При неверном применении такесических средств высока вероятность конфликтов в общении.

Проксемические средства – организация процесса коммуникации в пространстве. Одним из первых исследователей пространственной структуры общения является Эдвард Холл. Он предложил использовать категорию «проксемика», означающую «близость». В данное понятие включается ориентация собеседников во время общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики влияют национальные и культурные факторы. Эдвард Холл изложил нормы дистанции между людьми. Выделяют следующие четыре зоны:

- интимная (до 50 см) – общение очень близких людей;

- персональная (от 50 до 120 см) – общение хорошо знакомых людей;

- социальная (от 120 до 350 см) – общение с чужими людьми и в процессе официальной коммуникации;

- публичная (свыше 350 см) – общение с большой группой людей – выступления перед разными аудиториями.11

Следует отметить, что пространственные зоны различаются у представителей разных народов.

Кроме того, в процессе выбора той или иной дистанции должны учитываться взаимоотношения между людьми и особенности самих людей.

Не соблюдение оптимальной дистанции в коммуникационном процессе воспринимается негативно.

В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения (рис.1.1)[1].

Походка

Невербальные средства общения

Кинесика

Просодика и экстралингвистика

Такесика

Проксемика

Экспрессивно-выразительные движения