Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала организаций бюджетной сферы ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие «кадры» можно толковать в широком и узком смысле. Специфическую трактовку оно имеет по сложившейся в УИС традиционной практике. В широком смысле это понятие охватывает всех лиц, выполняющих определенные обязанности в официально (нормативно) установленных рамках конкретной системы управления (в нашем случае УИИ). Понятие «кадры» объединяет не только аттестованных, но и гражданских лиц. Главное здесь - не место, занимаемое человеком в служебной иерархии, а то, что данное лицо реально выполняет определенную трудовую функцию в данной системе управления[12].

С учетом изложенного весь персонал УИИ можно объединить в несколько групп, а именно[13]:

-руководящий состав, который осуществляет функции общего управления, обладает юридическим правом принятия решений и имеет в подчинении других работников. Эта группа включает в себя: высшую и среднюю категории. К руководителям относятся также их заместители и начальники отделов образующие в совокупности администрацию УИИ;

-специалисты. В эту категорию входят все те, кто обладает специальными знаниями, необходимыми для осуществления функций УИС, но не имеют подчиненных. Однако они обладают управленческой информацией и осуществляют вспомогательные функции;

- технические исполнители. Эти лица участвуют в осуществлении управленческого процесса, в который входит: создание, тиражирование, передача, преобразование и хранение информации необходимой для функционирования УИИ.

С позиций науки управления кадры УИИ должны рассматриваться в широком смысле, который охватывает их следующие основные характеристики[14]:

это лица, постоянно или временно выполняющие определенные трудовые функции в УИИ;

эти функции выполняются ими в качестве основной профессии или специальности;

осуществление этих функций происходит возмездно. Интеграция данных признаков позволяет дать определение: к кадрам УИИ (в широком смысле) относятся лица, которые постоянно или временно в качестве основной профессии или специальности и на возмездной основе выполняют определенные трудовые функции в ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция» и их филиалах.

Основываясь на ст. 24 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[15] и учитывая имеющиеся в науке определения, можно сформулировать следующее определение персонала УИИ - это аттестованные сотрудники, рабочие и служащие, которые постоянно или временно в качестве основной профессии или. специальности и на возмездной основе выполняют служебные, трудовые функции в ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция» и их филиалах.


Следует отметить, что эффективность управления кадрами УИИ неразрывно связана с качеством управленческой деятельности, которым характеризуется уровень выполнения субъектом управления деятельности по реализации отдельных кадровых процедур и задач (планирование, прогноз, организация, контроль и т. д.). По мнению ряда авторов, наиболее существенными являются такие, как научная обоснованность, непротиворечивость, своевременность и гибкость[16].

Безусловно, оценка эффективности работы с кадрами усложняется в силу ряда обстоятельств, прежде всего[17]:

1) эта работа напрямую связана с иерархически выстроенной системой управления, из-за чего возникает сложность в измерении вклада каждого уровня в достигнутый результат;

на практике нередко определенный результат в работе с кадрами достигается из-за благоприятного стечения обстоятельств;

УИИ функционируют в условиях неопределенности, поэтому полученный результат трудно связывать непосредственно с уровнем деятельности субъекта управления и кадровых аппаратов;

орган, прошедший фазу формирования и стабилизировавшийся в кадровом отношении, достигший довольно высокого уровня функционирующей системы работы с кадрами, может достичь больших результатов, чем орган, недавно сформированный.

В научной литературе нет единого понятия кадровой политики. Г. Гербер, Г. Юнг считают, что это «главная линия в деле подготовки кадров, основанная на объективной необходимости»[18]. Р.В. Мартанус понимает под кадровой политикой «отношения по поводу обучения, подбора, воспитания и расстановки управленческих кадров»[19]. Есть точка зрения, что это подбор, расстановка и выдвижение кадров[20].

Основная цель кадровой политики ФСИН России в сфере деятельности УИИ - формирование высококвалифицированного, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса системы УИИ, наиболее полно отвечающего современным и прогнозируемым социально-политическим, экономическим, криминогенным и другим условиям, способного обеспечить эффективное решение оперативно-служебных задач. Основополагающими принципами в достижении этой цели являются осознание с позиций современной науки и практики происходящих кадровых изменений, выявление объективных и субъективных трудностей, сдерживающих развитие системы УИИ, разработка и внедрение новых механизмов и технологий в практику реализации кадровой политики.


Управление в сфере кадрового обеспечения УИИ - целенаправленная, организующая, исполнительная и распорядительная деятельность уполномоченных субъектов управления, состоящая в непосредственной, практической реализации задач и функций государства в сфере исполнения уголовных наказаний без изоляции осужденных от общества. Его сущность заключается в обеспечении правильного взаимодействия частей, элементов системы УИИ как единого целого, в волевом воздействии на эту систему и структурные подразделения (ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция» и их филиалы) с целью обеспечения эффективности деятельности, направленной на выполнение стоящих перед ними задач[21].

По мнению специалистов, кадровая политика базируется на ряде принципов[22]:

приоритетность, системность и комплексность решения кадровых проблем;

перспективность, упреждающий характер в принятии решений по прогнозированию кадровой ситуации;

доступ всех граждан страны к службе в УИИ при неукоснительном соблюдении требований к состоянию здоровья, уровню образования, профессиональной подготовленности, отсутствию судимостей, связей в криминальной среде;

правовая и социальная защита персонала УИИ, обеспечивающая законность и социальную справедливость решения кадровых вопросов;

повышение социального статуса сотрудников УИИ и их престижа.

Кадровая функция - одна из важнейших обеспечивающих функций УИИ в целом. Без ее эффективной реализации невозможно выполнение ни одной из остальных функций УИИ. Кадровая функция - обеспечение нормальной деятельности УИИ по выполнению возложенных на них обязанностей посредством подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, отвечающих определенным требованиям[23] (о требованиях, предъявляемых к сотрудникам УИИ, речь пойдет в отдельном параграфе).

В рамках кадровой функции реализуются следующие элементы системы работы с кадрами в УИИ:

определение количества работников, их должностной категорийности и уровня профессиональной подготовки;

работа с кадрами: подбор, расстановка, перемещение, формирование резерва на выдвижение, оценка работников;

стимулирование трудовой активности и воспитание кадров: применение мер морального и материального стимулирования, дисциплинарная практика, воспитание в духе соблюдения служебной дисциплины и законности;

подготовка кадров. Следует особо отметить, что при подборе кадров на обучение образовательные учреждения ФСИН России сталкиваются в последнее время со следующими проблемами :


неудовлетворительное состояние здоровья кандидатов на обучение;

снижение в последнее время уровня физической готовности абитуриентов;

отсутствие у большинства абитуриентов профессиональной ориентации на работу в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы;

психологическое состояние кандидатов на учебу.

Особое место в данной схеме кадрового обеспечения УИИ занимает планирование служебной карьеры персонала.

Выводы:

Организация психологического сопровождения сотрудников УИС на дальнейших этапах профессионального развития с целью развития их ПВК осуществляется также поэтапно. Содержание развивающего этапа подразумевает более широкий спектр применяемых психологических методов, а результативный этап помимо оценки уровня развития ПВК сотрудника должен содержать прогноз дальнейшего профессионального развития.

Проведенный нами теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что психологическое сопровождение сотрудников УИС, направленное на развитие их ПВК способствует успешной адаптации к условиям профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному развитию, и саморазвитию.

Глава 2. Проблемы организации психологического сопровождения сотрудников ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области

2.1. Характеристика деятельности ФКУ УИИ УФСИН России

по Тверской области

В Тверской области наказания и иные меры уголовно-правового характера, не связанные с лишением свободы, исполняет Федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Тверской области» (далее – Инспекция).

ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.

Инспекция исполняет наказания в виде:

- исправительных работ,

- обязательных работ,

- лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,

- ограничения свободы,

Инспекция обеспечивает контроль за осужденными условно с испытательным сроком, осужденными с отсрочкой отбывания наказания

Также ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области исполняет меру пресечения в виде домашнего ареста и осуществляет контроль за осужденными, признанными больными наркоманией, отбывание наказания которым отсрочено.


Основными задачами Инспекции являются недопущение совершения осужденными повторных преступлений и их исправление. Данные задачи инспекции решают во взаимодействии с Правительством Тверской области, службами социальной защиты населения, службой занятости, прокуратурой, судом, общественными организациями и, в первую очередь, с территориальными органами внутренних дел.

В состав ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области входят:

- отдел исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера;

- а также 39 филиалов ФКУ УИИ, дислоцирующихся на территориях муниципальных образований Тверской области.

Структура ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области представлена в Приложении 1.

В 2016 г. по учетам уголовно-исполнительной инспекции Тверской области прошло 3313 осужденных к мерам наказаний без лишения свободы. 

Процентное соотношение лиц, состоящих на учете Инспекции на конец 2016 года, представлено на рис. 1.

Рис. 1. Процентное соотношение лиц, состоящих на учете ФКУ УИИ

УФСИН России по Тверской области на конец 2016 года

Как видно из рис. 1, самая распространенная категория осужденных, состоящих на учете Инспекции – условно осужденные.

Основные показатели деятельности ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области в 2016 г. были выполнены с превышением запланированного уровня.

В отношении лиц, нарушавших порядок условного осуждения, применялись меры профилактического воздействия, в том числе внесение представлений в суд об отмене условного осуждения. По сравнению с 2015 годом произошло увеличение уровня дополнения обязанностей и уровня продления испытательного срока в отношении условно осужденным. 

В 2016 году продлен испытательный срок 334 осужденным, что составило 17,45% (327 чел. или 13,63% в 2015 г.), 276 осужденным возложены дополнительные обязанности, что составило 14,74% (в 2015 г. – 317 чел. или 12,9%), условное осуждение отменено 37 условно осужденным. В отношении 26 осужденных, доказавших свое исправление, постановлениями судов была снята судимость. Доля осужденных к ограничению свободы, которым по представлению филиалов дополнены ранее установленные ограничения, составила 23,15 % или 25 осужденных (в 2015 г. – 21 чел. или 10,77%).

Плановые показатели деятельности уголовно-исполнительных инспекций, установленные приказом Минюста России от 31.03.2016 № 79 за 2016 г. выполнены ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области следующим образом: уровень привлечения осужденных к исправительным работам составил 99,97% (в 2015 г. – 99,96 %, плановый 93,4%), уровень привлечения осужденных к обязательным работам составил 100%, при плановом 97,4% (в 2015 г. – 100%).