Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала организаций бюджетной сферы ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты организации психологического сопровождения сотрудников уголовно – исполнительной системы 6

1.1. Понятие психологического сопровождения. Этапы психологического сопровождения 6

1.2. Особенности кадровой политики в уголовно – исполнительной системе 9

Глава 2. Проблемы организации психологического сопровождения сотрудников ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области 16

2.1. Характеристика деятельности ФКУ УИИ УФСИН России 16

по Тверской области 16

2.2. Организация социально-психологической работы с кадрами 20

2.3. Совершенствование методов психологической поддержки сотрудников УИИ 

Заключение 33

Библиография: 35

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в результате реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года[1] будет осуществлен переход к содержанию основной массы осужденных в тюрьмах трех типов и колониях-поселениях двух типов, создана служба пробации, увеличится количество осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией осужденного от общества. Это потребует изменения кадровой политики, прежде всего совершенствование деятельности ведомственных образовательных учреждений.

В развитии профессионально важных качеств большую роль играет установка на сам процесс. Такая установка должна происходить на начальном этапе профессионального развития, который совпадает с периодом первоначального обучения сотрудников в учебных центрах ФСИН России. В статье рассмотрены вопросы профессионального становления и развития сотрудников УИС. Одним из необходимых условий профессионального становления сотрудников УИС является развитие их профессионально важных качеств.

Профессиональное развитие сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) происходит в особых условиях служебной деятельности, которая характеризуется динамичностью, стрессогенностью, интенсивностью. Уровень профессионального развития сотрудников определяет эффективность и качество исполнения ими служебных задач.


Профессиональное развитие в психологической науке понимается как появление в психике человека новых качеств профессионала и как овладение им новыми профессионально важными качествами (далее - ПВК) либо изменение ранее сложившегося соотношения ПВК1. Профессиональное развитие как процесс может характеризоваться как прогрессивными, так и регрессивными изменениями. Критерием профессионального развития сотрудника является уровень развития ПВК, формирование и развитие новых ПВК, а также изменение их структуры, характера.

Анализ исследований (С. Н. Болтков, И. И. Илипаев, Б. Б. Казак, А. В. Кокурин, Ю. А. Кренева, В. А. Суровцев, Ю. И. Тараканов, А. И. Трякин, Г. К. Ушаков, Э. И. Ушаков, А. И. Ушатиков, С. Х. Шамсунов, Е. В. Щербаков и др.), посвященной изложению психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников УИС, позволяет сделать вывод о том, что профессиональная деятельность в системе Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) носит экстремальный характер, который предопределяет требования к развитию определенных профессиональных качеств сотрудников: нравственно-правовых, профессиональных, физических, психологических и социально-психологических. Требования к развитию ПВК качеств включают развитие познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной сфер. Отмечается особая значимость психологической устойчивости, эмоциональной устойчивости, способностей к волевой регуляции, уровня самоконтроля, уровня агрессивности и конфликтности, способностей к адаптации, уровня интеллекта, особенностей мотивации, ценностных ориентации.

В психологических исследованиях указывается, что эффективность процесса профессионального становления человека и его дальнейшей профессиональной деятельности во многом определяется уровнем развитием ПВК (И. И. Агатий, М. А. Адамов, И. В. Бабичев, А. А. Бодалев, Ю. А. Дежкина, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. В. Карпов, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, И. Г. Сизова и др.).

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в деятельности УИС по организации социально-психологической работы с сотрудниками.

Предмет исследования – теоретические и организационные аспекты, особенности деятельности УИИ по организации социально-психологической работы с сотрудниками.

Цель исследования –изучение специфики деятельности УИИ по организации социально-психологической работы с сотрудниками.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:


– проанализировано современное состояние кадрового обеспечения УИИ;

– исследованы основные направления, проблемы и перспективы социально-психологической работы с персоналом УИИ.

Методология исследования: Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты организации психологического сопровождения сотрудников уголовно – исполнительной системы

1.1. Понятие психологического сопровождения. Этапы психологического сопровождения

В научной литературе под психологическим сопровождением понимают «поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна[2].

Термин «психологическое сопровождение» основательно вошел в профессиональную деятельность практических психологов, педагогов. К определению понятия «психологическое сопровождение» существует много подходов. Однако единства мнений специалистов в определении этого понятия пока не существует. И если психологическое сопровождение в организациях дошкольного и школьного образования уже достаточно давно и успешно развивается, то психологическое сопровождение взрослых, обучающихся находится на этапе становления и научного обоснования.[3]

В отношении сотрудников УИС нам представляется актуальным мнение Ю. В. Слюсарева, который понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека[4].

Некоторые аспекты психологического сопровождения сотрудников УИС рассмотрены в научных исследованиях Т. П. Даниличевой, Л. С. Качкиной, А. В. Кокурина и др. В указанных работах отражены особенности сопровождения разных категорий сотрудников. Мы бы хотели акцентировать внимание на определении специфики сопровождения на разных этапах профессионального развития сотрудников. При этом основным критерием эффективности психологического сопровождения выступает уровень развития ПВК сотрудников УИС.


Начальный этап профессионального развития сотрудников УИС осуществляется в ходе систематического обучения в профессиональных учебных заведениях разного типа. В учебных заведениях ФСИН России высшего образования в целом психологическое сопровождение обучающихся (курсантов) организовано на достаточно высоком уровне. Однако необходимо отметить, что после поступления на службу сотрудники УИС проходят первоначальное обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования - учебных центрах ФСИН России. Большинство сотрудников, проходящих первоначальное обучение - это сотрудники категории рядового и младшего начальствующего состава, то есть не имеющие специального (ведомственного) образования. В существующей системе первоначального обучения в основном решаются задачи получения сотрудниками необходимых профессиональных знаний, но не уделяется должного внимания психологической стороне процесса обучения. Организованное психологическое сопровождение обучающихся способствует их успешной адаптации к профессиональной деятельности, которая во многом обусловлена уровнем развития их ПВК[5].

Необходимо отметить, что развитие профессионально важных качеств сотрудника проходит поэтапно. На начальном этапе происходит переход исходных возможностей субъекта в русло профессиональной деятельности. В силу краткосрочности первоначального обучения в условиях учебных центров ФСИН России, целесообразно говорить об активизации развития ПВК[6]. Понятие «активизация» является междисциплинарным и используется практически во всех науках, в том числе и психологической. Под активизацией понимается оживление, усиление деятельности, приведение в состояние активности.

Таким образом, под психологическим сопровождением слушателей учебных центров ФСИН России понимается субъект-субъектное взаимодействие всех участников педагогического процесса в условиях образовательного пространства учебного центра, организованное с целью активизации развития профессионально-важных качеств сотрудников УИС.[7]

Для организации психологического сопровождения сотрудников на этапе первоначального обучения нами была разработана программа психологического сопровождения слушателей первоначального обучения учебных центров ФСИН России.

Содержание программы психологического сопровождения представляет собой три взаимосвязанных этапа, каждый из которых включает в себя методы, задачи и промежуточные результаты[8].


Совокупность методов на всех этапах психологического сопровождения призвана упорядочить деятельность каждого из субъектов учебно-воспитательного процесса для достижения конечной цели. Целью психологического сопровождения слушателей является активизация развития профессионально-важных качеств.

Психологическое сопровождение организовано поэтапно.

Диагностический этап. Цель диагностического этапа состоит в оценивании уровня сформированности профессионально важных качеств сотрудников, в том числе и их готовности к овладению профессиональными знаниями, умениями, навыками. Основные методы, используемые для достижения цели, являются психологическая и педагогическая диагностика, методы количественного и качественного анализа.[9]

Результатом диагностического этапа является «портретирование» сотрудников, выработка рекомендаций по организации их психологического сопровождения, при необходимости корректировка программы психологического сопровождения.

Развивающий этап. Цель развивающего этапа практически совпадает с основной целью программы психологического сопровождения - активизация развития профессионально важных качеств сотрудников в период первоначального обучения в условиях педагогического процесса.

Результативный этап. Цель результативного этапа: оценка уровня сформированности профессионально важных качеств сотрудников по окончании обучения в условиях психологического сопровождения.

По результатам психологической и педагогической диагностики составляется прогноз успешности дальнейшей профессиональной деятельности, а также проводится анализ эффективности применения психологического сопровождения для конкретной учебной группы.

1.2. Особенности кадровой политики в уголовно – исполнительной системе

Кадровое обеспечение УИИ - условие повышения эффективности воспитательно-профилактической работы с осужденными, состоящими на учете. Оно предполагает, с одной стороны, планомерную деятельность субъектов управления, направленную на подбор, расстановку, обучение и воспитание кадров.

К выводу о необходимости изменения характера профессиональной подготовки сотрудников УИИ, обеспечивающих социальную защиту осужденных, позволяют прийти изучение процесса развития УИС, закрепление принципа гуманности в качестве приоритетного в пенитенциарной работе[10]. Как верно отмечал С.Х. Шамсунов, «профессиограмма такого сотрудника должна включать в себя комплекс профессиональных функций: исследовательскую, аналитическую, диагностическую, прогностическую, коммуникативную»[11]. В специальной и научной литературе нет единого мнения по трактовке понятия «кадры». Одни понимают под кадрами в уголовно-исполнительной системе (а в нее входят и уголовно-исполнительные инспекции) работников (сотрудников), занятых выполнением разнообразных функций, подготовленных для решения необходимых задач. Другие - основной (штатный, постоянный) квалифицированный состав сотрудников (работников), занимающих государственные должности. Часто в профессиональном обиходе сотрудников системы встречается термин «персонал». Под ним следует понимать весь штатный состав сотрудников, рабочих и служащих.