Файл: Особенности политики психологической поддержки персонала организаций бюджетной сферы ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предложенный перечень требований способствует обоснованному подбору тестовых методик при отборе в охранные подразделения, но необходимо также выяснить, какие поведенческие качества сотрудников охраны высоко ценятся их руководителями, в наибольшей степени отвечающими за эффективную работу этой службы.

Таким образом, первое направление совершенствования психологического сопровождения сотрудников подразделений охраны ФСИН России как фактора обеспечения психологической безопасности профессиональной деятельности будет связано с прогнозированием их профессиональной успешности, основанной на экспертной оценке непосредственным начальником поведенческих (наблюдаемых) характеристик своих подчиненных. В качестве таких характеристик экспертам было предложено оценить, прежде всего, общепрофессиональные качества сотрудников, такие как отношение к работе, межличностные отношения, умственные способности, нравственные качества, лидерские способности, характер, физическое развитие. Кроме того, руководителя просили ответить, удовлетворен ли он работой сотрудника и взял бы он его с собой, если бы формировалось новое подразделение.

Опираясь на вышеуказанные допущения, был определен ряд (перечень) вероятно эффективных методик по профессиональному отбору:

  • пятифакторный личностный опросник МакКрае-Коста. Информативна шкала Е (экстраверсии);
  • Я-структурный опросник Г. Аммона. Информативны шкалы С (конструктивная тревога), А1 (конструктивная агрессия), а (адаптация -психопатология), в (адаптация - психическая активность);
  • индивидуально-типологический опросник. Информативна шкала Con (конфликтность);
  • методика «Мотивация профессиональной карьеры». Информативны шкалы: М (менеджмент), Ст (стабильность), Сл (служение), П (предпринимательство);
  • методика «Оценка уровня волевого самоконтроля». Информативна шкала Н (настойчивость).

При отборе необходимо обратить внимание на выраженность значений этих шкал. Значительное отклонение результатов по большинству информативных шкал психодиагностических методик (более одного стандартного отклонения) может свидетельствовать о низком или высоком прогнозе профессиональной успешности в охранной деятельности.

Предлагаемый алгоритм действий психологов ориентирует не на выявление абстрактных профессионально важных качеств, а на более реальные характеристики, полученные в ходе регрессионного анализа при опросе непосредственных начальников, которых, прежде всего, интересуют отношение к работе, нравственные качества и умственные способности подчиненных, на определение которых и направлены предлагаемые психодиагностические методы.


Пакет перечисленных выше методик может быть использован в проводимом психологами пенитенциарных учреждений первоначальном отборе кандидатов в охранные подразделения УИС. Результаты психодиагностики помогут психологу совместно с кадровыми аппаратами принять решение о направлении кандидата для дальнейшего обследования в ЦПД и ВВК территориальных органов УИС.

В качестве второго направления совершенствования психологического сопровождения сотрудников отделов охраны ИУ и СИЗО ФСИН России как фактора обеспечения психологической безопасности профессиональной деятельности обратимся к социально-психологическим факторам, влияющим на успешность работы личного состава данных подразделений.

Какими мотивами руководствуются при выборе места службы сотрудники охраны ФСИН России? Отличается ли в психологическом плане их профессиональная деятельность от деятельности других функциональных служб УИС? Если «да», то в чем именно заключаются эти отличия?

Для ответа на эти вопросы был проведен опрос сотрудников отделов охраны ИУ и СИЗО с помощью «Опросника изучения социально-психологического климата в спецподразделениях УИС», предназначенного для выявления доминирующих мотивационных тенденций, структуры и динамики межличностных отношений, а также иных социально-психологических составляющих повседневной деятельности.

Полученные данные свидетельствуют о том, что сегодня руководители отделов охраны, наряду с совершенствованием стиля управления и улучшением профессионального отбора, должны наращивать усилия по реализации задач психологического и социального порядка. В их число входят: укрепление атмосферы сотрудничества, оказание адресной психологической и материальной поддержки членам коллективов, использование мобильного стиля управления, повышение размера денежного содержания сотрудников. На наш взгляд, в сфере управления служебными коллективами сотрудников органов и учреждений УИС предпочтительными являются социально-психологические подходы. С одной стороны, они базируются на собственных (компетентность руководителя) и внешних (потенциалы коллектива) ресурсах, с точки зрения ожидаемых результатов работы. С другой стороны, они опираются на гуманистические ценности (например, уважение и доверие к личности сотрудника, открытость и коллегиальность), а также дифференцированный подход к конкретным субъектам деятельности (учет профессиональных и индивидуально-психологических особенностей, условий жизни), которые будут способствовать укреплению сплоченности и повышению мотивации сотрудников.


В качестве третьего направления совершенствования психологического сопровождения сотрудников подразделений охраны УИС как фактора обеспечения психологической безопасности профессиональной деятельности может выступать применение научно обоснованного и экспериментально апробированного диагностико­коррекционного комплекса, направленного на диагностику пограничных психических состояний сотрудников данных подразделений и их краткосрочную коррекцию и состоящего из четырех э т а п о в .

Целью диагностического этапа являлось выявление пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, следующими методами:

  • стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л.Н. Собчик (2009);
  • метод конституциональной и социо - психофизиологической защиты личности (КСПФЗЛ), предложенный В.И. Серовым (2000);
  • методика «Индекс жизненного стиля (LSI)», разработанная Р. Плутчиком, К. Келлерманом, Х. Контом (1979), адаптированная Е.С. Романовой, Л.Р. Гребенниковым (1996);
  • 4) восьмицветовый тест М. Люшера (1948).

На основе анализа полученных данных были выделены четыре группы сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием.

В группу с высоким уровнем психической адаптации вошли испытуемые с показателями в 50-55 Т-баллов по «Стандартизированному многофакторному методу исследования личности (СМИЛ)» и 0-5 баллов по шкале адаптивности. Показатели по «СМИЛ» в 50-55 Т-баллов не выявляли достаточно выраженных индивидуально-личностных свойств и были характерны для полностью сбалансированной личности . Кроме того, при выделении групп использовалась шкала адаптивности В.А. Дюка (1994), согласно которой высоким уровнем психической адаптации обладали лица с показателями от 0 до 5 баллов . У данной категории лиц отсутствовали признаки нервно-психической неустойчивости, они легко и быстро приспосабливались к новым условиям. Эту группу составили 9 % из числа мужчин и 11 % из числа женщин всего контингента обследованных.

В группу с повышенным уровнем психической адаптации вошли испытуемые с показателями по «СМИЛ» в 56-60 Т-баллов. Полученные показатели свидетельствовали о характерологических особенностях индивида. По шкале адаптивности испытуемые набирали 5-11 баллов, что свидетельствовало о повышенном уровне психической адаптации. У данной категории лиц выявлялись различные психологические дефекты, связанные с неблагополучием в семье, неблагоприятной наследственностью, ярко выраженные особенности характера, однако они всегда находили рациональные выходы из сложных ситуаций, быстро адаптировались к новым условиям среды. Эту группу составили 38 % из числа обследованных мужчин и 35 % из числа обследованных женщин.[28]


В группу с пониженным уровнем психической адаптации вошли испытуемые с показателями в 61-70 Т-баллов по «СМИЛ», что свидетельствовало об акцентуированных чертах характера, которые временами затрудняли социально-психологическую адаптацию человека. Показатели по шкале адаптивности в 11-19 баллов указывали на пониженный уровень психической адаптации. Для лиц данной группы характерными являлись признаки нервно-психической неустойчивости, акцентуации характера, они адаптировались к одному из видов деятельности, но при этом испытывали трудности в другом. Эту группу составили 34 % из числа обследованных мужчин и 32 % из числа обследованных женщин. Данная группа испытуемых имела неблагоприятный прогноз в профессиональной деятельности и нуждалась в психологической коррекции.

В группу с низким уровнем психической адаптации вошли испытуемые с показателями по «СМИЛ» в 70 Т-баллов и более, что свидетельствовало о нарушенной адаптации и пограничном состоянии индивида. Показатели по шкале адаптивности в 20 баллов и более свидетельствовали о низком уровне психической адаптации. Лица данной группы имели высокий уровень нервно-психической неустойчивости, отличались наличием дезадаптации нервно-психической деятельности, испытывали трудности во всех видах деятельности, были склонны к асоциальным поступкам. Эту группу составили 19 % из числа обследованных мужчин и 21 % из числа обследованных женщин. Данная группа была обозначена как группа риска, представители которой находились в пограничном состоянии, имели наиболее неблагоприятный прогноз в отношении как здоровья, так и профессиональной деятельности. С респондентами данной группы выборочно проводились психокоррекционные встречи с применением методов «Краткосрочного ассоциативного эксперимента» и «Медитативного рисуночного теста».

На коррекционном этапе проводилась краткосрочная коррекция пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, отнесенных к группе риска, методами «Краткосрочного ассоциативного эксперимента» и «Медитативного рисуночного теста». Эффективность коррекционных встреч замерялась тестом Люшера, который проводился до, во время и после каждого сеанса. Для измерения психических состояний сотрудников отделов охраны кроме авторского интерпретационного подхода использовался расчет площадей между кривыми синего и черного цветов. Увеличение интервала между синим и черным цветами свидетельствовало о положительном эффекте от краткосрочной коррекции, к пятому, заключительному, сеансу синий цвет должен был занять первые позиции, а черный - последние. Полученные площади позволяли оценивать мониторинг психических состояний от первой до пятой встречи, а также проследить, какой коррекционный метод являлся наиболее эффективным.


На посткоррекционном этапе осуществлялась повторная диагностика психических состояний сотрудников отделов охраны, входящих в группу риска, методами «СМИЛ», «КСПФЗЛ» и «LSI». Целью этапа выступало изучение динамики пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием.

Этап пролонгированной психологической коррекции характеризовался разработкой алгоритма самостоятельной регуляции психических состояний сотрудников отделов охраны.

Выводы:

Таким образом, совершенствование психологического сопровождения сотрудников отделов охраны ИУ и СИЗО как фактора обеспечения психологической безопасности профессиональной деятельности может быть связано с использованием обоснованных критериев определения психологической пригодности к охранному виду деятельности в условиях уголовно-исполнительной системы, а также с применением технологии диагностики и краткосрочной коррекции пограничных психических состояний сотрудников подразделений охраны УИС России. На основе использования «Опросника изучения социально-психологического климата в спецподразделениях УИС» практическими психологами отделов охраны ИУ и СИЗО может быть предложен комплекс мер, направленных на оптимизацию социально-психологического климата в данных подразделениях.

Заключение

Оптимальный социально-психологический климат создает необходимые предпосылки для высокой морально-психологической устойчивости коллектива УИИ, которая представляет собой способность противостоять воздействию деструктивных факторов, экстремальных ситуаций при сохранении своих социальных функций.

Морально-психологическая устойчивость предполагает способность коллектива к саморегулированию, быстрому восстановлению связей и отношений в тех звеньях, где они по каким-то причинам были нарушены. Иными словами, она выражает запас духовной прочности коллектива, диапазон, в котором он может сохранять свою целостность и жизнеспособность. Вполне естественно, что специфика среды функционирования УИИ, множественность оказывающих влияние на их деятельность деструктивных факторов, экстремальные условия, в которых им приходится решать сложные и ответственные задачи, и т. п. обусловливают необходимость высокого уровня морально-психологической устойчивости как коллективов, так и отдельных работников УИИ.

Совершенствование управления УИИ и повышение эффективности их деятельности находятся в прямой связи от того, насколько руководители владеют методами социально-психологического анализа, профилактики и разрешения разнообразных конфликтов, возникающих в подчиненных коллективах.