Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1. Понятие и сущность функции мотивации
1.2. Методы мотивации персонала современной организации
1.3. Проблемы мотивации персонала и основные направления
2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ
ПЕРСОНАЛА ООО «ТРАНСНЕФТЬ-ЛОГИСТИКА»
2.1. Организационно-экономическая характеристика фирмы
2.2. Анализ системы управления персоналом и кадрового состава фирмы
2.3. Оценка основных составляющих системы мотивации персонала
Моральные стимулы в моделях мотивации осуществляются через:
- награждение дипломом или грамотой за высокие профессиональные качества (выдержку, мужество, личные качества);
- награждение знаками отличия: «Лучший менеджер», «Лучший маркетолог» и т.д.;
- представление на поездку в заграничную командировку.
Кроме вышеназванных элементов модели мотивации стоит также обозначить социально-натуральные мотиваторы по[7]:
- выделению работникам за заработную плату продукции, выпускаемой предприятием;
- приобретению для работников товаров широкого спроса других компаний;
- строительству и выделению в пользование работникам на бесплатной основе или с частичной оплатой дач, гаражей и т.д.;
- льготной покупке широкого спектра товаров, включая продукты питания;
- выделению льготных кредитов;
- представлению отсрочки платежей на определенный срок.
В состав методов материальной мотивации входят также и социальные мотиваторы по:
- бесплатному пользованию дошкольными учреждениями;
- бесплатному питанию на работе;
- бесплатному медицинскому обслуживанию;
- кредитованию получения высшего образования;
- оплате транспортных расходов;
- бесплатному пользованию спортивными сооружениями;
- досрочному выходу на пенсию за счет компании;
- повышению квалификации за счет компании;
- материальным гарантиям по безработице;
- покупке для работников жилья;
- снижению норм выработки из-за ухудшения здоровья;
- скидкам на покупку товаров;
- выделению беспроцентных кредитов.
В развитых европейских странах для стимулирования профессионального развития используется система сопровождения карьеры работника с самого приема на работу до его увольнения.
Этот подход помогает работнику увидеть все перспективы своей работы, что придает ему уверенности в стремлении к повышению его профессионального уровня.
К немонетарным способам мотивации относят составление для сотрудников компенсационного пакета в составе: карточек на проезд в общественном транспорте, бесплатного питания, страховок, регулярного посещения спортивного зала, бассейна и тому подобных вещей.
Кроме этого известно достаточное большое количество разнообразных и положительно зарекомендовавших себя способов немонетарного стимулирования персонала в виде[8]:
- простых слов благодарности;
- поздравлений сотрудников с днем рождения и вручения подарков;
- организации различных образовательных процессов;
- организации спортивных соревнований;
- организации корпоративных праздников, учитывая пожелания персонала;
- официального поздравления сотрудников с увеличением их трудового стажа еще на один год;
- грамотно организованной профадаптации новых сотрудников.
Социальные льготы и выплаты, являясь частью совокупного дохода работников в последние годы играют значительную роль.
Специалистами отмечено, что льготы и выплаты перестали иметь временный, дополнительный характер, превратившись в жизненную необходимость не только самих работников, но и их семей. Перечень льгот, предоставляемых работникам, довольно широк и состоит из[9]:
- оплачиваемых праздничных дней;
- оплачиваемых отпусков;
- оплачиваемых дней временной нетрудоспособности (больничных листов);
- оплаченного времени перерыва на отдых;
- оплаченного времени на обед;
- медицинского страхования на предприятии;
- дополнительного пенсионного страхования на предприятии;
- страхования от несчастных случаев;
- страхования по длительной нетрудоспособности;
- предоставления бесплатных стоянок для автомобилей;
- страхования туристов от несчастных случаев;
- помощи в повышении образования, профподготовке и переподготовке;
- участия в распределении прибылей;
- покупки работниками акций;
- предоставления в пользование работников объектов отдыха и развлечений;
- оказания помощи в переезде на новое место работы.
Развитие системы социальных льгот и выплат привело к возникновению их новой разновидности, называемой гибкими льготами, суть которых состоит в их более широком наборе, что позволяет работнику в каждом конкретном случае выбрать необходимые ему льготы.
В системе социальных льгот используются также банки отпусков, объединяющие оплаченные дни отпусков, больничные дни и т.п.
Другими словами, если работнику необходим дополнительный день к отпуску (или несколько дней) для собственных нужд, то он может использовать запас дней из банка отпусков, или «выкупить» какое-то их количество в счет будущего отпуска или получить в обмен на другие льготы.
Льготы и выплаты социального характера не проходят по платежным ведомостям, но существенно повышают уровень доходов работников и не только служат социальной защитой трудящихся, но и позволяют фирме привлечь и закрепить квалифицированные кадры, способствуя развитию духа лояльности к ней.
Можно смело прогнозировать успешность всех этих вышеназванных программ и их распространение, при условии, что они будут подкрепляться реальным участием персонала в управлении, или если они будут направляться на закрепление персонала в компании, на реструктуризацию их доходов и т.п.
1.3. Проблемы мотивации персонала и основные направления
повышения ее эффективности
Многие весьма благополучные организации очень часто испытывают трудности в связи с уходом грамотных и инициативных специалистов, что говорит о недостатках проработки мотивационных методик их профессионализма. В компаниях с низким уровнем специализации труда замену ушедшим специалистам можно подготовить в короткие сроки, поэтому данная проблема для таких компаний не актуальна, тогда как, инновационные и другие организации с высоким уровнем специализации решению этой проблемы придают особо важное значение.
Утечка квалифицированных кадров для таких компаний оборачивается настоящей катастрофой. По оценке специалистов, около 80 % лидирующих компаний теряют своих специалистов по причине их перехода в конкурирующие фирмы.
Отсутствие приемлемого механизма мотивации труда сотрудников, как правило, всегда приводит к утечке квалифицированных кадров в любых организациях. Поэтому материальные вознаграждения за профессиональные успехи обязательно должны иметь систематический характер и основываться на конкретных объективных критериях.
Стимулированию в организации предписано выполнение важнейшей роли действенных мотиваторов или главных носителей интересов работников. Мотивация и стимулирование кадрового состава оказывают значительное воздействие на формирование у работников важнейших характеристик их трудовой деятельности: ответственности, старания, усердия, настойчивости, добросовестности и т. д.
Требуется установление правильных (справедливых) соотношений между вознаграждением и конечными результатами. Следовательно, для улучшения трудовой мотивации, связанной с практической деятельностью кадрового состава организации, рекомендуется создание определенной атмосферы:
- понятия важности выполняемой работы; перспектив продвижения по службе;
- принадлежности к постоянно развивающейся организации;
- предоставления льгот лучшим работникам;
- справедливости в начислении заработной платы;
- участия работников в принятии решений[10].
Создание нормальных условий труда может быть реализовано посредством создания достойной охраны труда, создания руководителями во вверенных подразделениях психофизиологических и эргономических условий труда и соблюдения требований к своим подчиненным определенных правил, через размещение на каждом рабочем месте памятки в цехах и на участках, где используется ручной труд для выполнения сборочных операций следующего содержания:
- отсутствие на рабочем месте ничего лишнего, во избежание пустой суеты и поисков нужного среди ненужного;
- весь инструмент и приспособления располагайте в определенном и по возможности навсегда заданном порядке, чтобы все можно было найти сразу;
- обязательная удобная посадка тела для работы;
- обязательная уборка инструмента и рабочего места после окончания работы[11].
Работников (1-2 чел. из цеха), содержащих свои рабочие места в идеальном порядке, рекомендуется премировать (1 раз в полугодие), например, в размере 15% тарифной ставки первого разряда, установленной в организации. Также рекомендуется проведение в производственных цехах тщательного анализа трудовых приемов и движений, например, при совершении сборочных операций, с целью получения ответа на следующие вопросы[12]:
1) происходят или нет при выполнении операции переходы в пределах рабочей зоны и вне ее;
2) происходят или нет в процессе выполнения операции повороты, наклоны, приседания или другие сложные движения;
3) возможно ли устранение лишние движения, использование обратных движений рук, изменение загрузки левой и правой рук, использование специальных приспособлений для ликвидации лишних движений, изменение порядка выполнения отдельных приемов либо совмещение их выполнения, перекрытие время выполнения отдельных приемов машинным временем работы оборудования;
4) удобна ли поза рабочего при выполнении операции и возможно ли ее изменение в процессе работы.
Определенную и весьма немалую роль в повышении эффективности деятельности компании играют факторы «прозрачности». То есть, чем полнее информированы сотрудники о состоянии дел в компании, чем больше они знают о стратегии своей фирмы, и как показывает практика, тем с большей самоотдачей они выполняют возложенные на них обязанности.
Многие специалисты исследовали проблемы мотивации, начиная с руководящего состава, поскольку[13]:
- труд руководителей почти всегда не нормирован;
- самостоятельность, и, следовательно, свобода по использованию рабочей силы для менеджеров высшего звена весьма значительна;
- предполагается, что результативность топ-менеджеров напрямую и целиком зависит от эффективности их мотивации.
Труд руководителей, особенно высокого уровня, также нормированию практически не подлежит, поэтому управлять ими можно только через мотивацию и стимулирование.
Труд же рядового исполнителя, как правило, регулируется различными внутренними регламентами, начиная с нормы выработки для рабочих и заканчивая должностными инструкциями для специалистов. По этой причине довольно меньшее значение имеет то, насколько мотивированы или не мотивированы рядовые исполнители.
Администрации компаний всегда имеют определенное представление о том, сколько и кому из рядовых исполнителей необходимо платить, то есть в данном случае включается классическая схема «нормы оплаты - за нормы труда». И эти нормы труда очень легко и просто подсчитываются.
Второй болевой проблемой является высокая текучесть персонала. Проблемам текучести персонала на предприятиях малого бизнеса присущ комплексный характер и обусловленность двумя группами факторов – кадровых и организационных.
К кадровым факторам относятся[14]:
- «застывшая» система стимулирования, не отвечающая нынешним реалиям;
- обесценивание кадров по целому ряду причин;
- неадекватность социально-психологического климата ожиданиям работников;
- необходимость повышения уровня подготовки персонала основного производства;
- несовершенство технологии подбора кадров.
К организационным факторам относятся[15]:
- чрезмерность централизованного принятия оперативных решений применительно к управлению производственными подразделениями;
- неотработанность процедур взаимодействия между различными подразделениями в процессе выполнения ими своих задач;
- перегруженность задачами и обязанностями руководителей подразделений, а также практика их «бесконечной» корректировки;
- несовместимость плановых показателей с требованиями к качеству производимой продукции;
- чрезмерность лимитации материалов, используемых в производственном процессе.