Файл: Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Постоянное участие в различных видах труда формирует умение и привычку работать регулярно, преодолевать трудности, воспитывает организованность, самостоятельность, волевые качества личности.

Организуя трудовую деятельность детей дошкольного возраста, педагог должен быть особенно внимательным к их индивидуальным особенностям, способствовать выработке индивидуального стиля трудовой деятельности, овладению своеобразными приемами работы. Это обеспечит максимальное использование ценных особенностей характеров детей, их отношению к труду, компенсирует то, что препятствует успеху в работе.

3. Воспитание личности ребенка в процессе его трудовой деятельности. Эта группа задач предполагает ответственность, самостоятельность, целеустремленность, инициативу и выдержку. Без них невозможно формирование основ трудолюбия (привычки к трудовым усилиям, готовности участвовать в трудовой деятельности, умение доводить начатое дело до конца). Педагоги, родители должны учитывать, что организм, психика дошкольников быстро устают от однообразной, сложной работы, и регулировать объем и продолжительность конкретных работ, чередуя элементы статической и динамической нагрузки. Оптимизация трудовых усилий детей убережет их от разочарований, непомерной усталости, которые являются важными предпосылками их положительного отношения к труду.

Развитие личности ребенка обусловлено следующими особенностями труда:

- Результативность, которая способствует воспитанию целеустремленности, привычки доводить начатое дело до конца, ведь планирование будущего результата, необходимость выполнения запланированного, возможность использования результата побуждают ребенка серьезно относиться к работе;

- Творческий характер, что развивает настрой ребенка на поиск, совершенствование своей работы и себя в работе; при любых обстоятельствах ребенок имеет возможность сделать что-то по-новому, не так, как всегда, найти новые формы взаимодействия со сверстниками [13, с.21].

Будучи направленным на личностное развитие ребенка, трудовое воспитание детей дошкольного возраста связано с физическим, моральным, умственным воспитанием. Конкретные его задачи, формы организации трудовой деятельности детей обусловлены как воспитательными возможностями труда, так и возрастными особенностями дошкольников.

1.2. Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Чрезвычайная насыщенность жизни современного человека разнообразной информацией повлияла на образ его жизни. Во-первых, требуется как дополнительное время для ее восприятия (прочитать, послушать, посмотреть), так и время для обработки (обдумать, проанализировать), которое необходимо освободить за счет других видов деятельности. Во-вторых, восприятие информации человеком (на слух, визуально) подразумевает уменьшение его физической подвижности. Ведь, для того чтобы что-то прочитать, прослушать, просмотреть, записать, как правило, в первую очередь надо сесть (в дошкольном учреждении за стол, в школе - за парту, дома - на диван или кресло перед телевизором, или компьютером). Доля времени, которую современные дети проводят за столами (партами), телевизорами и компьютерами в значительной степени увеличилась, по сравнению даже с серединой ХХ века. Это значит, что уменьшается время, традиционно посвященное детьми таким видам деятельности ребенка как игровая, трудовая и общение.


Подвижные игры детей на свежем воздухе постепенно вытеснились другими - дидактическими (лото, конструкторы, кроссворды) и компьютерными, особенно - в крупных городах.

Что касается трудовой деятельности детей, то быстрый темп жизни современной семьи сказался на ней негативно. Родители, которые постоянно спешат, не желают ждать, когда ребенок сам умоется, оденется, застелет кровать.

Самообслуживание - первый вид труда, к которому привлекают детей. Это настоящая работа, которая заключается в уходе за своим телом, одеждой, предметами быта - продолжается на протяжении всей жизни человека [12, с.24]. Новейшие технологии способны облегчить ее, но заменить в полной мере не смогут никогда.

Учителя начальных классов все чаще жалуются на несамостоятельность первоклассников, как тех, что посещали детский сад, так и тех, которые воспитывались в домашних условиях. Несамостоятельность со временем перерастает в неряшливость и небрежность, становится препятствием к успешной социализации ребенка в условиях школы.

Хозяйственно-бытовой труд - второй, не менее важный вид труда детей. Общеизвестно, что детей дошкольного возраста характеризует способность к подражанию и желание действовать по примеру взрослых. Уже в 2-3 года ребенок с удовольствием тянется «помочь» маме накрыть на стол, помыть посуду, пол, полить цветы. Ему хочется и порезать ножом фрукты, и полепить с бабушкой вареники, и размешать тесто на блины, и еще много-много чего.

Бесконечную радость приносит детям 4-5-летнего возраста мытье посуды, кухонной раковины или других поверхностей с помощью современных моющих средств, хорошо пахнет, красиво выглядит, образуют мягкую пену и еще и пузыри. Конечно, расход этих средств у ребенка гораздо больше, чем у взрослого. А существует еще и аллергия, и простуды, и нежелание родителей переделывать после малыша домашнюю работу. Поэтому стремление ребенка к участию в трудовой деятельности взрослых поддерживаются незначительным количеством родителей.

Таким образом, хозяйственно-бытовой труд ребенка дошкольного возраста в семье сводится к уборке игрового уголка и составления вещей на стульчике перед сном. Однако, парадоксально, но уборка игрушек - не самая сложная задача для ребенка. Ведь когда он берет в руки хоть одну из них, возникает желание поиграть, а не спрятать игрушку в ящик, поставить на полку.

Ребенок дошкольного возраста, в силу своих психологических особенностей, не может сделать процесс уборки игрушек быстрым, он отвлекается на игру, а, следовательно, подвергается недовольству родителей, что может сказаться в любой форме - от изменения тона голоса с добродушного на раздраженный, вмешательство взрослых в процесс уборки, в недопустимо грубой форме.


Родители недооценивают значение хозяйственно-бытового труда для всестороннего развития ребенка, ограничивают стремление и возможности последнего, неправильными методами руководства трудом детей закладывают негативное отношение к нему, что может остаться на всю жизнь.

Работа в природе - третий доступный вид труда для ребенка дошкольного возраста. Она является наиболее интересной для них, ведь природа всегда выступает источником ярких впечатлений для человека, а ребенку дает возможность взаимодействовать с простыми предметами, с живыми объектами, которые своим состоянием реагируют на его действия. Дети дошкольного возраста способны ухаживать за растениями: комнатными, садовыми, огородными, а также за отдельными домашними и декоративными животными.

Художественный труд - вид труда, который доступен детям дошкольного возраста. Этот вид труда предусматривает изготовление детьми поделок из бумаги, глины, ткани, растительного и природного материала и тому подобное. С помощью ножниц, ниток и иголки, клея и других материалов, помогающих соединять отдельные части в единое изделие, дети могут производить интересные и красивые сувениры для своих близких и знакомых (поздравительные открытки, шкатулки, самодельные игрушки), предметы для игр (картонная мебель, коврик, полотенце для куклы), атрибуты праздничного убранства комнаты к празднику: гирлянды, флажки, снежинки, фонарики.

Дети дошкольного возраста с удовольствием занимаются ручным трудом, поскольку их привлекает возможность действовать с разнообразными, яркими и непривычными материалами, исследовать эти материалы, изменять по своему желанию. Стремление к результату побуждает к волевым усилиям, а сам результат является источником положительных эмоций, как самого ребенка, так и ближайшего окружения.

Отметим, что в зависимости от возраста детей и их индивидуальных предпочтений удельный вес каждого вида труда в их жизни может быть результативным. Отношение ребенка к труду во многом зависит от отношения к нему взрослых, которые находятся рядом.

Как показывает опыт общения с детьми дошкольного возраста, отношение к собственной работе у них неоднозначное и в нем прослеживаются следующие тенденции:

1. Дети младшего дошкольного возраста в целом положительно относятся к собственной трудовой деятельности, стремятся помогать взрослым в простых хозяйственных делах, уходе за растениями или животными. Это объясняется их стремлением к познанию, что в значительной мере реализуется в процессе трудовой деятельности, бессознательным желанием удовлетворить потребность в принадлежности к определенной социальной группе, потребность в уважении, одобрении, признании [9, с.61]. Но такой вид труда как самообслуживание часто вызывает негативные реакции (особенно это касается уборки вещей).


Причина в несформированной мотивации к труду. Ребенок младшего дошкольного возраста не понимает, для чего убирать в какое-то определенное место вещи или игрушки, если завтра их снова надо будет использовать. Ему трудно понять, для чего надо мыть руки, лицо, чистить зубы, если они и так (по мнению ребенка) чистые. Поэтому, воспитывая у маленьких детей положительное отношение к труду, необходимо запастись терпением и помнить, что в основе отношения лежат знания и чувства ребенка.

Чем больше конкретных и понятных знаний получит малыш и чем сильнее они будут иметь положительную эмоциональную окраску, тем успешнее будет процесс формирования положительного отношения к трудовой деятельности. Чрезвычайно важен в хозяйственно-бытовом труде и практике по самообслуживанию эстетический фактор. Дети с раннего возраста способны понять и оценить красоту окружающей обстановки и принять по отношению к себе понятие «хороший, красивый» как синоним слов «опрятный, чистый, приятный на вид». Повторяющаяся взрослыми фраза: «Как хорошо!» о результатах труда малыша закрепляет в его сознании неразрывное единство трудовой деятельности и красоты, как одного из ее результатов.

Ручной труд вызывает у ребенка младшего дошкольного возраста интерес, однако после исследования материалов труда и непродолжительного манипулирования с ними, дети, как правило, обращаются к другим видам деятельности (игры, общение). Причина кроется в недостаточности знаний и практических умений, обеспечивающих успешность ребенка в этом виде действительности. Неуспеваемость или плохой результат труда тормозят интерес и стремление ребенка к ручному труду.

По утверждению психологов, труд является одним из ведущих факторов всестороннего развития детей. Это положение они аргументируют тем, что ребенок уже в конце младшего дошкольного возраста начинает стремиться самостоятельности, заявляя «Хочу сам». По мнению Д. Эльконина, два фактора побуждают ребенка дошкольного возраста к трудовой деятельности: тенденция к самостоятельности и интерес ко всему, что касается жизни и труда взрослых [22, с.38]. Однако эти стремления дошкольники могут реализовать не только в трудовой, но и в других видах деятельности. Поэтому необходима педагогически целесообразная организация привлечения ребенка к труду.

«Труд должен возбудить в детской душе больше самостоятельного, естественного творчества, дать свободно развиться цельной гармоничной индивидуальности», - утверждала С. Русова, выделяя такие характерные черты детского труда, как проявление активности ребенка, его непосредственного сознательного желания (интереса, интереса к чему-либо) [24, с.28]. Работа должна иметь всегда конкретную задачу и реальные последствия (этим она и отличается от игры). Она приятна ребенку, который самостоятельно находит средства достижения желаемой цели.


По сравнению с трудовой деятельностью взрослых труд детей дошкольного возраста имеет следующие особенности:

1. Условность. Работа детей еще не связана с общественно значимым результатом, поскольку, как правило, не создает ни материальных, ни культурных ценностей. В то же время она является результативной, а результатом здесь становится не только ее материальное воплощение (выращенное растение, изготовленные игрушки, накрытый стол и т.п.), но и моральный фактор (ребенок чувствует значительность затраченных усилий).

2. Постепенная выработка способности мотивировать трудовую деятельность. Младшие дети еще не способны формулировать мотивы, их привлекает процесс участия в совместном со взрослым деле так же, как привлекает совместная игра. В старшем дошкольном возрасте дети мотивируют свой труд тем, что он им нравится, желанием помочь взрослому, получить от него положительную оценку, проверить свои силы (мотив самоутверждения). Появляются в них и общественные мотивы - принести пользу другим людям.

3. Динамичное развитие компонентов трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Включаясь в трудовую деятельность, ребенок постепенно начинает осознавать, что любой труд должен преследовать конкретную цель, завершаться определенным результатом. Однако чем меньше ребенок, тем чаще он отвлекается, интересуясь не столько результатом, сколько процессом труда, что часто вызывает повторение одних и тех же действий, отдаляет от цели, превращает труд в игру. Поэтому взрослые должны помочь ребенку осознать цель своих действий, связь между целью и результатом, научить проектировать трудовой процесс. Даже старшие дошкольники часто планируют работу непосредственно в процессе ее выполнения, что не способствует выработке настойчивости, усердия, целеустремленности. Учитывая это, взрослые сначала сами планируют работу детей, затем постепенно привлекают их к планированию, предоставляя им в этом все большую самостоятельность.

4. Воспитательная значимость как высшая ценность детского труда. Участвуя в работе постоянно, ребенок производит в себе самостоятельность, ответственность, привычку к трудовым усилиям, стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Однако участие ребенка в трудовом процессе без создания педагогом соответствующих условий не только не обеспечивает воспитательного воздействия, но и порождает противоположный эффект. Часто негативное отношение детей к труду является следствием неправильного привлечения к нему (труд как наказание, трудовые поручения при отсутствии необходимых для них навыков, недостаточное внимание воспитателя к результату, неправильная оценка усилий).