Файл: Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Тесная связь труда малыша с игрой. По утверждению П. Блонского, между игрой и трудом нет большой разницы, поскольку высшая форма труда (творческая работа) аналогична игре, включает в себя элемент удовольствия от процесса деятельности[2, с.7]. К тому же творческая работа часто возникает именно из игры. Однако человеку некуда деться от повседневной работы, к которой у ребенка нет естественной склонности. Осознание ее необходимости приходит вследствие определенной подготовки, содержанием которой является сначала игра ребенка, потом - творчество, которое развивается в игре и направляет его к творческому труду. На основе игр, творческого труда формируется привычка к будничной работе, обременительность и монотонность которой облегчаются увлечением ребенка своей деятельностью. И игра, и труд доставляют ребенку удовольствие, являются средствами его самореализации. Сначала ребенок готовится к труду в процессе игры, почти в каждой разновидности которой имеется определенный трудовой элемент. Игра позволяет выявлять в игровой форме различные трудовые навыки, поскольку одной из основных тем детских игр является труд. Потребность самостоятельно что-то сделать, создать впервые возникает в игре и обусловлена именно ее требованиями (изготовить, например, необходимый игровой атрибут). В то же время у ребенка формируются целеустремленность, волевые качества, самостоятельность, инициативность.

Включение игры в труд детей помогает повысить эффективность его воспитательного воздействия, обеспечить основу для выработки интереса к труду, желание трудиться. Однако не стоит пытаться превратить в игру любые трудовые задания или как можно раньше отделить труд от игры.

Как отмечал А. Макаренко, ребенка следует постепенно готовить к осознанию того, что его трудовые поручения, какими бы простыми или сложными они ни были, являются обязательными [14, с.21]. Игра, хоть и создает возможности для подготовки к работе, но не заменяет собственно трудовой деятельности дошкольников. Это особенно важно в отношении детей младшего дошкольного возраста, которым свойственны неустойчивые мотивы поведения, игровое отношение к труду и которых следует направлять на то, чтобы трудовой процесс не превращался в игровой. В то же время вполне уместно использование в игре старших дошкольников результатов их труда (сшитого кукольного платьица, сделанного челнока и др.).

Одним из компонентов готовности ребенка к трудовой деятельности является привлекательность труда. Этот своеобразный психологический механизм формируется при осознании ребенком того, что в процессе труда он открывает новое в себе, вокруг себя, испытывает свои возможности на совершенно другом уровне требований, способен достичь конкретного результата, который приносит радость ему и тем, кто болеет за его успехи.


Надеяться на формирование этого психологического механизма в процессе насыщенной элементами труда игры нецелесообразно, поскольку в игре он имеет совершенно другую психологическую основу. Это свидетельствует о необходимости обеспечения теснейшей связи детского труда с игрой, использование при ее организации игровых приемов, создание игровых ситуаций, а также воспитание отношения к труду как к обязанности.

Феномен труда дети открывают для себя, наблюдая за тем, как работают взрослые. Это порождает в них желание подражать старшим, участвовать в их деятельности.

С трудом взрослых дети знакомятся в процессе демонстрации различных видов труда, объяснение их значения (специально организованные наблюдения, беседы, экскурсии), а также при непосредственной организации совместной деятельности взрослых и детей. Дети охотно помогают взрослым, занимаются их настроением, подражают их поступкам, приобретая конкретные знания и представления о труде, развивая любознательность, интерес к деятельности взрослых, проникаясь уважением к людям труда и результатам их стараний. В то же время взрослые могут влиять на поведение детей - вызвать у них стремление к труду, достижению конкретного ее результата.

Во время ознакомления детей младшего и среднего дошкольного возраста с трудом взрослых их внимание сосредотачивают на простых трудовых действиях, направленность которых понятна для них (труд воспитателя и его помощника, повара, врача и др.). Воспитатель должен максимально использовать пример трудового поведения работников детского сада. Однако лишь наблюдения недостаточно, поскольку детям трудно осознать связь труда взрослых с собственным поведением. Поэтому необходимо привлекать их к трудовому процессу, используя посильные поручения и элементарное сотрудничество. Так, во время утренней уборки помощник воспитателя может поручить детям принести в лейке воды, протереть листья растений в уголке природы и тому подобное. При этом следует учитывать возможности для самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он начинает как можно точнее следовать труду взрослых.

Существенно влияет на формирование у детей желание работать эмоциональное отношение взрослого к выполняемой работе. С раннего возраста дети должны видеть пример рационально организованного труда, овладевать культурой труда: умением ставить цели (сначала с помощью взрослого, затем - самостоятельно), планировать и организовывать работу, использовать оборудование, последовательно осуществлять рациональные трудовые действия, поддерживать порядок на рабочем месте и т.д.


Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит от эффективности процесса наблюдения, от того, на какие аспекты труда взрослых направлено внимание детей [19, с.46]. Сами они заинтересовываются, прежде всего, внешними проявлениями процесса труда: последовательностью операций, предметами, орудием труда и тому подобное. Поэтому нужно направлять их на то, как человек относится к работе, как осуществляется взаимопомощь в коллективном труде. Детей среднего дошкольного возраста подводят к осознанию того, каков человек-труженик, для чего он работает, как относится к своим трудовым обязанностям. То есть одновременно со знаниями об особенностях труда дети получают представление об отношении к нем, о моральных качествах тех, кто работает.

По признанию психологов, педагогов, рациональна такая последовательность ознакомления с трудом взрослых:

1) накопление фактов о процессе труда, преобразовании предмета труда, результатах труда, создание представления о его значимости;

2) формирование представлений о человеке труда, его отношении к труду;

3) формирование представлений о коллективном характере трудовой деятельности [21, с.4].

Детям старшего дошкольного возраста уже доступно понимание общественной значимости труда взрослых, способов достижения его результатов. Они проявляют интерес к труду за пределами детского сада. Во время наблюдения за трудом взрослых воспитателю следует обращать внимание детей на его организованность, согласованность действий, ответственность и др. В этом возрасте расширяются возможности для воспитания трудовых навыков и умений. Дети овладевают навыками самообслуживания, самостоятельно выполняют элементарные обязанности. Пример трудовой деятельности взрослых влияет на них значительно сильнее, чем на детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Организуя совместную деятельность, важно учитывать формы сотрудничества, которые зависят от конкретного содержания работы и возраста детей, а также от того, сколько взрослых и кто именно принимает в этом сотрудничестве участие. Чем младше дети, тем большее участие в сотрудничестве должны проявлять взрослые, направляя, организуя труд детей. В совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель имеет широкие возможности равноправно работать вместе с ними, выполнять трудоемкую работу, которая требует сложных умений и навыков. Целесообразным в ней является участие помощника воспитателя, других работников детского сада. Педагогически эффективное сочетание активности взрослых и детей в совместной работе способствует заимствованию опыта старших, приобретению навыков, необходимых в будущей самостоятельной работе.


Ознакомлению детей с трудом взрослых способствуют наблюдения и экскурсии. Для младших дошкольников с этой целью организуют экскурсии по детскому саду, для более старших детей - походы за его пределы (в магазин, парикмахерские, библиотеки и т.п.). Подбирая виды труда для наблюдения, необходимо учитывать их воспитательную ценность, доступность содержания для понимания, вероятность возникновения у детей желания подражать трудовому поведению взрослых. Эффективными являются повторные наблюдения, обеспечивающие формирование четких знаний о результатах и значимости труда.

Приобретенные во время наблюдений, экскурсий знания и представления требующих последующего уточнения и систематизации. С этой целью воспитатель проводит с детьми (преимущественно старшими) обобщающие беседы («Кто каким трудом занимается в детском саду», «Как мы помогаем нашей няне», «Что делает повар» и т.д.).

С целью закрепления и уточнения знаний о различных видах труда используются также дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Отгадай, что мы делаем» (воспроизводство трудовых действий) и др.

Различные особенности труда взрослых открывают детям художественные произведения разных жанров (литературы, кино, живописи и т.д.), благодаря которым они узнают не только его внешние проявления, но и внутреннюю суть, мотивационную сферу, психологические последствия [24, с.27]. Впрочем, использование педагогами художественных произведений активизирует эмоциональную сферу детей, побуждает их к сопереживанию с теми, кто работает за достижение результата, утверждает, что даже в самых сложных условиях целенаправленный и трудолюбивый человек сможет достичь своей цели. Пережитые эмоции вызывают конкретизацию знаний о сущности труда, требования, которые он предъявляет к человеку, и о том, как работа влияет на развитие, общественное признание личности. Все это формирует основы внутренней готовности ребенка к самоотверженному труду в будущем.

ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ:

• современные дети дошкольного возраста должны и могут быть привлечены к таким видам труда как самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, художественный труд;

• в младшем дошкольном возрасте у детей есть интерес ко всем видам труда, в старшем – может появиться негативное отношение к труду и желание обойти его.

Общественная значимость человеческого труда детьми не осознается, поскольку знаний об этом аспекте у них недостаточно;

• возникнуть на пустом месте положительное отношение детей к труду не может. Для этого необходима кропотливая работа родителей и педагогов, в руках которых находится сейчас будущее человечества: здоровье, интеллект и моральный облик нации, экономическая успешность страны.


ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

2.1. Методы и приемы организации руководства трудовой деятельностью дошкольников в детском саду

Практические вопросы трудового воспитания дошкольников изучались нами в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду №2 р.п. Чунский Иркутской области (далее по тексту – МДОБУ д/с №2 р.п. Чунский), в русле системного подхода, а именно: изучение реального состояния трудового воспитания в МДОБУ, готовности кадрового педагогического потенциала к модернизации содержания дошкольного образования и взаимодействия с семьей по вопросам трудового воспитания дошкольников.

Данные о дошкольном учебном заведении: тип заведения - коммунальный, в МДОУ 8 групп, в которых воспитывается 150 детей в возрасте от 1,5 до 6-7 лет.

Управленческая деятельность руководителей МДОБУ направлена на совершенствование трудового воспитания как составной части всестороннего развития детей, которое может влиять на развитие умственных способностей, формирования нравственных качеств, эстетическое и физическое развитие дошкольников. С этой целью проведена работа по созданию познавательно-развивающей среды, которое носит интегрированный характер: на территории МДОБУ оснащены цветники, исследовательские участки, уголки сада, а в группах оснащены уголки хозяйственно-бытовой и художественной труда, уголки природы.

Дети четко следят за графиком дежурств, умеют накрывать на стол (передники, составлен график дежурства), заботятся о живой уголок в группах (кормление, уборка), ухаживают за цветами (для этого в группах находятся: лейки, палочки для рыхления земли), а также умеют правильно подготовиться к занятиям. Также с помощью воспитателя ведут уголок природы. Трудовое воспитание планируется ежедневно.

На прогулках дети разгребают листья, для этого в каждой группе для детей есть грабельки, метлы, а для зимней уборки - лопаты для разгребания снега и веники.

Заведующая детского сада осуществляет оперативный и выборочный контроль за организацией трудового воспитания дошкольников в соответствии с годовым планом.

Итак, опираясь на результаты изучения психолого-педагогической литературы нами была поставлена цель: выявить педагогические подходы, необходимые для организации трудового воспитания детей дошкольного возраста.