Файл: Опыт промышленной политики в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неоклассика отвергает возможность любого вмешательства в бизнес и любые формы организации промышленности. Фридрих Хайек, описывая это, критично замечает: «Правительственные планирующие органы не могут обладать всем знанием, необходимым для эффективного распределения ресурсов. Только рынок и система цен могут эффективно перерабатывать необходимый огромный массив информации». Представление о том, что группа государственных администраторов может сымитировать рыночное распределение ресурсов, является тем, что Хайек называет «заносчивым самомнением»[7].

Промышленная политика как государственный институт формировалась параллельно с индустриализацией XIX века, когда технические и технологические средства рассматривались как инструмент решения значимых социально-политических задач: влияние на диспропорции в развитии территорий, снижение социальной напряженности и обеспечения национальной безопасности.

Глобализация со всеми ее положительными и отрицательными эффектами привлекала внимание многих экономистов.

Западные ученые-экономисты обращают особое внимание на развитие экономической политики и не рассматривают промышленную политику как отдельный элемент.

Хиллебранд и Вельфенс рассматривали последствия глобализация на формирование экономического порядка отдельных государств, в частности Германии.

Авторы определили, что формула «меньше государства, меньше политики» не является ответом на вызовы глобализации. Хиллебранд и Вельфенс привели ряд аргументов против глобализации, гармонизации в международном плане. В качестве конкуренции для производителей в условиях глобализации была разработана классификация товаров в зависимости от социально-политических условий их производства.

Глобализация не допускает, чтобы господство на рынке оценивалось в рамках национального контекста. Национальная промышленная политика неэффективна при господстве глобализации, но предложенная Хиллебрандом и Вельфенсом модель позволяет перераспределять доход в национальные экономики.

Предложенная П. Вельфенсом (P. Welfens) и П. Джесински (P. Jasinski) модель экономического роста на базе производственных функций позволяет оценить возможный рост производства при увеличении объема иностранного капитала в совокупности с техническим прогрессом и институциональными условиями хозяйствования.

Вальтер Ойкен также являлся сторонником хозяйственного порядка, социального рыночного хозяйствования. Политика порядков Ойкена основана на концепции экономического конституирования. На этой концепции сформулированы основные принципы экономической политики «конкурентного порядка», при этом без отрицания политики свободной экономики. По Ойкену, государство формирует рыночные условия, проводя политику рациональной экономической политики, а факт регулирования экономических процессов имеет второстепенный характер, т.к. хозяйственные процессы регулируются самостоятельно непосредственными участниками рыночных отношений. В. Ойкен считал, что союзы промышленников и банков в состоянии влиять на политическую власть: перераспределять финансовые ресурсы и законодательно регулировать развитие рынков.


Суть экономической политики Ойкена заключается в том, что никто не может осуществлять рыночную стратегию, кроме самого рынка. На уровне национального хозяйства Ойкен показал, что порядок не препятствует экономической свободе, а конкуренция, вытесняемая монополиями, должна быть защищена государством.

В. Ойкен различает две сферы экономической политики (см. рисунок 1).

Рис. 1. Экономическая политика по В. Ойкену[8]

В первой сфере происходит формирование и совершенствование экономического порядка. Вторая сфера – это политика воздействия на экономику.

В работе «Основные принципы экономической политики» В. Ойкен пишет: «Политика конкурентного порядка ограничивает экономическую власть путем разграничений, в частности, сферы повседневного хозяйствования и политико-государственной деятельности. Кроме того, разграничение заключается в том, что в рамках экономической сферы с развертыванием конкуренции происходит деконцентрация, способствующая тому, чтобы сохранились или вновь возникли позиции, дающие власть»[9].

По Ойкену, основным правилом экономической политики является подготовка и оформление общехозяйственных условий формирования реальной экономики.

1.3. Промышленная политика развивающихся и развитых государств

Анализ зарубежного опыта свидетельствует о формировании и реализации нескольких типов промышленной политики: внутренне ориентированной, защищающей внутренний рынок и реализующей принцип экономической самодостаточности; экспортно-ориентированной, предполагающей создание условий для развития экспорта отдельных товаров; стратегической промышленной политики, направленной на ограничение использования невоспроизводимых (нефть, лес, экология и т. п.) и собственных естественных ресурсов. Сравнительные характеристики вышеперечисленных типов промышленной политики представлены в таблице 1.

Следует отметить, что в большинстве случаев страны первоначально выбирали внутренне ориентированный путь развития экономики, что стало в дальнейшем основой их быстрого экспортно-ориентированного роста. Особенно показательно развитие агарных стран, которые реализовывали политику интенсивной индустриализации.


Таблица 1.

Сравнительные типы промышленной политики[10]

Тип

Страны, реализующие

Отличительные особенности

промышленной

политики

данный тип промышленной политики

Экспортно-

ориентированный

Корея - 60-80-е гг.

Китай - 80-90-е гг.

Япония

Индия - 90-е гг.

Чили - 70-80-е гг.

Выбор правительствами стран приоритетных отраслей, в которые обеспечивался приток инвестиций. Приоритетным отраслям предоставлялись налоговые и иные льготы, при этом перечень приоритетных отраслей со временем менялся.

Внутренне

ориентированный

Индия - 60-80-е гг.

Франция - 50-70-е гг.

Япония, Китай, США (в отношении в сельского хозяйства), СССР, Тайвань, Сингапур, Гонконг - 50-е гг.

Защита внутреннего рынка и обеспечение

экономической самодостаточности.

Стратегический

(на основе

инновационной

составляющей)

США

Страны ОПЕК

Стратегия приоритетного развития высоко-технологичных отраслей, инновационный путь развития экономики страны. Направленность на ограничение использования невоспроизводимых и собственных естественных ресурсов.

На начальной этапе развития большинство аграрных стран (Китай, Индия и Южная Корея) имели схожие неблагоприятные начальные условия: аграрный тип экономики, бедность, безработица, недостаток квалифицированных кадров. Характерной чертой промышленной политики этих стран являлся выбор правительствами приоритетных отраслей, в которые обеспечивался приток инвестиций. Как правило, приоритетным отраслям предоставлялись налоговые и иные льготы, при этом перечень приоритетных отраслей со временем менялся.

Например, Индия предоставляла на 10 лет по отдельным промышленным проектам снижение налогооблагаемой базы на 30% или 5-летние налоговые каникулы. Автомобильная промышленность в Японии пользовалась 50%-й ставкой амортизации оборудования на первый год работы. Китай также широко использовал налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, освобождение от пошлин, облегченные правила приема и увольнения работников. Региональные власти в особых экономических зонах устанавливали дополнительные стимулы для прямых иностранных инвестиций. Во время энергетического кризиса в Японии совет по структуре промышленности предложил новую концепцию развития промышленности страны, ориентированную на вывод «грязных» производств и создание условий для развития наукоемких отраслей. Основой концепции Японии стал отказ от широкого использования зарубежных технологий в пользу создания собственных, что было также обосновано отказом американских экономистов продавать «высокие технологии» японской стороне из-за возможного «эффекта бумеранга», суть которого в том, что на базе заимствованной технологии в обратном потоке идут товары высокой конкурентоспособности. Поэтому Япония была вынуждена взять ориентацию на развитие собственных научных исследований и ускоренное развитие 14 наукоемких отраслей. При этом поддерживались отрасли, находящиеся на ранних фазах развития, а зрелые развивались под воздействием рынка. В итоге произошло сокращение избыточных мощностей, ликвидация слабых фирм, их перепрофилирование на выпуск наукоемкой продукции.


В Южной Корее правительство стимулировало слияние компаний, что привело к формированию южнокорейских финансово-промышленных групп (чеболеи). Кроме этого государство в приоритетных отраслях жестко ограничивало конкуренцию, что приводило к объединению частных компаний или их уходу с данного рынка. Льготы, предоставляемые государством, позволили в первой половине 80-х годов 30 крупнейшим южнокорейским конгломератам в обрабатывающей промышленности захватить 1/3 рынка, а доля их в экспорте превысила 1/2[11].

В результате этих мер, Корея смогла решить задачу индустриализации страны и эффективно вошла в процесс международного разделения труда.

Другой механизм, который использовали страны для стимулирования изменения качества отраслевой структуры экономики, — налоговый. Его использовали не только аграрные страны. Правительства активно использовали такой инструмент, как субсидии. До вступления в ГАТТ в Японии предоставлялись прямые субсидии, которые покрывали до 50 % расходов на модернизацию зданий и оборудования.

Более широкий инструментарий для целей диверсификации промышленности был использован Чили. В период с 1982-1989 гг. правительство контролировало деятельность коммерческих банков, приняло меры по защите чилийских товаропроизводителей путем изменения таможенной политики, способствовало развитию основных сельскохозяйственных отраслей, дефицит бюджета был очень низким, а процесс инфляции жестко контролировался. В целях развития агробизнеса в Чили был создан фонд, который осуществлял поддержку проектной деятельности по выявлению перспективных направлений на мировом рынке, способствовал развитию агропромышленных технологий и служил фондом стартового капитала для новых предприятий.

В результате реализации промышленной политики, начиная с середины 80-х годов среднегодовой прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в Чили стабильно держится на уровне 5-7%. Внешняя задолженность страны за тот же период уменьшилась примерно вдвое. Опыт диверсификации достаточно удачен. Если в 1972 г. экспорт основного природного ресурса страны - меди - составлял 82% от всего чилийского экспорта, то в 2010 г. доля меди сократилось до 35%[12].

Приоритетом эффективной промышленной политики в развитых и в динамично развивающихся странах считается не регулирование отраслей, а регулирование технологий. Именно через прямое воздействие на технологии происходит опосредованное влияние на отдельные отрасли и промышленность в целом.


Наибольших успехов в реализации промышленной политики добилась Японии, которая признана в мировом сообществе классическим образцом грамотного подхода к формированию промышленной политики и ее развитию.

В 1963 году Совет по промышленной структуре при Министерстве внешней торговли и промышленности Японии разработал единую концепцию структурной политики, которая и сегодня является основой государственного регулирования экономики в целом и промышленности, в частности. В начале реализации экономической политики упор делался на совершенствование отраслевой структуры, сегодняшняя политика — это регулирование технологий.

Вектор реализации промышленной политики Японии можно представить следующей моделью: структурное регулирование — экспортно-ориентированное развитие промышленности — адекватное развитие внешней торговли. Законы, принимаемые в рамках государственного регулирования экономики, были ориентированы на поддержку структурного развития промышленности в целом. Начиная с 1980 года, экспорт Японии регламентировался Законом о контроле над валютным обменом и внешней торговлей. Реализация этого закона стимулировала экспорт высокотехнологичного продукта. В зависимости от ситуации в мире, Япония применяла так называемую политику «добровольных ограничений» в виде различных экспортных квот.

Результаты современной Промышленной политики Японии можно квалифицировать как внушительные, Япония входит в десятку стран по конкурентоспособности продукции своей промышленности, на долю промышленного производства Японии приходится 12% мирового потенциала[13].

На сегодня Япония — это крупнейший в мире производитель автомобилей, металлообрабатывающего оборудования, тракторов, судов, полупроводников, роботов, телевизионной и иной аппаратуры.

Современные США придерживаются иной практики разработки и реализации промышленной политики. Главной задачей определяется, не допустить концетрацию государственно-регулирующих функций. Для этих целей созданы различные комитеты, советы, подсоветы и подкомитеты в рамках курирующих органов, которые занимаются вопросами промышленной политики США[14].

Особое место в экономике США отводится развитию исследовательской деятельности, в решении вопросов структурной политики наряду со специальными государственными структурами участвуют учебные заведения. При этом США придерживаются либеральной концепции, которая строится на свободных рыночных отношениях. Тем не менее, экономическая политика США имеет непосредственное регулирующее воздействие на промышленную политику.