Файл: Опыт промышленной политики в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Промышленная политика США — это государственная политика в области экономики, в которой уделено особое внимание субсидированию «восходящих» отраслей и при упрощенной процедуре ликвидации предприятий, находящихся «на закате». Для восходящих отраслей государством предусмотрены: ссуды под низкие проценты, государственные гарантии под займы, специальные налоговые режимы, субсидии на научные исследования и разработки, преференции по антимонопольному законодательству, протекционизм во внешней торговле.

Сегодняшняя промышленная политика Германии основана на структурной экономике, приоритетом которой являются технологическая и инновационная политики.

Технологическая политика (политика содействия инновационному развитию) направлена на поддержание и развитие технологического уровня предприятий посредством генерирования и внедрения инноваций. Выделяют два основных направления технологической политики.

Первое — сохранение и поддержание лидерства на внутреннем рынке.

Второе — на фоне высокого внутреннего инновационного уровня осуществляется снижение инновационного разрыва на международном уровне.

Реализация технологической политики осуществляется на фоне финансовой и политической поддержки со стороны государства и общества.

В Германии НИОКР сосредоточены в крупных научных центрах, что позволяет концентрировать финансовые ресурсы в конкретном направлении исследования и оптимально использовать уникальное дорогостоящее оборудование.

В рамках такой политики Министерство по науке и технологиям Германии (BMWi) реализует программу кооперации между малыми и средними предприятиями и научными центрами.

Политика в области инновационного развития реализуется на законодательном уровне. За государственную инновационную политику в Германии отвечают Федеральное министерство образования и научных исследований (ФМОНИ) и Федеральное министерство экономики и технологий (ФМЭТ). К компетенции ФМОНИ относится финансирование инфраструктуры НИОКР, осуществление различных технологических и научно-исследовательских программ, а также выделение региональных трансфертов для инновационного развития восточной Германии. ФМЭТ реализует вопросы по созданию благоприятной социально-экономической конкурентной среды, осуществляет реализацию программ НИОКР в высокотехнологичных производствах — транспортостроении, энергетике, и других наукоемких отраслях, а также содействует развитию малого и среднего предпринимательства в Германии.


Поддержка бизнеса включает, в частности, финансирование промышленных научно-исследовательских организаций (объединений и институтов) и их совместные исследования.

Современная Германия осуществляет господдержку инновационного развития в следующих направлениях:

- создание выгодных условий для инновационной деятельности (снижение и упрощение налогообложения, устранение административных барьеров для инновационной деятельности);

- совершенствование системы образования и прикладной науки для снижения дефицита высококвалифицированных кадров;

- обеспечение доступа малым компаниям к научным достижениям и научно-исследовательской базе для реализации инновационных проектов в рамках государственно-частного партнёрства;

- финансовая поддержка инновационной активности компаний в части предоставления (грантов для проведения научных исследований в высокотехнологичных областях, дотаций на выполнение малыми компаниями научных исследований, кредитов или рискового капитала новаторским малым компаниям для реализации инновационных проектов, консультационных услуг, информационной инфраструктуры).

Германия предоставляет финансовую и правовую поддержку предпринимателям, создающим новые предприятия (малые и средние).

Ряд стран мировой экономики реализовывали промышленную политику на основе инновационной составляющей. Ирландия, Финляндия, Франция выбрали для своих экономик стратегию приоритетного развития высокотехнологичных отраслей, которая подняла их на качественно новый уровень развития. Эти страны использовали как традиционный инструментарий промышленной политики (налоговое стимулирование, субсидирование и прямую поддержку сектора образования), так и специфические механизмы (функционирование специальных фондов, государственную поддержку коммерциализации НИОКР и др.).

В начале 80-х годов Ирландия не была промышленно развитой страной, и только реализация политики, направленной на решение задач экономического развития по трем направлениям: открытость инвестиционного и торгового режима; фискальная стабилизация; активная структурная политика, резко изменила ситуацию.

Другой страной, которая реализовывала промышленную политику на основе инновационной составляющей, является Финляндия. Начиная с 90-х годов, особый акцент был сделан на инновации, а также на необходимость установить национальные приоритеты при распределении ограниченных научно-технических ресурсов. Роль государства состояла в обеспечении стабильных институциональных отношений, социальной поддержки, обеспечении образования.


Прогресс в сфере телекоммуникаций в большой степени обусловлен дерегуляцией рынка и активной конкуренцией. Созданию и развитию сильного кластера информационных и коммуникационных технологий способствовала и сильная исследовательская и образовательная система страны. На его основе создана финская инновационная система, включающая сеть крупных и мелких компаний и корпоративное сотрудничество в области исследований и обучения. Отличительной чертой Финляндии является наличие значительного внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию. Примером успешного опыта коммерциализации НИОКР может служить пример Франции, где многие крупные научно-исследовательские центры имеют возможность заниматься производственной деятельностью.

Опыт этих зарубежных стран весьма актуален для России. Зарубежные государственные научные учреждения и сейчас являются главными разработчиками инноваций, грамотная мотивация научных кадров во Франции и США позволила в небольшие сроки существенно активизировать инновационную деятельность в стране.

Заслуживает отдельного рассмотрения использование в промышленной политике такого инструмента, как венчурное инвестирование. Оно широко использовалось в Германии, Израиле, Финляндии. Венчурный бизнес, особенно в 90-е годы, развивался с прямым государственным участием.

Проведенный анализ международного опыта показал определенную ограниченность его применения в отношении российской экономики, так как Россия — страна с индивидуальным набором сравнительных конкурентных преимуществ, поэтому применимы лишь отдельные инструменты промышленной политики, реализованные в различных странах и в отдельных секторах.

Промышленная политика стран, ориентированная на развитие экспорта, в большинстве случаев была более успешной, чем внутренне ориентированная промышленная политика. Но следует отметить, что ни одна из стран не использовала тот или иной тип стратегии в «чистом» виде, а только их сочетание. В любом случае исходной предпосылкой формирования и реализации промышленной политики является выбор приоритетов, которые возможно формировать «сверху вниз» или «снизу вверх». Практика показывает, что формирование приоритетов снизу по конкретным областям более эффективно. Чем выше степень конкретизации приоритетов, тем легче определить инструменты для ее реализации и оценить эффективность.


2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

2.1. Современная промышленная политика России

В современной России формирование промышленной политики основано на рыночных механизмах, оценивающих «спрос–предложение», а также методах государственного регулирования основных пропорций промышленного производства и развития ее приоритетных направлений.

В отечественной экономической науке существуют два противоположных научных подхода к формированию и реализации промышленной политики:

• либеральный подход, в основе которого лежит принцип осторожной государственной и общественной поддержки формируемых рынком импульсов инновационной модернизации промышленности с целью обеспечения ее глобальной конкурентоспособности;

• государственный подход с принципом возврата к государственному контролю, директивному управлению и национализации важнейших промышленных объектов[15].

Следует отметить, что вследствие противоречия друг другу указанных научных подходов, внятная стратегическая промышленная политика Российского государства до недавнего времени практически отсутствовала, за исключением некоторых декларативных документов.

С принятием Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»[16] (далее — Госпрограммы) появился официальный документ, определяющий основы государственной промышленной политики.

Госпрограммой в качестве стратегической цели промышленной политики определено создание конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения обороноспособности страны.

Госпрограмма предполагает постепенное уменьшение прямого государственного финансирования отраслей, при этом основной упор будет смещен на стимулирование спроса, создание инновационной инфраструктуры, синергию действий государственных органов и институтов развития. Также реализация Госпрограммы должна в значительной степени снять избыточные барьеры и сформировать благоприятные условия для вывода на рынок инновационной продукции.


Источники финансирования Госпрограммы (более 3 трлн. руб.) предполагаются из внебюджетных (86%) и бюджетных средств. Бюджетные средства (порядка 500 млрд. руб.) планируется направить на субсидии, НИОКРы, техническое регулирование и прочие цели, однако предполагается поэтапное сокращение прямого бюджетного финансирования. Одним из основных итогов реализации программы предполагается рост объема производства на 80%.

Госпрограммой закреплены следующие приоритеты промышленной политики:

• диверсификация инструментов промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей;

• фокусировка ресурсов государства на приоритетных направлениях поддержки;

• изменение арсенала инструментов государственной поддержки с учетом вступления России в ВТО, а также формирования единого экономического и технологического пространства в рамках Евразийского союза;

• перенос акцента на поддержку спроса, развитие институциональных условий;

• выстраивание системы долгосрочных, устойчивых и предсказуемых мер, направленных на повышение эффективности промышленных предприятий;

• стимулирование интенсивного роста, быстрого обновления технологической базы;

• ориентация промышленности на создание новых рынков и отраслей, способных участвовать в мировой технологической гонке на равных с ведущими экономиками мира;

• финансирование в рамках государственной поддержки должно предоставляться на проектной основе, для реализации конкретных целей развития[17].

В качестве инструментов государственной промышленной политики разработчиками Госпрограммы предлагается следующее:

• федеральные целевые программы, направленные на совершенствование национальной технологической базы в целом, а также развитие высокотехнологичных отраслей отечественного промышленного комплекса;

• комплекс субсидий и взносов в уставные капиталы, сосредоточенные на сохранении и развитии промышленного и технологического потенциала;

• финансирование научных исследований и опытно-конструкторских работ вне рамок ФЦП, в том числе выполнение НИОКР по государственным контрактам;

• набор инструментов, позволяющий обеспечить паритет или выравнивание условий входа в ту или иную отрасль или на рынок готовой продукции в разных странах;

• инструменты нормативно-правового характера, совершенствование которых обеспечит устойчивое функционирование отраслей промышленности, их инновационное развитие и технологическую модернизацию;