Файл: Опыт промышленной политики в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• инструменты таможенно-тарифного регулирования и механизмы налогового стимулирования;

• комплекс инструментов, нацеленных на формирование эффективной системы технического регулирования, совершенствование национальной системы стандартизации и обеспечение единства измерений.

По ожиданиям разработчиков Госпрограммы, итогом ее реализации должно стать достижение следующих результатов:

• укрепление продукции российской обрабатывающей промышленности на мировом и внутреннем рынках и увеличение доли импортозамещающей продукции;

• модернизация производственных мощностей промышленности, внедрение в производство энергосберегающих технологий, а также увеличение количества разработанных, внедренных и запатентованных технологий;

• создание полноценной товаропроводящей сети различных видов промышленной продукции с акцентированием на послепродажном обслуживании;

• эффективное использование потенциала оборонно-промышленного комплекса;

• развитая система технического регулирования;

• увеличение доли работников высокотехнологичных отраслей промышленности.

В настоящий момент, находясь на этапе новой индустриализации, когда создаются новые сектора экономики, происходит инновационное обновление традиционных производств, возникает необходимость создания системного закона о промышленной политике, который установит правила игры, создаст новые институты и определит правила государственной поддержки. Именно такой, по мнению многих государственных деятелей, федеральный закон был подписан 31 декабря 2014 года президентом РФ, №448-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»[18]. Данный закон должен стать основой для индустриального развития России. Преимуществами данного закона является системный характер и четкое определение целей и задач, поставленных в основе реализации промышленной политики РФ. Кроме того, введение Совета по промышленной политике при Президенте РФ является важным моментом для координации всех звеньев промышленности и взаимодействия ее основными сегментами.

Важно отметить нововведения данного закона:

- специальный инвестиционный контракт сроком до 10 лет, экономический эффект от которого заключается в создании добавочного продукта, новых рабочих мест, налоговых поступлениях от нового бизнеса;

- государственная информационная система промышленности, позволяющая автоматизировать процессы сбора, обработки информации в сфере промышленности, хранения такой информации, доступа к ней, предоставления и ее распространения.


Взаимодействие участников промышленной политики в соответствии с нововведённым федеральным законом отображено на рисунке 2.

Он представляет основные положения, из которых следует, что органы государственной власти осуществляют стимулирование промышленной деятельности путем предоставления поддержки научно-технической и инновационной деятельности в сфере промышленности, внешнеэкономической деятельности и поддержки развития кадрового потенциала; инфраструктура поддержки, состоящая из государственного фонда развития промышленности и государственной информационной системы промышленности, стимулирует субъекты, осуществляющие деятельность в сфере промышленности, посредством финансовой и информационно-консультативной поддержки.

Рис. 2 Взаимосвязь участников промышленной политики в соответствии с законом №448-ФЗ[19]

Несмотря на принятие Госпрограммы и Федерального закона «О промышленной политике РФ» и попытки их разработчиков найти выход из наиболее важных проблем отечественной промышленности, осталось множество спорных вопросов в ее реализации. Одним из таких важных вопросов является отсутствие программы по совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных кадров для отечественной промышленности. Проблема отсутствия подобной системы неоднократно изучалась в научной среде различными специалистами, в том числе и авторами настоящей работы[20]. Пока не найдено решения этой исключительно значимой проблемы.

Для инновационно-технологического развития промышленности России должно кардинально измениться отношение к главной производительной силе общества — человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов исключительно велика и постоянно будет повышаться. Кадровая политика, и прежде всего подготовка специалистов, способных эффективно участвовать в инновационной деятельности и управлять инновационными проектами в промышленности, является приоритетной национальной проблемой.

Следует отметить и проблему, связанную с отсутствием предоставления возможностей институтам инновационного развития, бизнес-структурам и научным учреждениям регионального уровня, т.е. тем организациям, которые могут составлять ядро региональных инновационных систем (РИС). В тоже время формирование и функционирование РИС, по мнению многих ученых-экономистов, как зарубежных, так и отечественных, является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование эффективного экономического механизма инновационной промышленной политики.


2.2. Стратегические и тактические вопросы промышленной политики России на дальнейшую перспективу

Исходя из всего вышесказанного, в стратегию государства в первую очередь должны быть заложены концепции развития обрабатывающих отраслей промышленности. При этом нельзя допустить отставание отраслей промышленного строительства.

Из обрабатывающих отраслей промышленности необходимо выделить наиболее ключевые, развитие которых будет стимулировать развитие остальных отраслей. Для этого необходимо в рамках обрабатывающего комплекса выделить стратегические приоритеты, наукоемкие отрасли, которые будут играть ведущую роль в научно-техническом развитии промышленности в целом.

В первую очередь должны быть созданы предпосылки развития наукоемкого тяжелого машиностроения, к которым следует отнести производство высокоточных, материало- и энерго- эффективных станков и оборудования.

Во вторую очередь необходимы предпосылки развития производства энергоустановок и энергооборудования на новых концепциях производства, передачи и аккумуляции энергии.

Обязательным элементом стратегии должно быть развитие прикладной науки.

Стратегические задачи Промышленной политики должны иметь указания на инструменты их реализации в части исполнения.

В тактических задачах должны быть определены конкретные инструменты выполнения Промышленной политики, в крайнем случае, основных приоритетных направлений.

К примеру, для привлечения научной мысли к реализации Промышленной политики целесообразно объединить весь технологический потенциал вузов и передовых предприятий промышленности. А также широко использовать передовые технологии ВПК (или ОПК — оборонно-промышленного комплекса) и космической индустрии.

В качестве предпосылок развития современного тяжелого машиностроения необходимы принципиально новые институциональные сдвиги. В частности необходимо изменить финансово-кредитную политику таким образом, чтобы «длинные деньги» в России были более доступны, чем заимствования в зарубежных банках. При этом преференции должны быть широкомасштабные для любых промышленных предприятий, а не локальные для отдельных отраслей.


Изменения необходимы и в фискальной политике государства, например, снижение таможенных пошлин, вплоть до нулевых, для импорта высокотехнологического оборудования для тяжелого машиностроения и других наукоемких отраслей.

В качестве инструмента реализации Промышленной политики в России можно рассмотреть создание крупных финансово-промышленных групп (ФПГ) межотраслевого содержания, например, объединение предприятий-смежников.

Также необходимы преобразования в денежно-финансовой сфере. Необходимо повысить покупательную способность рубля на внутреннем рынке, одной из форм эффективности рубля можно назвать введение безналичного рубля для расчетов между предприятиями различных отраслей. Стабильность такой национальной валюты (безналичного рубля) повысит уровень предсказуемости в финансово-хозяйственных отношениях между отечественными предприятиями.

Для повышения уровня участия прикладной и фундаментальной науки в Промышленной политике следует аккумулировать отчисления на НИОКР в рамках отраслевых или межотраслевых ФПГ и направлять эти средства на приоритетные научные исследования и разработки.

Развитие венчурного финансирования с обязательным участием государства в новых инвестиционных проектах основанных на инновациях в рамках отраслевых или межотраслевых ФПГ.

Для подержания наукоемких производств обрабатывающей промышленности необходимо участие государства. Например, на начальном этапе реализации представленной выше концепции Промышленной политики необходим отдельные госпрограммы, гозаказ, госинвестиции и различные субсидии, налоговые преференции и льготы, трансфертное ценообразование (в рамках межотраслевых ФПГ), венчурное финансирование с участием государства.

В качестве продукта предложенной Промышленной политики будет получено: стимулирование внутреннего спроса на отечественные оборудование и технологии; дальнейшее инновационное развитие всех отраслей промышленности. В итоге, реализация Промышленной политики позволит выйти экспорт наукоемкой продукции отечественного производства при паритете удовлетворения спроса на инновации на внутреннем рынке.

Промышленная политика может быть успешно реализована только в случае заинтересованности в ней государства. Итак, главный вектор в деятельности органов власти по укреплению и развитию промышленности — создание благоприятной среды для развития конкуренции, бизнеса, инновационного производства и модернизации. В этой связи в качестве первоочередных мер развития сегодня следует выделить:


- сохранение, обновление и воспроизводство технологической базы всех отраслей промышленности путём создания благоприятного инвестиционного кли­мата как для базовых предприятий по реализации проектов модернизации, так и для инвесторов, осуществляющих намерения по строительству новых современных производств;

  • вовлечение в хозяйственный оборот свободных (неиспользуемых) производственных мощностей;
  • содействие потенциальным инвесторам в подборе свободных промышленных площадок для размещения бизнеса и организации но­вых рабочих мест;
  • организация и развитие новых секторов промышленного производства на основе наукоемких технологий, обеспечение государственных и региональных приоритетов эффективного использования ресурсной и сырьевой базы;

- развитие инновационной, научно-технической и научной деятельности в регионе, стимулирование развития инновационной инфраструктуры[21].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе курсового исследования изучено состояние промышленной политики России, рассмотрен исторический аспект ее реализации и определены результаты реализации во времени.

В части изучения теоретического аспекта было определено, что промышленная политика, в первую очередь, рассматривается как комплекс государственных мер в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности. Промышленная политика — это согласованная система законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений и мер, позволяющих управлять развитием промышленности в стране в соответствии с поставленными целями такого развития. При этом промышленная политика осуществляется в рамках внешней и внутренней государственной экономической политики и с учетом паритетов участником таких национальных рынков, как: фондовый, финансовый, инвестиционный, потребительский.

В рамках исследования также изучен международный опыт реализации промышленной политики развивающихся и развитых стран. Каждая страна имеет свои специфические особенности в промышленной политике, которые детерминируются ее экономическим уровнем, производственной и технологической структурой, качеством институтов, находясь на определенном уровне экономического развития, следовательно, не существует универсальных рецептов в промышленной политике разных стран, каждый уровень развития определяется присущим только данной стране уровнем качества институционального управлении, т.е. селективностью в проведении ею промышленной политики.