Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Широкое применение нашел PEST - анализ - это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

В качестве инструментов системного анализа внешней и внутренней среды предприятия предприятий широкое распространение получили матрицы GE/McKinsey и ADL/LC.

Матрица GE/McKinsey (сравнение привлекательности рынка и конкурентоспособности), представляет собой матрицу, состоящую из 9-ти ячеек для отображения и сравнительного анализа стратегических позиций направлений хозяйственной деятельности организации. Глав­ной особенностью этой модели явилось то, что в ней впервые для срав­нения видов бизнеса стали рассматриваться не только «физические» факторы (такие, как объем продаж, прибыль, отдача инвестиций и т.п.), но и субъективные характеристики бизнеса, такие, как изменчивость доли рынка, технологии, состояние кадрового обеспечения и т.п. [4].

Матрица ADL/LC (анализ жизненного цикла отрасли и уровня конкуренции) отли­чается оригинальным подходом к проблеме динамического анализа. Основное теоретическое положение модели ADL/LC состоит в том, что и отдельно взятый вид бизнеса любой организации может находиться на одной из указанных стадий жизненного цикла, и, следовательно, его нужно анализировать в соответствии именно с этой стадией.

Результаты системного анализа внешней и внутренней среды предприятия любым из методов, позволяют оценить шансы предприятия в конкретном целевом сегменте и создать условия для более рационального использования имеющихся ресурсов в процессе взаимодействия с конкурентами.

Одним из наиболее распространенных методов, связывающих оценку внешних и внутренних факторов, определяющих развитие компании, является SWOT – анализ.

Методика системного анализа внутренней среды

Действенность внутренней среды управления зависит от множества переменных, но прежде всего от четко разработанных целей, рациональной структуры, уровня развития техники и технологий и от профессиональной подготовленности кадров.

Выбор и определение целей деятельности управления и трудового коллектива предприятия служат основой для разработки конкретных функций, определения структур, подбора методов и стиля управления, формирования всего хозяйственного механизма. Цель в управлении - это новое состояние производства и социальных условий более высокого порядка, которое должно быть достигнуто трудовым коллективом путем создания и обязательного применения эффективно работающих механизмов управления развитых хозрасчетных и рыночных отношений. Общность цели, поставленной перед группой людей, не означает, что коллектив не может иметь и узких, частных целей. Наличие частных целей предполагает разработку механизма координации, так как функционирующий механизм управления должен показывать членам коллектива направленность их действий. К частным целям управления коллективом можно отнести [16]:


  • увеличение объема производства товаров (услуг);
  • увеличение прибыли по сравнению с базисным периодом;
  • повышение производительности труда;
  • повышение качества труда и продукции и т.д.

Перечисленные цели, как правило, справедливы по отношению ко всей организации. Но каждый коллектив (организация) делится на структурные подразделения (управленческие, производственные, коммерческие и др.), которые также не могут функционировать без поставленной цели, и по сравнению с общими и частными имеют специфические особенности.

Организация управления базируется на разработке комплекса организационных положений (регламентов, инструкций, ответственности), определяющих структуру управления. Объем управленческих работ в немалой степени зависит от вертикального разделения труда, которое дает в результате иерархию управления и определяет подчиненность лиц на каждом уровне управления. Общая структура управления подразделяется на структурные элементы этой организации, например: организационная структура; структура функциональных обязанностей; структура обмена услугами; информационная структура; ресурсно-технологическая структура; структура трудовых ресурсов.

Достичь поставленных целей можно за счет многих факторов, однако разделение труда предусматривает выделение целевых задач. Задача - это комплекс видов работ (деятельности), который должен быть выполнен в установленный регламентом срок и разработанными способами, т.е. отдельному работнику или всей организации могут ставиться задачи, направленные на достижение определенной цели. Задачи структурного подразделения или организации можно разделить на три группы. Это задачи по управлению: кадровым составом организации; средствами производства; информацией.

Внутренние переменные  еще называют социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный  компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).  Изменение одной из подсистем в определенной степени влияет и на все другие. Любая структура управления (внутренняя) предполагает тесную взаимосвязь внутренних переменных (факторов), базирующихся на разработке системных моделей или социотехнических систем. В управленческой практике внутренние переменные никогда не  могут рассматриваться независимо друг от друга.

Значительные изменения одной  переменной будут в определенной степени влиять на все остальные переменные.  Влияние этих последующих изменений может значительно превосходить то, что  изначально их вызвало. Совершенствование одной переменной, например, технологии, не обязательно может  привести к повышению производительности, если эти изменения сказываются  отрицательно на другой переменной, например, людях.


SWOT-анализ как системный подход к анализу внешней и внутренней среды организации

Одним из наиболее распространенных методов, связывающих оценку внешних и внутренних факторов, определяющих развитие организации, является SWOT – анализ. SWOT – это аббревиатура английских слов [3]:

  • Strengths (сильные стороны);
  • Weaknesses (слабые стороны);
  • Opportunities (возможности);
  • Threats (угрозы).

Основной задачей SWOT – анализа является изучение сильных и слабых сторон в деятельности организации с целью ее адаптации к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды. В результате такого анализа можно оценить: обладает ли организация внутренними силами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние слабости могут усложнить ситуацию. Для проведения полноценного SWOT – анализа менеджеры должны идентифицировать сильные и слабые стороны организации. Можно выделить 2 группы параметров:

  1. Первая группа – возможности и угрозы для позиции организации, определяемые внешней средой и уровнем конкуренции в отрасли.
  2. Вторая группа параметров описывает сильные и слабые стороны организации, прежде всего с целью оценки потенциала организации и, соответственно, реальностью использования возможностей и предотвращение угроз.

Значительное число параметров, как правило, оценивается экспертно или по косвенным показателям. Тем не менее, систематизация этих параметров в соответствующих аналитических таблицах дает возможность на этапе выбора и реализации стратегии вносить необходимые коррективы, как в оценке параметров, так и в применяемой стратегии.

Методология анализа состоит в следующем. Сначала, с учетом конкретной ситуации, в кото­рой находится организация, составляется список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможнос­тей. После того как составлен конкретный список сла­бых и сильных сторон организации, а также угроз и возмож­ностей, наступает этап установления связей между ними.

Слева выделяются два раздела (сильные стороны, сла­бые стороны), в которые, соответственно, вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны фирмы. В верхней части матрицы также вы­деляются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

На пересечении разделов образуется четыре поля: поле «СИВ» (сила и возможности); поле «СИУ» (сила и угрозы); поле «СЛВ» (слабость и возможности); поле «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных по­лей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения фир­мы.


В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по ис­пользованию сильных сторон фирмы для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней вреде. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей по­пытаться преодолеть имеющиеся в фирме слабости.

Эта методология может использоваться в качестве универсальной. Особый эффект она имеет при исследовании процессов в социально-экономической системе, которой присуща динамичность, управляемость, зависимость внутренних и внешних факторов функционирования, цикличность развития.

Подробный анализ показателей, характеризующих внешнюю и внутреннюю среду организации, сделанный по итогам SWOT – анализа позволяет сделать более точный прогноз деятельности и очертить круг стратегических целей любой организации.

По итогам второй главы можно сделать вывод, что в исследовании управления, которое предназначено для согласования совместной деятельности людей, обеспечения интеграции деятельности, большую роль играет метод изучения взаимодействия факторов внешней и внутренней среды организации, определяющих поведение объектов, характер ситуаций, содержание проблем.

Любая проблема или ситуация может быть представлена в совокупности факторов ее проявления и существования. Все факторы существуют не каждый в отдельности, а находятся во взаимодействии, которое и раскрывает суть проблемы и подсказывает ее решение. Но не всегда эти взаимодействия заметны, понятны, структурированы и ранжированы в сознании исследователя. Поэтому и необходимо определить состав и характер взаимодействий. На этом основаны большинство методов системного анализа внешней и внутренней среды организации.

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Анализ среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабы­ми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Орга­низация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвиже­ние к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия с элементами внешней среды, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование.


В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является повышенное внимание осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который может быть проведен с использованием системного подхода, который дает достаточно ясное и объективное представление о положении предприятия. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.

В современном управлении анализ и совершенствование процессов управления наиболее полно раскрываются и в системном подходе. Ведущие его понятия — системный анализ и система, т.е. объект, обладающий сложным внутренним строе­нием, большим количеством элементов, взаимодей­ствующих между собой и с окружающей средой.

Системный анализ внешней и внутренней среды представляет собой процесс, посредством которого контролируются внешние по отношению к предприятию факторы и внутренние ресурсы и ограничения предприятия, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Системный анализ внешней и внутренней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

Факторы внешней среды чаще всего классифицируют по следующим группам: экономические факторы, политические факторы, рыночные факторы, технологические факторы, факторы конкуренции, факторы социального поведения, международные факторы. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.