Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. По мнению отечественных специалистов, в хозяйственной практике современной России механизм стратегического управления находится в стадии становления. Современный темп изменения и увеличения знаний яв­ляет­ся настолько большим, что стратегическое планирова­ние на основе анализа внешней и внутренней среды представляется единственным способом формального прогно­зирования будущих проблем и возможностей для предприятий и организаций. В этой связи при стратегическом планировании используется системный подход анализа внешней и внутренней среды организации. Ведущей идеей отражающей сущность перехода к стратегическому менеджменту от оперативного, является идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящее в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой с учетом внутренних возможностей и ограничений внутренней среды организации.

При этом следует учитывать, что внешняя и внутренняя среда являются элементами системы, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потен­циала на должном уровне. Но ресурсы внешней и внутренней среды не безграничны и на них претенду­ют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэто­му всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ей ресурсы из внешней среды и эффективно использовать внутренние ресурсы. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Обострение конкурентной борьбы между организациями приводит к тому, что перед каждой организацией встает проблема поиска таких методов формирования конкурентных преимуществ, по сравнению с другими организациями, которые позволили укрепить ее собственные позиции в конкурентной борьбе за клиента. Анализируя сложившуюся ситуацию, важно выделить наиболее существенные в конкретных обстоятельствах факторы, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать имеющиеся проблемы. При этом необходимо установить являются ли эти факторы внутренними или внешними, поскольку возможности воздействия на них различны. А системный анализ внешней и внутренней среды предприятия позволяет решить эту задачу.

Важность и высокая степень потребности предприятий и организаций любой формы собственности в учете факторов внутренней и внешней среды в форме системного анализа определило выбор темы исследования.


Цель исследования – изучить системный подход к анализу внешней и внутренней среды организации.

Задачи исследования:

  • проанализировать сущность и содержание понимания системного подхода и системного анализа внешней и внутренней среды предприятий их особенности;
  • изучить виды и формы, основные инструменты системного анализа внутренней и внешней среды организации;
  • рассмотреть методику SWOT анализа, как системного подхода к анализу внутренней и внешней среды организации.

Объект исследования – системный анализ внешней и внутренней среды организации,

Предмет исследования – механизмы и приемы проведения анализа внешней и внутренней среды организации.

Методологические подходы к определению сущности системного подхода к анализу внутренней и внешней среды организации являются результатом изучения и обобщения научных источников, приведенных в списке использованной литературы.

Теоретические основы и особенности анализа внешней и внутренней среды организаций

Понятие и необходимость системного анализа внешней и внутренней среды организаций

Сущность системного подхода к анализу среды организации состоит в комплексном рассмотрении явления, с одной стороны, как некой «цельной» системы взаимосвязанных и взаимодействующих внутренних составляющих, а с другой — как подсистемы еще более крупной системы. Такой подход позволяет оперировать свойствами системы, отсутствующими у ее отдельных составляющих, и являющихся следствием их взаимодействия. Свойства системы — не совокупность свойств составляющих, а нечто новое. С другой стороны, составляющая, отделенная от системы, также теряет ряд своих существенных свойств. Одним из важнейших свойств системы является способность ее составляющих образовывать синергические связи [5] .

С. Оптнер одним из первых выделил ряд особенностей системного подхода, позволяющих на его базе обосновать и эффективно применять системные методы управления предприятием: возможность устанавливать как общие, так и частные проявления проблем; получать решения, описывающие конечный результат безотносительно промежуточных параметров (решения для системы) и решения, построенные для процесса, позволяющие оценить всю глубину проблемы, кажущейся на первый взгляд простой; предложить формализованную методику решения для наиболее сложных, характерных для практики слабоструктурированных проблем [8].


Таким образом, являясь методологической основой для понимания и применения различных системных методов, системный подход позволяет при помощи абстрактных средств подойти к моделированию сложных, многоплановых, не поддающихся формализации и описанию реальных процессов предприятия, с одной стороны, значительно упрощая решение конкретной задачи, а с другой, — не теряя всей полноты свойств анализируемых явлений.

Термин «система» используют в тех случаях, когда хотят охарактеризовать исследуемый объект как нечто целое, сложное. Существует несколько десятков опре­делений этого понятия. Их анализ показывает, что определения понятия «система» изменялись не только по форме, но и по содержанию. Из эволюции понятия системы видно, что в первых определениях в систему включались только элементы и связи (отношения) между ними (Л. фон Берталанфи, А. Холл); затем появляется понятие цели как конечного результата, системообразующего критерия (В.И. Вернад­ский, У.Р. Гибсон, П.П. Анохин); далее вводят наблюда­теля (исследователя), то есть лицо, представляющее объект или процесс в виде системы (У.Р. Эшби). Определения системы отличаются друг от друга количеством учитываемых факторов и степенью абст­рактности [16].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что любое предприятие или организация представляет собой систему, так как: состоит из взаимосвязанных частей (произ­водств, цехов, участков, служб и т. д.), дея­тельность которых влияет на конечный ре­зультат; взаимодействует с внешней средой, из которой в систему поступают необходимые факторы производства и в которой реализуются и ис­пользуются результаты производства; ведет целенаправленную деятельность на удов­летворение потребностей общества; обладает свойствами, присущими сложным от­крытым целенаправленным системам: способ­но реагировать на изменения внешней среды, самостоятельно осуществлять собственное раз­витие; сочетает в себе свойства целостности и обособленности, определяющим образом влия­ющих как на способы действия системы, так и на способы ее развития.

В системном анализе факторов внутренней и внешней среды следует учитывать, что совокупность средств производства и производственных процес­сов по преобразованию предметов труда в готовую продукцию представляет собой физическую (вещественную), или производственную, систему. Особенностью производственной системы в условиях рын­ка является то, что в нее входят и нематериальные элементы: постоянные деловые связи, положение на рынке, приобретенная репута­ция, клиентура.


При существовавшем ранее традиционном административно-командном подходе предприятие рассматривалось как «закрытая система», считалось, что его успех определяется внутренней рациональной организацией, снижением издержек производства, выявлением внутрипроизводственных резер­вов. Цели и задачи предприятия задавались на длительный период времени. Стратегия при таком подходе заключалась в углублении спе­циализации производства, совершенствовании функционального управления, а под механизмом управления понималось наличие чет­ко расписанных функций иерархичности и контроля [5].

В настоящее время в управлении организацией как системой при рассмотрении деятель­ности предприятия используется ситуационный подход, согласно которому внутрифирменное строение системы управления есть результат действия факторов как в самой организации (внутрен­ние переменные), так и в окружающей среде (внешние перемен­ные). Не исключая важности влияния внутренних факторов при ситуа­ционном подходе, организацию рассматривают как открытую систему. Главные факторы эффективности ее деятельности усматриваются во внешнем окружении. Успех зависит от того, насколько предприя­тие сумеет приспособиться к воздействию внешних причин: эконо­мических, научно-технических, социальных. Конкуренция, рынки сбыта продукции, цены, взаимодействие с другими системами, риск и целый ряд других факторов определяют положение системы.

В современном управлении анализ и совершенствование процессов управления наиболее полно раскрываются и в системном подходе. Ведущие его понятия — системный анализ и система, т.е. объект, обладающий сложным внутренним строе­нием, большим количеством элементов, взаимодей­ствующих между собой и с окружающей средой. Применение ситуационного и системного подхода в управлении современными организациями позволяет повысить эффективность производства, достичь желаемых показателей.

Жизнедеятельность каждого предприятия представляет собой двухсторонний процесс.   Деятельность фирмы, с одной стороны, - это ориентация на внешнюю среду рынка, с другой стороны - это ориентация на внутреннюю среду фирмы, функционирующую в условиях рынка [8]. Для изучения этого двухстороннего процесса применяется системный анализ внутренней и внешней среды организации.

Особенности системного анализа внешней и внутренней среды

Любая фирма или предприятие находится и функционирует в опреде­ленней хозяйственной среде. Каждое действие всех без исключения предприятий возможно только в том слу­чае, «если среда допускает его осуществление». Изучая различные факторы внешней среды, очень важно всегда иметь в виду следующие два момента.


Первое — это то, что все компоненты макроокружения сильно влияют друг на друга. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к тому, что чуть раньше или чуть позже происходят изменения в других компонентах макроокружения. Поэтому их изуче­ние и анализ должны вестись системно, с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения.

Второе — это то, что степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации неодинакова. В частнос­ти, степень влияния зависит от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.п. Считается, что крупные организации испытывают большую зависимость от макро­окружения, чем мелкие. Чтобы учитывать это при изучении макро­окружения, организация должна определить для себя, какие из внешних факторов, относящихся к каждой из компонент макроокружения, ока­зывают наиболее значительное влияние на ее деятельность [17].

Факторы внешней среды чаще всего классифицируют по следующим группам: экономические факторы, политические факторы, рыночные факторы, технологические факторы, факторы конкуренции, факторы социального поведения, международные факторы.

Рассмотрим подробнее влияние различных факторов внешней среды на экономику предприятия. Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и рас­пределяются ресурсы в хозяйственной системе в целом. Оно предполагает анализ таких характеристик: ве­личина валового национального продукта, его состав­ных частей, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накоп­ления и т.п. [9]. При изучении экономической компонен­ты важно обращать внимание на общий уровень эконо­мического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отно­шений, структура населения, уровень образованности рабочей силы, уровень заработной платы, степень интегрированности страны в мировую хозяй­ственную систему.

Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает фирме возможность определить для себя допусти­мые границы действий во взаимоотношениях с други­ми субъектами права и приемлемые методы отстаива­ния своих интересов. Изучение правового регулирова­ния не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и про­цессуальная сторона практической реализации зако­нодательства.