Файл: Особенности кадровой стратегии торговых организаций (Анализ кадровой стратегии в ООО «Сэльвин»).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие и значение кадровой стратегии организации
1.2. Роль кадровой стратегии в развитии организации
2. АНАЛИЗ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ В ООО «СЭЛЬВИН»
2.1. Анализ системы управления и кадровой стратегии ООО «Сэльвин»
2.2. Разработка основных рекомендаций по совершенствованию кадровой стратегии ООО «Сэльвин»
Организация работы отдела продаж — немаловажная основополагающая планирования работы всей организации в общем. При создании организационной структуры торгового отдела нужно принимать во внимание следующее:
- разделение труда и специализация сотрудников должны быть выгодным для компании;
- организация продаж должна обеспечивать стабильность и непрерывность продаж компании;
- организация продаж должна обеспечивать координацию разных видов сбытовой деятельности, выполняемых отдельными сотрудниками или подразделениями фирмы.
В управлении сотрудниками наиболее важными являются вопросы, касающиеся трудовой мотивации, поскольку считается, и не без достаточных на то оснований, что эффективный работник – это высокомотивированный работник [13].
Набор персонала и его дальнейший отбор в ООО «Сэльвин» осуществляют руководители в филиалах, если это касается набора штатных рядовых сотрудников. Однако конечное решение принимает руководитель направления продаж.
Отбор персонала состоит из 3-х этапов:
1. Заполнение резюме, в котором указываются общие данные (возраст, пол, наличие образования и опыта работы и т.д.), наличие высшего образования и опыта работы в данной сфере, образование, навыки организации.
2. Тестирование на определение работоспособности, психологического состояния, способности к обучению и профессиональной подготовки.
3. Обучение и подготовка к дальнейшей работе в фирме. Завершается этот этап тестированием, которое проводит учебный центр «SMART».
По итогу на основании всех данных руководителем принимается решение о зачислении сотрудника в штат либо нет.
Основные направления деятельности учебного центра «SMART» представлены на следующей схеме:
Рисунок 3. Направления деятельности учебного центра «SMART»
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Обучение персонала компании – это вложения в саму компанию. Давно подтверждено, что основная ценность каждый фирмы заключается не в деньгах, технологиях, ресурсах, а в людях. Квалифицированные работники не только обеспечивают устойчивость и эффективность работы, но и постоянно увеличивают стоимость самой компании.
Адаптация нового сотрудника – это процедура ввода нового сотрудника в должность путем передачи ему необходимых профессиональных стандартов и отработки данных стандартов на практике. Адаптация является одной из основополагающих частей управления персоналом. Данный термин используем как к новым сотрудникам, нанимаемым извне, так и к сотрудникам, перемещаемым на новую должность в порядке внутренней ротации.
С целью преодоления образующихся трудностей, а также увеличения эффективности процесса приспосабливания в фирмы разработано Положение об адаптации. Это положение включает комплекс мероприятий, которые позволяют работнику выйти на требуемый уровень производительности с минимальными потерями для него самого и для фирмы.
Наличие процесса адаптации дает следующие преимущества:
Для компании:
- увеличение эффективности работы работника, ускорение процесса выхода сотрудника на необходимый уровень производительности;
- налаживание либо поддержание позитивных взаимоотношений в коллективе;
- предупреждение серьёзных промахов, которые имели возможность бы совершить новые работники;
- уменьшение временных затрат опытных сотрудников на оказание поддержки новому работнику в ходе выполнения им должностных прямых обязанностей;
- минимизация «текучести» кадров.
Для сотрудника:
- налаживание взаимоотношений в коллективе;
- быстрое вливание в рабочий процесс и приобретение новых умений и знаний;
- снижение тревожности и закомплексованности перед нареканиями со стороны начальства, связанными с неумением исполнять поставленные задачи так же быстро, как и другие работники;
- сравнение ожидаемых условий работы сотрудника с его реальной деятельностью;
- снижение страха работника быть лишенным работы в период испытательного срока.
Аудит персонала представляет собой процедуру оценки компетенции сотрудников в «полевых» условиях, т.е. в процессе работы с торговыми точками: торговыми центрами, частными магазинами и т.д.
Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их постоянного применения, нацеленная на достижение упорядоченности. Данная деятельность проявляется в исследовании и использовании стандартов компании.
В департаменте продаж компании ООО «Сэльвин» разработаны стандарты для торговых представителей, супервайзеров и начальников управления продаж.
В современных условиях на рынке труда, главным фактором, который оказывает большое влияние на принятие решения о выборе работы, считается уровень заработной платы. От ее уровня зависит, как эффективно работники будут трудиться, степень мотивации, численность прогулов и успешность работы компании.
В ООО «Сэльвин» выплата заработной платы производится один раз 15-го числа каждого месяца путем перечисления ее на банковскую карту. Заработная плата состоит из оклада (постоянной платы, которая не зависит от результата работы) и мотивационной части (зависимой от качества совершаемой работы).
Таким образом, в ООО «Сэльвин» многое ориентировано и адаптировано не только на увеличение продаж и эффективную работу самой фирмы на рынке, а также и на удовлетворенность персоналом трудится в этой компании. Как известно, любая организация имеет собственный уровень конкурентоспособности на рынке и формируется из ряда таковых составляющих как, оборудование, технологии и другие. При всем этом весомым элементом считается конкурентоспособность самого персонала организации. А именно:
1) интеллектуальные запасы сотрудника, которые отвечают за успешное и действенное исполнение задач, возникающих в процессе его работы.
2) работник обладает личным социальным запасом, который как элемент «пазла» дополняет других работников, вследствие чего формируется коллектив и подходящая организационная культура.
2.2. Разработка основных рекомендаций по совершенствованию кадровой стратегии ООО «Сэльвин»
Любая компания, строящая планы развития на длительную перспективу, неизбежно сталкивается с необходимостью формирования и развития кадрового резерва. В условиях кризиса эта задача не потеряла актуальности, а лишь видоизменилась: на данный момент кадровый резерв — это сотрудники, чей профессиональный рост «законсервирован» до лучших времен и чьи способности будут востребованы при изменении экономической ситуации. Организации, предусмотревшие возможности для развития людей, окажутся в выигрыше в период урезания материальной составляющей вознаграждения. Сохранив ценных работников, они сохранят и потенциал роста [5].
Для чего необходим кадровый резерв?
Во-первых, чтобы обеспечить преемственность управления, сохранить самое ценное, что есть в организации, — ее корпоративную культуру;
во-вторых, — предотвратить возникновение кризисных ситуаций в организации в случае сокращения персонала;
в-третьих, — для удержания ключевых сотрудников компании и стимулирования их профессионального роста (рисунок 4).
Рисунок 4. Цели подготовки кадрового резерва
При формировании кадрового резерва следует учитывать, что в него включаются работники двух категорий:
- Дублеры — сотрудники, уже занимающие руководящие позиции, кандидаты на замещение тех или иных ключевых должностей, готовые возглавить подразделение в настоящий момент или в ближайшем будущем.
- Ресурс — молодые специалисты с лидерскими качествами, которые в перспективе смогут занять руководящие должности в компании.
Направления развития сотрудников, зачисленных в эти две группы, различны. Мы видим, что знания, осваиваемые дублерами, более специализированы и детализированы (таблица). Сотрудники, включенные в группу «ресурс», по мере своего профессионального развития периодически должны проходить аттестацию. Ее данные позволят оценить, насколько эти специалисты соответствуют требованиям для включения в группу дублеров.
Таблица 2. Направления развития кадрового резерва
Кадровый резерв |
Направления развития |
Дублеры |
Зоны развития, определяемые непосредственным руководителем по итогам аттестации |
Систематическое самостоятельное обучение |
|
Периодическое обучение и повышение квалификации на совещаниях, семинарах, конференциях |
|
Временное исполнение обязанностей руководителя, на должность которого в кадровый резерв зачислен работник (стажировка) |
|
Привлечение к реализации конкретных проектов |
|
Участие в проведении внутренних проверок |
|
Участие в разработке нормативных документов |
|
Ресурс |
Зоны развития, определяемые непосредственным руководителем |
Систематическое самостоятельное обучение |
|
Периодическое обучение и повышение квалификации на совещаниях, семинарах, конференциях |
В рамках подготовки дублеров мы обучаем их по следующим программам:
- «Лидерство»;
- «Финансовый менеджмент» (для финансистов);
- «Управление мотивацией сотрудников»;
- «Стратегический менеджмент»;
- «Совершенствование профессиональных знаний».
Чтобы контролировать результаты развития дублеров, советуем придерживаться схемы, показанной на рисунке 4.
Рисунок 4. Оценка развития сотрудников группы «дублеры»
Целесообразно поощрять самообразование сотрудников, включенных в группу «ресурс», а также формировать у них управленческие навыки на соответствующих семинарах и тренингах. Контроль результатов прогресса в развитии работников из категории «ресурс» проводится по упрощенной схеме: оценка здесь рассматривается только как дополнительная информация, характеризующая резервиста.
По мере развития профессиональных компетенций работников, включенных в группу «ресурс», в ней можно выделить подгруппы (аналогично процедуре грейдирования):
- Младший специалист.
- Специалист.
- Старший специалист.
Разбив группу «ресурс» таким образом, мы получаем возможность дифференцировать кадровый резерв для того, чтобы индивидуализировать программы развития. К примеру, подгруппа «ресурс 3» наиболее близка к категории «дублер», поэтому обучение «старших специалистов» ориентировано на перевод их в категорию «дублер».
Очевидно, что при сокращении бюджетов на обучение новый формат кадрового резерва поможет сохранить единую корпоративную культуру. К тому же он позволяет достичь максимума эффективности при минимуме затрат на обучение, что в текущей экономической ситуации особенно важно.
Как определить потребность в развитии сотрудника при зачислении в кадровый резерв?
- Нужно проанализировать стратегические цели компании и понять, какие звенья управления нуждаются в дублерах (ресурсе).
- По результатам оценки/аттестации определить круг людей, обучение которых необходимо для развития бизнеса.
- По результатам обучения сделать вывод о целесообразности должностного продвижения каждого конкретного сотрудника.
При обучении резервистов можно использовать различные формы (таблица 3).
Таблица 3. Формы обучения резервистов
Формы обучения |
|
Внутренне обучение |
Внешнее обучение |
Лекции, семинары для руководящего состава |
Обучение по долгосрочным академическим программам учебных заведений |
Обучение сотрудников подразделений в группах |
Обучение по специальным многоуровневым программам учебных центров (курсы профессиональной подготовки и повышение квалификации, тренинги и семинары) |
Адаптационное обучение для вновь принятых работников |
|
Групповые и индивидуальные программы наставничества и коучинга |
|
Интерактивное обучение. Интернет-проект (образовательная часть) |
|
Самообучение и саморазвитие |
Продолжительность обучающих программ зависит от интенсивности каждой из них. Так, для развития трех-четырех компетенций ориентировочно нужно не менее полугода.
Оптимальная длительность отдельного тренинга — два дня; за это время сотрудник максимально включается в учебный процесс. Если обучение длится более трех дней, взрослый человек начинает уставать, соответственно, учебная информация усваивается менее эффективно.