Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Особенности прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной темы курсовой работы объясняется необходимостью и особой значимостью обеспечения законных интересов и прав всех участников уголовно – процессуальной деятельности и соблюдения законности в процессе расследования преступлений.

Объектом данного исследования являются правоотношения, возникающие в связи с осуществлением прокурорского надзора за органами, осуществляющими предварительное расследование.

Предмет исследования – прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Цель исследования: всестороннее изучение вопросов, связанных с прокурорским надзором и контролем за органами, осуществляющими предварительное расследование и анализ проблемных аспектов по данной теме.

Исходя из цели поставлены следующие задачи:

1. исследовать теоретические основы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью;

2. рассмотреть полномочия прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД;

3. проанализировать совершенствование организации прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности.

При написании работы использованы общие методы научного познания: анализ, описание, наблюдение, такие приемы как, сравнительно- правовой, формально-юридический и иные методы исследования.

Для написания теоретической основы данной работы изучены труды следующих авторов: Бессарабова В.Г., Боброва В.К., Булановой Н.В., Винокурова А.Ю., Винокурова Ю.Е., Воронова О.В., Гриня В.Я., Жук О.Д., Исаенко В.Н., Карпова Н.Н., Картошовой А.Г., Кобзарева Ф.М., Козусева А.Ф., Копыловой О.П., Коробейникова Б.В., Коршуновой О.Н., Малова А.А., Мезинова Д.А., Наумова А.М., Никитина Е.Л., Полякова М.П., Серебрянниковой М.В., Федулова А.Ф., Халиулина А.Г., Шадрина В.С., Щерба С.П. и других.

Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью


1.1.Основы организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью

Прокурорский надзор за соблюдением законности при осуществлении орд является относительно новым направлением деятельности прокуратуры[1].

В законодательстве России он впервые появился с принятием в 1992 г. Закона «об оперативно-розыскной деятельности в российской Федерации», где имелась статья, регламентирующая прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими орд. Ранее, как заметил А. Ф. Козусев, поскольку ОРД регламентировалась подзаконными актами, носящими закрытый характер, только «прокурор не ниже областного уровня мог вмешаться в эту сферу, при определенных обстоятельствах».

Первым приказом прокуратуры России, касающимся осуществления надзора за ОРД, стал Приказ Генпрокуратуры РФ от 20 мая 1993 г. № 15 «об организации надзора за исполнением Закона российской Федерации “об оперативно-розыскной деятельности в российской Федерации”»[2], в котором были даны основополагающие указания подчиненным прокурорам относительно их полномочий по надзору за осуществляющими указанную работу органами. ныне действующий Федеральный закон «об оперативно-розыскной деятельности» также не обошел вниманием сферу прокурорского надзора.

Статья 21 этого Закона регламентировала прокурорский надзор за органами, осуществляющими орд, указав, что надзор за исполнением законов российской Федерации органами орд осуществляют Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры.

Жесткое ограничение круга прокуроров связано также со спецификой деятельности оперативных подразделений, каждое из которых относится к определенному ведомству и имеет определенные задачи. Эта специфика учитывается при разграничении полномочий прокуратур по осуществлению надзора. Например, военные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законности при осуществлении орд органами внешней разведки российской Федерации и органами внешней разведки Министерства обороны российской Федерации. территориальные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов в сфере орд при осуществлении ее оперативными подразделениями органов внутренних дел и др.

Прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры несут персональную ответственность за организацию надзора. Этим прокурорам поручено назначить уполномоченных прокуроров в подчиненных им прокуратурах. Список уполномоченных прокуроров направляется руководителям органов, ее осуществляющих[3].


Перед назначением на должность, связанную с таким надзором, прокурорам в установленном порядке оформляется допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. В случае если прокурор в силу установленных законом причин не может быть допущен к сведениям, составляющим государственную тайну, к осуществлению надзора за ОРД он не допускается[4].

Уполномоченные прокуроры несут персональную ответственность за сохранение государственной тайны, а также иных сведений, ставших им известными в ходе осуществления надзора. В случае несоблюдения уполномоченным прокурором режима защиты сведений, составляющих государственную тайну, он может понести установленную законом ответственность, в том числе уголовную. Ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрена ст. 283, за утрату документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, – ст. 284, за халатность – ст. 293 УК РФ. В целях защиты сведений, содержащих государственную тайну, получила распространение практика изучения прокурорами оперативных материалов и документов непосредственно в помещениях органов, ее осуществляющих.

Законодательство о прокуратуре и орд периодически изменялось, что приводило к изданию приказов Генерального прокурора РФ, конкретизирующих требования законов. Так, относительно долго действовал Приказ Генпрокуратуры РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 «об организации надзора за исполнением Федерального закона “об оперативно-розыскной деятельности”». Затем жизнь объективно обусловила издание нового нормативного правового акта о прокурорском надзоре за ОРД. Этим актом стал Приказ Генпрокуратуры РФ от 21 декабря 2007 г. № 207 «об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “об оперативно-розыскной деятельности”». Сейчас действует приказ Генерального прокурора РФ от 15.02.2011 № 33 «об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».

При организации и осуществлении надзора за ОРД уполномоченные прокуроры обязаны обеспечить в том числе[5]:

- законные гарантии соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

- права и законные интересы физических и юридических лиц;


- законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

- соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

- соблюдение установленных законом запретов при осуществлении ОРД.

Проверка исполнения субъектами ОРД закона проводится:

- в случаях обращений граждан, юридических и должностных лиц;

- по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в производстве данного субъекта;

- в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего прокурора;

- в других случаях, в том числе с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Закон предусматривает определенные исключения из прокурорского надзора:

- сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих орд, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности;

- оперативно-служебные документы (оперативные материалы) об осуществлении органами ФСБ оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности можно истребовать только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушении этими органами законодательства российской Федерации;

- сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной и разведывательной деятельности органов безопасности в предмет прокурорского надзора не входят;

- в ходе надзорных мероприятий в службе внешней разведки РФ и органе внешней разведки Министерства обороны РФ могут изучаться только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов.

Сведения об осуществлении оперативно-розыскной деятельности, как правило, отражаются в соответствующих делах оперативного учета. Поэтому уполномоченные прокуроры в ходе надзора обязательно должны проверять законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения таких дел, сроков и правил их ведения.


В практической деятельности встречаются также факты несоблюдения сроков прекращения ведения дел, что является нарушением: согласно Закону об ОРД, оперативная проверка должна быть прекращена в случае решения конкретных задач орд или при установлении обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения.

Кроме того, в прокурорский надзор входит[6]:

- соблюдение обязательной регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела и материалы;

- наличие полномочий у лиц, осуществляющих орд, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков и прекращении ведения дел и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов орд следователю, руководителю следственного органа, органа дознания или в суд;

- отсутствие фактов, свидетельствующих об укрытии преступлений и незаконном освобождении от уголовного преследования. При проведении надзора следует учитывать, что, в отличие от возбуждения уголовного дела, факт заведения дела оперативного учета в отношении конкретного лица не является основанием для ограничения его конституционных прав и свобод, а также законных интересов.

Осуществляя надзор за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий, прокурор должен обращать внимание на соответствие мероприятий целям и задачам орд, законность и обоснованность решений об их проведении или прекращении. Как показывают материалы уголовных дел в отношении сотрудников органов внутренних дел имеются случаи проведения мероприятий не для решения указанных задач, а в личных целях[7].

Нарушения закона должны немедленно пресекаться, а виновные в их совершении – привлекаться к ответственности. Поэтому, осуществляя надзор, прокурор должен видеть конкретную цель проведения оперативно-розыскных мероприятий, не забывая проверять и обоснованность прекращения того или иного мероприятия.

Помимо перечисленного, прокурор должен следить за тем, чтобы органы, осуществляющие ОРД:

- не проводили оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного или религиозного объединения;

- не принимали негласного участия в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;