Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Особенности прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Компетенция прокуратуры по контролю за законностью в ходе возбуждения уголовного дела органами предварительного расследования

Стадия возбуждения уголовного дела в уголовном процессе имеет очень важное значение.

На этом этапе допускаются серьезные нарушения законности:

  • в случаях, когда преступление совершено в неочевидных условиях и нет подозреваемого лица, потерпевшим часто отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлении, а принятые заявления не регистрируют и тем более не рассматривают;
  • деяния предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации квалифицируются как административные проступки, и при наличии явных признаков состава преступления принимаются решения об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях. Производство на стадии возбуждения уголовного дела регулируется положениями гл. 19 и 20 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающими поводы и основания возбуждения уголовного дела, порядок рассмотрения сообщений о преступлениях, а также порядок принятия решений в результате такого рассмотрения[19].

В соответствии с ч.2 ст. 37 Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации прокурор на стадии возбуждения уголовного дела уполномочен:

  • проверять исполнение требований федерального законодательства о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  • выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

Необходимо особо отметить, что в настоящее время нет специального федерального закона, содержащего требования о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Конкретные условия реализации правил приема и разрешения сообщений о преступлениях, предусмотренные Уголовно – процессуальным кодексом Российской Федерации, регулирование их регистрации производиться посредством издания ведомственных нормативных актов[20].

Сейчас действует утвержденное межведомственным правовым актом Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации проверки сообщений о преступлениях, требования которого в досудебном производстве распространяются на прокуроров; органы предварительного следствия; органы дознания; сотрудников оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность; и иных должностных лиц, уполномоченных в соответствии с порядком, установленным Уголовно – процессуальным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях.


В соответствии с п. 3 данного Положения федеральные органы, его утвердившие, принимая во внимание своеобразность и особенность своей деятельности, уполномочены издавать ведомственные инструкции по вопросам приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, а также осуществлять контроль за этой деятельностью[21].

Следовательно, данные инструкции изданы и используются в Российской Федерации прокуратурой, Министерством внутренних дел, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой безопасности и другими правоохранительными органами[22].

Каждому заявлению или сообщению присваивается порядковый номер Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях (КУСП), а заявителю передаётся талон – уведомление установленного образца. После принятия решения по заявлению в КУСП делается соответствующая отметка, например, возбуждено уголовное дело с номером; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела – отказной материал с архивным номером или заявление направлено по территориальности в определенный орган.

Прокурор следит за тем, чтобы не происходило незаконного или необоснованного возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела; также чтобы строго соблюдались сроки и порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, не нарушались охраняемые законом права и интересы граждан, в частности потерпевших и подозреваемых (обвиняемых). В связи с этим закон требует от органов предварительного расследования не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела[23].

Предметом прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела является соблюдение в процессе приема, регистрации, учета и разрешения заявлений и сообщений о преступлении прав и свобод лица, потерпевшего от преступления, а также лица, возможно причастного к его совершению и соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, законность действий, процессуальных и иных решений, принимаемых уполномоченными органами в ходе и по результатам разрешения заявлений и сообщений о преступлении.

Важнейшие задачи прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела, по мнению Копыловой О.П. и Карташовой А.Г. – это предупреждение, выявление, пресечение и устранение нарушений определенного законом порядка приема, регистрации, учета и разрешения уполномоченными на то органами и должностными лицами заявлений и сообщений о преступлениях, а также принятие мер к восстановлению нарушенных в результате несоблюдения указанного порядка прав граждан, пострадавших от преступлений и лиц, в отношении которых могут быть приняты решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе[24].


При оценке обоснованности постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела прокуроры проверяют:

  • все ли факты, приведенные в заявлении (сообщении), проверены;
  • насколько полно качество проверки, в частности, от всех ли лиц, указанных в заявлении, получены объяснения, все ли нужные документы истребованы, достаточно ли точно в объяснениях и документах отражены обстоятельства, подлежащие проверке;
  • имеются ли противоречия в материалах проверки, и если имеются, то все ли необходимые меры приняты к их устранению;
  • все ли необходимые процессуальные действия проведены для принятия решения.

Если прокурор сочтет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным он отменяет постановление следователя или органа дознания и возвращает материал для дополнительной проверки с обязательным указанием того, какие именно процессуальные действия необходимо провести. Но отмена прокурором постановления, вынесенного по недостаточно исследованному материалу, не означает, что имеются все факты для возбуждения уголовного дела. Часто их нужно более полно проверить, уточнить или дополнить и только тогда возникает возможность принять окончательное, законное и обоснованное решение. Дополнительная проверка нередко позволяет собрать необходимые данные для возбуждения уголовного дела, или же обоснованно отказать в этом. С вступлением в законную силу Федерального закона от 05 июня 2007 года № 87–ФЗ «О внесении изменений в Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»» полномочия прокурора по устранению допущенных органами предварительного расследования нарушений законности в стадии возбуждения уголовного дела сильно ограничены и не дают ему эффективно осуществлять свою надзорную деятельность[25].

Это выражено лишением его права самостоятельного возбуждения уголовного дела, так как до принятия данного закона прокуроры имели право возбудить уголовное дело и в порядке, установленном Уголовно – процессуальным кодексом Российской Федерации, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству. По мнению Татьяниной Л.Г.: «Федеральный закон от 05 июня 2007 г. № 87–ФЗ «О внесении изменений в Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» сильно изменил положение прокурора в уголовном судопроизводстве, не только ограничив его права по выполнению стоящих перед ним задач, но и лишив его действенного механизма по устранению нарушений законности в ходе предварительного следствия».


Следовательно, законодатель разграничил функции процессуального руководства предварительным расследованием и надзора за исполнением законов в досудебном производстве, и таким образом, получилось увеличение процессуальных полномочий руководителя следственного органа путем сокращения процессуальных полномочий прокурора.

Деятельность прокурора при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях устремлена на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, на данном этапе решается задача обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод граждан, обеспечивается защита интересов общества и государства в части исполнения требований законодательства о том, чтобы, лицо, совершившее преступление, не избежало предусмотренной законом ответственности, но и в тоже время, чтобы не происходило необоснованного привлечения лиц к уголовной ответственности.

Вследствие этого основным признаком, раскрывающим сущность данного вида прокурорской деятельности, является реальное обеспечение формами и средствами прокурорского надзора прав и законных интересов граждан. Прокурор обладает целым рядом правовых возможностей, с помощью которых обеспечивается законность приема, регистрации, проверки и разрешении сообщений и заявлений о преступлениях[26].

На сегодняшний день практика прокурорского надзора поставлена так, что система реагирования на сообщения о преступлениях, которая была бы проста и эффективна для всех, кто пострадал от преступлений, не сформирована. Для устранения существующих недостатков и постоянно возвращающихся материалов для дополнительной проверки, необходимо внести изменения в законодательство о том, что в необходимых случаях прокурор сам может возбудить уголовное дело и направить его в орган предварительного расследования для производства дальнейшего расследования.

2.2. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельность


В соответствии с положениями Закона "О прокуратуре Российской Федерации" главной и важнейшей функцией прокурора является осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории страны. Этот надзор осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре).

Указанные нормативные предписания подлежат реализации на всех направлениях функционирования прокуратуры и в полной мере относятся к такой отрасли прокурорского надзора, как надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

Компетенция прокурора в этой части регламентирована положениями ст. ст. 29 и 30 Закона о прокуратуре, нормами уголовно-процессуального законодательства, а также иных федеральных законов, регулирующих деятельность судебных и иных правоохранительных органов. Нетрудно заметить, что данная отрасль прокурорского надзора фактически охватывает два самостоятельных и существенно различающихся направления правоохранительной деятельности (уголовно-процессуальное и оперативно-розыскное), которые реализуются в различных правовых сферах и регулируются автономными отраслями права.

Включение законодателем в одну надзорную отрасль указанных сфер деятельности отдельные авторы объясняют и оправдывают совпадением и общностью их целей и основных задач (выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлении, установление и изобличение лиц, их совершивших, ограждение невиновных от незаконного уголовного преследования, выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и др.)[27].

Однако, по нашему мнению, согласиться с обоснованностью и справедливостью подобных утверждений не представляется возможным по следующим причинам. Как известно, оперативно-розыскная деятельность представляет собой разновидность правоохранительной деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченными законом оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Следует подчеркнуть, что диапазон задач, разрешаемых в ходе ОРД, не ограничивается задачами, стоящими перед дознанием и предварительным следствием, а значительно шире.