Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем или мировом рынке (Уникальная компания Apple).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что любой бизнес, как правило, развивается от небольшого по размерам монопродуктового вида производственно-коммерческой деятельности в направлении образования сложного вертикально интегрированного комплекса. Так или иначе, приходит время, когда каждая компания сталкивается с решением вопроса выбора стратегии для развития или выживания бизнеса.

Стратегия - это инструмент, который может серьёзно помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности. Поэтому стратегия заслуживает самого серьёзного внимания как инструмент управления, пригодный не только для фирм, но и для широкого круга социальных учреждений. Но надо сознавать, что он никоим образом не дополняет естественное поведение людей, работающих в организациях, и относятся они к нему, как правило, без всякого энтузиазма.

С увеличением масштабов бизнеса меняется и система управления им. На первых порах бизнес успешно управляется теми, кто его организовал - предпринимателями. Затем возникает необходимость в специализированных функциональных подразделениях управления компанией. Дальнейший рост влечет за собой децентрализацию функций управления на уровень отдельных производственно-коммерческих подразделений. Все эти изменения могут занимать относительно короткий или, наоборот, продолжительный промежуток времени в жизни компании, могут проходить гладко или же сопровождаться конфликтами.

Цель данной работы - выбор и обоснование стратегии и тактики управления организацией на различных этапах развития.

Главные задачи:

1) Рассмотреть теоретические основы стратегического менеджмента - выбор конкурентной стратегии.

2) Провести обзор выбора конкурентной стратегии на примере компании Apple.

Объектом исследования является стратегия компании Apple.

Предметом исследования является система управления предприятия.

Чтобы полностью раскрыть выбранную тему, структура работы изложена в такой последовательности: Первая глава посвящена рассмотрению теоретические аспектов стратегического менеджмента - выбор конкурентной стратегии.

Вторая глава посвящена анализу опыта выбора конкурентной стратегии компании Apple для разрешения следующих проблем: Как бороться с устареванием продукции? Какая стратегия обеспечит успешный выход компании на новый рынок, не смотря на активное противодействие ранее работавших на нем компаний? На примере из практики компании Apple показана полезность стратегического планирования для решения проблем, возникающие в ходе конкурентной борьбы.


Теоретической основой написания курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов по изучаемым вопросам и проблемам, а также материалы интернет-ресурсов.

Методологической основой написания курсовой работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов: анализа, тестирования, исследования, экспертных, экономико-математических оценок.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Основные стратегии в развитии современных организаций

Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней среды. Они предопределяют благополучность развития компании.

Современное внешнее окружение предприятий характеризуется весьма высокой степенью сложности, динамизма и неопределённости. С целью не только выжить, но и укрепить свои конкурентные позиции на рынке, организация должна квалифицированно разрабатывать стратегическое планирование. Возможность адаптироваться к изменениям – опора требование в бизнесе.

СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ - разновид­ность долгосрочного плана развития коммерческой или производственной организации [6, с. 45].

Стратегия организации строится с учетом перспектив взаимодействия организации с внешней средой в будущем. Согласно принятым представлениям Стратегия организации - важ­ная характеристика внутренней среды организации, определяющая способы ее функционирования и организационную структуру, тип социальной организации. Данное понятие широко ис­пользуется в современной организацион­но - управленческой теории, управленче­ской и консультативной практике, осо­бенно популярно в среде управленцев, работающих в рамках рационалистичес­ких (особенно инновационных), инваронменталь-ных концепций развития ор­ганизации, и ориентирует их на созна­тельную, рациональную и активную по­зицию, предусматривающую выработку эффективной долгосрочной политики фирмы. Стратегия организации - ключевое понятие в формировании одного из важных направлений в современ­ной управленческой деятельности - стра­тегического управления [6, с. 45].


Внешняя среда меняется так быстро, что одних лишь оперативных мер высшего менеджмента по адаптации компании к новым реалиям уже недостаточно. Акцент нужно направлять на исследование и использование основных методов и подходов, применяемых при разработке стратегии организации. При этом надлежит ознакомиться с теоретической базой для проведения исследования внешней и внутренней среды компании, обусловить ключевые компоненты сред.

Вырабатывание стратегии развития, преодоление проблем ведения бизнеса в условиях значительного динамизма и неопределённости внешней и внутренней среды функционирования предприятия - это нужды современного, быстро развивающегося рынка [6, с. 45].

Исходя из сего, всю совокупность мер по разработке и внедрению стратегии развития компании можно условно разбить на следующие крупные блоки (этапы):

1) Исследование инвестиционной привлекательности отрасли; построение сценарного прогноза развития отрасли.

В этом блоке осуществляется расценивание уровня интенсивности конкуренции и оценка стадии её развития. В соответствии с моделью движущих сил конкуренции, автором которой является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер, на уровень интенсивности конкуренции в отрасли влияют такие факторы, как риск входа в область новых производителей, внутриотраслевое соперничество, влияние на производителя со стороны покупателей, поставщиков, угроза со стороны продуктов - заменителей, макросреда и государственная стратегия.

К числу основных критериев при определении стадии развития инвестиционной привлекательности в отрасли относятся данные, характеризующие темпы роста, ресурсы отрасли и эволюцию продуктов и технологии.

Каждая ветвь (чёрная металлургия, автомобилестроение, телекоммуникационная и т.д.) в своём развитии проходит этот путь. На этой основе эксперт по стратегическому планированию может воспользоваться базой стандартных характеристик и почерпнуть квалифицированные «подсказки».

2) Предсказание изменения конъюнктуры спроса и предложения на внутренних и внешних рынках; исследование конкурентной позиции компании в отрасли (прочности бизнеса) [8, с. 12].

Для этих целей используется инструментарий SWOT-анализа.

Результатом проведения SWOT-анализа является развёрнутая систематизация факторов внешней и внутренней среды:

- «возможности – сильные стороны» (ориентиры стратегического развития);

- «возможности – слабые стороны» (ориентиры внутренних преобразований)


- «угрозы - слабые стороны» (ограничения стратегического развития);

- «угрозы - сильные стороны» (назначение потенциальных преимуществ) [8, с. 12].

Скажем, одной из основных альтернатив компании «Nike» является вероятность увеличить товарную марку на широкий спектр различной продукции. Любой возврат к более формальному стилю в одежде мог бы угрожать положению фирмы на рынке. Правдоподобность таких культурных изменений является одним из элементов, тщательно отслеживаемых руководством фирмы «Nike». «Reebok», важнейший соперник «Nike», сталкивается с похожей угрозой

Создание цельной стратегической концепции невозможно без использования эффективного подхода, связывающего все области компетенции предприятия, позволяющего генерировать стратегические решения и проектировать результат. Подход должен быть простым и понятным всем участникам стратегического процесса, чтобы служить основой интеграции различных этапов разработки стратегии и управления изменениями.

Организация стратегического управления (стратегического менеджмента) будет рассматриваться как процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и эффектив­ное взаимодействие с внешней средой, кото­рые позволяют организации добиваться поставленных задач.

С давних пор у руководителей-практиков накопилось много вопросов к процессу формулирования и внедрения стратегии предприятия. Идёт спор о том, какой из противоположных подходов к организации стратегического управления эффективнее: опытно-интуитивный (школы обучения, культуры, предпринимательства, внешней среды, когнитивная школа) или рационально-логический (школы дизайна, планирования и позиционирования). Вождями сторон этих классических подходов являются Игорь Ансофф и Генри Минцберг.

1.2. Основные подходы в организации стратегического управления

Общая схема постановки стратегического управления в организации может быть представлена следующим образом:

  • Стратегический анализ
    • Бизнес-контекст
    • Продуктовый контекст
  • Стратегическое планирование
    • Стратегическое намерение
    • Стратегические цели
    • Стратегический план
  • Функциональные стратегии:
    • Маркетинг
    • Маркетинговые исследования
    • Продажи
    • Организационная структура
    • Персонал
    • Производство
    • ….
  • Внедрение стратегии
    • Внедрение системы стратегического управления
    • Бюджетирование
  • Управление изменениями
    • Управление изменениями
    • Мониторинг и улучшение [5, с. 88]

В настоящее время на первый план ставится сценарий долгосрочного развития экономики, предполагающий рост её конкурентоспособности как в традиционных, так и в новых наукоёмких секторах, прорыв в повышении качества человеческого капитала и динамики производительности труда, в опережающем развитии высокотехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. Решение этих задач требует создания системы чёткого взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования на основе использования эффективных современных подходов к организации стратегического управления.

Синергетический подход. Данный подход основан на концепции самоорганизации (синергетики). Научная литература определяет синергетику как спонтанный переход открытой неравновесной системы от простых форм организации к более сложным и упорядоченным формам. Согласно определению, объектом синергетики могут быть только те системы, которые удовлетворяют как минимум следующим двум условиям:

- системы должны быть открытыми, т. е. взаимодействовать с внешней средой, обмениваясь с ней веществами и энергией;

- системы должны быть неравновесными, т. е. находиться в состоянии, далеком от термодинамичного развития.

Как раз такими и являются многие из известных нам систем, в том числе и социально-экономические (предприятия). В целом эволюционный процесс развития системы, исходя из концепции синергетики, рассматривается в качестве неограниченной последовательности процессов самоорганизации. Неустойчивость запускает динамический процесс, который приводит к дальнейшей самоорганизации системы. В результате порождаются новые упорядоченные структуры. Для анализа эволюционных процессов развития предприятий в стратегической перспективе при организации стратегического управления рекомендуется использовать теорию синергетики.

Необходимо заметить, что в фазе жизненного цикла предприятия организация стратегического управления с использованием синергетического подхода предусматривает следующее:

- деструктивные факторы внешней среды, влияя на корпоративную производственную систему, не вызывают значительных изменений условий хозяйствования, до тех пор пока предприятие не достигнет точки бифуркации (критической точки), в результате чего возникает несколько направлений (возможностей) дальнейшей эволюции;

- до точки бифуркации направления эволюции корпоративной производственной системы зависят от случайных факторов, которые воздействуют на нее тогда, когда она развивается по детерминистическим законам;