Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Особенности прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- не разглашали сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, которые стали известными в процессе проведения мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Особое внимание в ходе надзора нужно уделять соблюдению специально предусмотренных условий проведения оперативно-розыскных мероприятий. Там нередко встречаются нарушения законности. в частности, распространенным нарушением закона является утверждение постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий не руководителем органа, осуществляющего орд, а начальником структурного подразделения этого органа. такое нарушение в дальнейшем приводит к невозможности легализации полученных результатов орд в уголовном судопроизводстве либо признанию ничтожными полученных на их основе доказательств. в практической деятельности нередко встречается и другое нарушение закона – совершение оперативным сотрудником так называемой «оперативной провокации», т. е. подстрекательства, склонения, побуждения (в прямой или косвенной форме) к совершению противоправных действий.

Указанное нарушение, как правило, допускается в случае, когда провоцируют лицо, в отношении которого проводится оперативно-розыскное мероприятие. Это характерно для проверочной закупки и оперативного эксперимента[8]. Задачей прокурорского надзора является не только выявление подобных фактов, но и недопущение появления результатов незаконно проведенных мероприятий в уголовном судопроизводстве.

Важное место в прокурорском надзоре занимает обеспечение соблюдения специально предусмотренных условий проведения мероприятий, ограничивающих права человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также на неприкосновенность жилища.

Прокурор, осуществляя надзор за законностью проведения названных мероприятий, должен убедиться в том, что у органа, осуществляющего орд, имелась такая информация, что мероприятия проводились по соответствующей категории уголовных дел, а также в наличии судебного решения о проведении мероприятий[9].

Любое уголовное дело должно расследоваться в соответствии с действующим законодательством и обеспечением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства[10]. Если мероприятия проводились в случаях, которые не терпят отлагательства, прокурору следует удостовериться в наличии оснований для проведения таких мероприятий в экстренном режиме, в своевременном уведомлении суда и своевременном получении судебного разрешения.


Повышенного внимания прокурора требуют случаи, предусмотренные ч. 6 ст. 8 Закона об ОРД, когда прослушивание телефонных переговоров допускается без судебного разрешения. Это возможно при возникновении угрозы жизни, здоровью или собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме. При таких обстоятельствах для проведения прослушивания телефонных переговоров необходимо только мотивированное постановление, утвержденное начальником оперативно-розыскного органа, и уведомление суда о прослушивании в течение 48 часов с момента его начала.

Осуществляя надзор, прокурор должен обязательно проверить следующее: обоснованность указанного прослушивания; наличие постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа; существование заявления или письменного согласия лиц на проведение мероприятия; законность получения согласия на проведение прослушивания; факт уведомления суда и его своевременность.

Следует также обращать внимание на сроки проведения мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. время действия постановления судьи о разрешении на проведение такого мероприятия исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать 6 месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Продление срока допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов[11].

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Закона об орд прокурор должен следить за тем, чтобы обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи не проводились по следующим основаниям:

- для допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; - для допуска к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

- для допуска к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступа к материалам, полученным в результате ее осуществления;

- для установления или поддержания с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

- для выдачи разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Как известно, согласно ст. 7 Закона об орд, к основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий относятся в том числе: поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве; запросы других органов, осуществляющих орд; запросы международных правоохранительных органов иностранных государств. Нарушения сроков исполнения таких запросов и поручений типичны практически для всех органов, осуществляющих ОРД.


Фактически полномочия прокурора по надзору за оперативно-розыскными мероприятиями регулируются приказами Генерального прокурора России, что, на наш взгляд, не вполне верно. Возможно, что полномочия прокурора по надзору за такой специфичной деятельностью, как ОРД, права прокурора, обязанности, ответственность, пределы надзора должны быть более четко закреплены на законодательном уровне.

Таким образом, в Закон об ОРД необходимо внести дополнительные статьи, четко регламентирующие статус прокурора по надзору за ОРД. Аналогичные изменения следует внести и в Федеральный закон «о прокуратуре российской Федерации», поскольку положения законов должны корреспондироваться между собой. Подготовить указанный законопроект требуется не внутри какого-либо одного ведомства, а с помощью межведомственной комиссии.

1.2. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью

Прокуратура уполномочена осуществлять надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории РФ. Также прокуратура России выполняет и иные функции, установленные федеральными законами[12].

Наряду с общими видами надзора, к которым можно отнести надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены специальные виды надзора, среди которых надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в соответствии со ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ», является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Основным законом, регулирующим правоотношения в сфере оперативно-розыскной деятельности, является ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[13], в котором определено содержание оперативно-розыскной деятельности и закреплена система гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. При этом в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не содержится норм, регламентирующих порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а в ч. 2 ст. 4 того же закона прямо указано, что организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий регламентируются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.


Как следует из смысла ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, а не ведомственных нормативных актов. В ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[14] также указано, что Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры осуществляют надзор за исполнением ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а не за исполнением нормативных актов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

При детальном рассмотрении положений абзацев 6, 7 и 7.1 Приказа Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33[15] можно обратить внимание на требования уполномоченным прокурорам при реализации надзорных полномочий при осуществлении прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью проверять не только соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина и законность в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, но и проверять обоснованность принятия некоторых решений уполномоченными на проведение оперативно-розыскной деятельности органами (абз. 6 п. «б», п. «в»), а также обоснованность и достаточность проведения оперативно-розыскных мероприятий (абзацы 7 и 7.1).

На наш взгляд, требование проверять обоснованность в таких случаях может быть отнесено к предмету прокурорского надзора за оперативнорозыскной деятельностью только, если основания принятия решений четко прописаны в федеральных законах, например, перечисленные в ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Также под обоснованностью можно понимать наличие предусмотренных федеральными законами формальных оснований для принятия решений в оперативно-розыскной деятельности, например, постановление о возбуждении уголовного дела, постановление об объявлении розыска лица, поручение следователя, постановление о применении мер безопасности, запросы на проведение оперативно-розыскных мероприятий и т.п. Однако в таких случаях, на наш взгляд, обоснованность будет являться одним из критериев законности, и нет необходимости отдельно прописывать в нормативных актах требование проверять обоснованность принятия решений в оперативно-розыскной деятельности или обоснованность проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В случае же, если под обоснованностью принятия определенного решения субъектом, уполномоченным на проведение оперативно-розыскной деятельности, понимается некий объем фактических данных, достаточный для принятия такого решения, но четко не определенный в соответствующих нормах федеральных законов, то в такой ситуации нельзя вести речь о предмете прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью[16].


Такая обоснованность полностью является предметом ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью. Достаточность проведения оперативно-розыскных мероприятий (абзацы 7 и 7.1 приказа Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33), на наш взгляд, также не может являться предметом прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, поскольку: во-первых, в федеральных законах не предусмотрено какие оперативно-розыскные мероприятия являются достаточными в той или иной ситуации;

во-вторых, вопросы организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий относятся к предмету ведомственного контроля; в-третьих, проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц, и в целях выполнения других задач оперативно-розыскной деятельности полностью относится к компетенции сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, которые имеют соответствующее образование и практический опыт оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что в ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ»[17] к предмету прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности относится законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в абз. 6 пункты «б» и «в», абзацы 7 и 7.1 приказа Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33[18] содержится требование о проверке уполномоченными прокурорами обоснованности принятия решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также обоснованности и достаточности проведения оперативно-розыскных мероприятий, что, на наш взгляд, не может относиться к предмету прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Глава 2. Особенности прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью