Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Проблемы получения и использования результатов ОРД в стадии возбуждения уголовного дела).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Система оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на этапе возбуждения уголовного дела и их характеристика

«К числу полномочий следователя на этапе предварительной проверки сообщения о преступлении, закрепленных в ст. 144 УПК РФ, относится полномочие давать обязательное поручение органу дознания на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Их проведение, как правило, возлагается на профильные оперативные подразделения органов внутренних дел и безопасности и регламентируется, прежде всего, положениями ФЗ «Об ОРД», а также внутриведомственными нормативно-правовыми актами и инструкциями»[21].

Также ранее автор отмечал, что «ст. 3 ФЗ «Об ОРД» содержит перечень оперативно-розыскных мероприятий, среди которых указаны такие, как: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент».

При этом, упомянутый перечень является закрытыми и может быть расширен или дополнен только посредством принятия соответствующего федерального закона.

Оперативно – розыскные мероприятия могут проводиться с использованием информационных систем, аудио и видео записи, фотосъемки, а также иных технических средств, которые не наносят ущерб жизни и здоровью людей или окружающей среде. Автором отмечалось, что «оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, с получением компьютерной информации, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность».[22]


При этом, должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Особое внимание обращено на запрет проведения оперативно-розыскных мероприятий не уполномоченными на то федеральным законом лицами, а также на запрет применения такими лицами специальных технических средств, предназначенных для негласного сбора информации. Оборот таких содержащихся в специальном перечне технических средств, а также ввоз и вывоз их в РФ и за ее пределы относятся к деятельности, требующей специального лицензирования в порядке, установленном Правительством.

Автором проведен подробный анализ оперативно –розыскного мероприятия.

Особое внимание в нем уделяется достаточности и полноте правового регулирования каждого из них.

Первым рассмотренным автором оперативно-розыскным мероприятием является опрос. «Поисковая часть опроса, как оперативно-розыскного мероприятия заключается в устном общении (беседе) оперативного сотрудника с лицом, предположительно обладающим сведениями об обстоятельствах, значимых для решения конкретной оперативной-розыскной задачи[23].

В процессе опроса можно использовать технические средства видео съемки и аудио записи, причем допускается как гласное, так и негласное их применения. Негласная аудио и видео фиксация, как правило, наиболее предпочтительна. При этом, письменного согласия требует лишь применение в ходе опроса полиграфа, в остальных случаях оно не обязательно.

Как уже ранее отмечалось автором, «основными отличиями опроса как оперативно-розыскного мероприятия от допроса являются круг должностных лиц, уполномоченных на его проведение, статус лиц, в отношении которых эти мероприятия проводятся, а также процессуальная форма фиксации их результатов.

Допрос как следственное действие проводится гласно, только следователем или дознавателем в рамках возбужденного уголовного дела, его результаты подлежат обязательной фиксации в протоколе установленной формы, а допрашиваемый наделен определенным статусом, от которого напрямую зависит круг его прав и обязанностей.

Опрос может проводиться с применением мер конспирации, зашифровки как личности и ведомственной принадлежности опрашивающего, так и истинных целей опроса. При этом, опрашиваемый дает объяснения только на добровольной основе и в любой момент может от них отказаться.


Мерами государственного принуждения опрос как оперативно-розыскное мероприятие также не обеспечен – применение принудительного привода к лицам, не являющимся по вызову на опрос в оперативное подразделение законом не предусмотрено, как не предусмотрено и ответственности для опрашиваемого за дачу заведомо ложных объяснений или полный отказ от них».

«Результаты опроса оформляются либо объяснением, данным опрашиваемым лицом, либо рапортом сотрудника, который этот опрос провел. Применение в ходе опроса технических средств аудио- и видео –фиксации также оформляется рапортом, к которому прикладываются материальные носители с зафиксированными результатами. При этом в рапорте должны быть отражены все технические характеристики использованного устройства – это важно для дальнейшего признания доказательственного значения полученных материалов».

Относительно организационной части опроса ранее автором было отмечено, что федеральным законом она в настоящее время не урегулирована. «Законом не установлен круг должностных лиц органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, чье согласие или прямое указание требуется на производство данного ОРМ. С этой стороны в законе содержится указание лишь на общение оперативных сотрудников с подозреваемым, находящимся под стражей.

В соответствии со ст. 95 УПК, такое общение возможно лишь с письменного разрешения следователя, дознавателя или суда, в производстве которых находится уголовное дело».

Следующим рассмотренным автором оперативно-розыскным мероприятием является наведение справок.

«Наведение справок как оперативно-розыскное мероприятие представляет собой сбор информации о субъектах, которые могут быть причастны к совершению или приготовлению преступлений. Эти сведения могут касаться самых разных аспектов жизни проверяемых лиц – от их биографии, рода занятий, имущественного и общественного положения до связей в преступной среде»[24].

Проведение такого мероприятия может осуществляться как посредством использования информационных баз данных оперативных органов, так и посредством запроса нужных сведений из иных организаций, ведомств и предприятий. «Полученная в ходе наведения справок информация при условии соблюдения требований ФЗ «Об ОРД» и уголовно-процессуального законодательства может быть приобщена к материалам уголовного дела. При этом, одним из обязательных условий допуска полученной информации в качестве источника доказательств является возможность ее проверки в ходе проведения следственных действий».52 «Результаты, полученные в ходе наведения справок, оформляются либо рапортом, либо справкой оперативного сотрудника.


Правила их оформления не урегулированы в ФЗ «Об ОРД» и остаются прерогативой ведомственных инструкций. Следующим рассмотренным автором оперативно-розыскным мероприятием является сбор образцов для сравнительного исследования. «Сбор образцов для сравнительного исследования как оперативно-розыскное мероприятие имеет ряд общих черт с предусмотренным ст. 202 УПК РФ следственным действием - «Получение образцов для сравнительного исследования». Вместе с тем, эти действия имеют совершенно различную правовую природу»[25].

«Получение образцов для сравнительного исследования как следственное действие подразумевает, в первую очередь, гласность своего проведения и соответствующий процессуальный порядок.

Следующим проанализированным автором ранее оперативно-розыскным мероприятием является проверочная закупка.

Проверочная закупка является необходимой для выявления большинства преступлений, связанных со сбытом чего-либо (наркотических и иных запрещенных к обороту веществ, оружия, боеприпасов, похищенного имущества), а, следовательно, является одним из наиболее распространенных на стадии проверки сообщения о преступлении ОРМ.

К проведению проверочной закупки могут привлекаться как непосредственно оперативные сотрудники, так и иные оказывающие им содействие лица. «Важнейшей особенностью проверочной закупки является негласность, зашифрованность ее проведения.

Процесс и результаты проверочной закупки целесообразно фиксировать с помощью технических средств – скрытых видеокамер, диктофонов и т.п. Создаваемые с помощью них источники информации (аудио и видео файлы, фотографии) в последствии могут стать важнейшими доказательствами по уголовному делу, изобличающими конкретных лиц в фактах противоправной деятельности.

Кроме этого, доказательственное значение имеет сам предмет проверочной закупки, изъятый по результатам ее проведения (наркотическое средство, оружие, взрывчатое вещество и т.д.)».

Важнейшей особенностью проведения проверочной закупки, отмеченной автором ранее, являются «положения ст. 5 ФЗ «Об ОРД», указывающей на запрет провокации, то есть действий, направленных на подстрекание, склонение или побуждение в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий. Для иллюстрации сказанного приведем следующий пример.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 14 от 15.06.2006г. (в ред. от 23.12.2010 N 31) определил, что результаты оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка», проведенного для проверки и документирования фактов незаконного оборота наркотиков, могут быть положены в основу приговора только в том случае, если они свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений. В связи с вышесказанным презюмируем, что для признания результатов рассматриваемого ОРМ допустимыми доказательствами, недопустимо создание условий, лишающих разрабатываемое лицо возможности избирательного поведения.


Инициатива к совершению незаконной сделки и передаче запрещенных предметов и веществ должна исходить исключительно от предполагаемого «продавца» (сбытчика), а не от представителя органа, осуществляющего ОРД, проводящего закупку, во избежание формирования разрабатываемого лица решимости совершить противоправные действия, которых он мог бы и не совершить без внешнего воздействия»[26].

Следующим рассмотренным автором оперативно – розыскным мероприятием является наблюдение. «Наблюдение как оперативно-розыскное мероприятие представляет собой негласную слежку за лицами, которые предположительно могут быть причастны к преступной деятельности с целью получения о них самой разнообразной информации – от ежедневных передвижений и контактов до самих фактов преступной деятельности, которые последние стремятся скрыть».

К числу разновидностей наблюдения можно отнести физическое, электронное и комплексное. Физическое наблюдение является визуальным способом и часто осуществляется с применением различных оптических устройств, а также средств фото и видео фиксации. Электронное наблюдение, проводится с применением специальных электронных технических средств слежения (например, спутниковые электронные маяки), что позволяет вести наблюдение за объектом практически в любой точке его местонахождения.

Следующим рассмотренным автором ранее оперативно –розыскным мероприятием является обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

«Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств также является весьма распространенным на стадии предварительной проверки сообщения о преступлении оперативно-розыскным мероприятием. Такой осмотр проводится чаще в целях обнаружения в указанных объектах следов и предметов совершения преступления (следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых лиц, а также получение иной информации, значимой как для решения оперативных задач, так и для расследования преступления в целом)»[27].

«Выделяют гласное, негласное и зашифрованное обследование. Гласное обследование проводится с согласия владельца осматриваемого объекта и возможно в его присутствии. В ходе гласного обследования допускается изъятие с разрешения владельца предметов, документов, получение от присутствующих лиц соответствующих разъяснений о природе обнаруженных объектов.