Файл: Формирование эстетических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с народными промыслами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству.

В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса. Развитие эстетического восприятия, чувств и представлений детей. Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.


Эстетическое развитие  – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.

Таким образом, актуальность педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему выпускной аттестационной работы «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами прикладного искусства».

Цель данной работы заключается в формировании эстетических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с народными промыслами.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

- раскрыть понятие эстетическое воспитание;

- изучить критерии эстетической воспитанности;

- определить формы и методы эстетического воспитания старших дошкольников;

- раскрыть понятие и классификацию народного творчества;

- выявить особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста в МДОБУ д/с №44 р.п. Чунский Иркутской области.

Объектом  исследования является процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 

Предмет исследования – прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Халезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Для решения поставленных задач были использованы следующие  методы: 

- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию); 

- экспериментальные (подготовка и проведение занятий по ручному творчеству); 

- эмпирические (наблюдение, беседы, оценка результатов ручного творчества); 

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что определены пути художественно-эстетического воспитания на материале обучения творчеству; определены педагогические условия успешности художественно-эстетического воспитания. Практическая значимость работы заключается в разработке программы и дидактического оснащения.


Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Формирование эстетического воспитания

дошкольников

Изучение любого явления предполагает уяснение его сущности, четкое определение понятия. В нашем исследовании важным является понятие «эстетическое воспитание». В связи с этим представляется необходимым рассмотреть различные подходы к определению понятия.

Анализ литературы показал, что «эстетическое воспитание» является сложным научным понятием, в трактовке которого выделяются различные подходы. Понятие «эстетическое воспитание» органически связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthetikos, что означает «ощущение, чувство» [6, с.16]. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного.

Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у подрастающего поколения способностей полноценного восприятия и понимания прекрасного в искусстве, жизни, выработке эстетических понятий, вкусов, идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области художественно-творческой деятельности [11, с.79].

Эстетика вообще подразумевает под собой целенаправленное воздействие на личность для формирования творчества, способность видеть хорошее и доброе в природе, труде, в окружающем.

Эстетическое воспитание в дошкольных организациях – это совместная работа педагога и ребенка, целью которой стоит формировать и раскрывать новые возможности для эстетической культуры [13, с.3].

В эстетическую культуру входят поведение ребенка в той или иной ситуации, его деятельность, как ребенок осознает и его чувства при этом, как ребенок реагирует на красивое и отвратительное, высокое и низкое, пошлое и на героические поступки. Как он чувствует себя в быту, жизни, во взаимодействии с ровесниками, в поведение на улице и дома. Как ребенок воспринимает искусство вообще. Насколько он правильно понимает явления жизни [13, с.3].


Формирование у детей эстетического воспитания происходит всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека для активной эстетической жизнедеятельности. Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры [20, с.73].

Задачи эстетического воспитания в детском саду следующие:

Во-первых, понимание искусства как целостного духовного мира, дающего детям представление о действительности. Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие ребенка, как личности, но и духовное наслаждение, в котором ребенок для себя ищет плохое и хорошее, гармонию и дисгармонию, что есть правда, а что есть ложь.

Во-вторых, искусство, данное нам в системе многих видов искусств, по- своему отражает действительность через определенные символы. Они составляют свой язык. Материальный мир в силу своей многогранности может быть отражен только через единый духовный образ, таким является искусство. В-третьих, по своей природе произошло от игры, или можно сказать от подражания. Отсюда следует, что оно близко ребенку и является формой адаптации в жизни своей игровой природой, когда реальность и нереальность понятие для ребенка относительные, а вера и вымысел, является защитной реакцией на агрессию окружающей действительности [24, с.17].

Таким образом, соотношение жизни и искусства, реальности и игры становится основным стержнем, на котором находятся знания ребенка о мире, об искусстве, о себе. Для того чтобы ребенок развивался нравственно, духовно - патриотически, следует уделять огромное значение эстетическому воспитанию. Таким образом, чем лучше эстетически развит ребенок, тем крепче и прочнее его художественные умения и навыки [24, с.17].

Одним из главных условий эстетического воспитания является среда, в которой находится ребенок в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне них. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса. Второе условие - насыщенность быта произведениями искусства: картины, скульптура, произведения декоративно - прикладного народного искусства, художественной литературы, музыкальные произведения и т.д. [28, с.50].


Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Третье условие - активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес к ней), так как создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка. Четвертое условие - индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для эстетического развития каждого ребенка) [27, с.79].

Таким образом, рассмотрев понятие «эстетическое воспитание» можно выделить основные положения, раскрывающие его сущность, которая представлена на рисунке 1.

Эстетическое воспитание начинается с воспитания у ребенка эстетической восприимчивости ко всему, что его окружает. «Это вполне доступная задача, пишет исследователь художественного воспитания детей О.П. Радынова - Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется к яркой народной игрушке, он ощущает удовольствие, слушая веселую песенку.… Как часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания: «Посмотри, какой красивый цветок!», «Смотри, какая бабочка!» Но мы не всегда обращаем на это должное внимание» [38, с.112].

Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. Рассматривая картины, отвечая на вопросы педагога, высказывая свое отношение к изображенному на них, дети учатся понимать, чувствовать «дух» искусства [38, с.115]. Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова, эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Анализ детских высказываний свидетельствует о зарождающемся вкусе.

Воспитание эстетического вкуса – одна из наиболее сложных задач, успешное осуществление которой является важнейшим критерием эффективности всего эстетического воспитания в целом. С воспитанием вкуса личности, эстетические взгляды общества, его эстетические принципы и установки превращаются в глубокие, основательные эстетические убеждения человека, делаются его эстетическими привычками; именно эстетический вкус, как внутреннее побуждение к конкретному акту поведения, к оценке своей деятельности и поступков, облика, манеры действия других людей, к эстетической оценке предметов и явлений окружающего мира, характеризует реальное эстетическое сознание, истинные эстетические потребности и стремления личности. Эстетический вкус и создаваемые на его основе продукты составляют реальность эстетического сознания человека. Основными категориями эстетического сознания являются эстетическое чувство, эстетическая потребность, эстетический вкус, эстетическая теория и эстетический идеал. Этот перечень не полон, но он охватывает основные стороны сознания эстетического субъекта [26, с.120].