Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению (Проблема готовности детей к обучению в школе )..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования предопределяется тем, что на современном этапе образования огромное внимание стало уделяться школе и учебному процессу. Одним из важнейших нововведений стал процесс подготовки ребенка к школе. Для полноценного развития детей полноценная подготовительная работа к школе открывает широкий спектр возможностей и информации о процессе обучения. Это способствует ознакомлению с первоначальными азами учения; требованиями, предъявляемыми в школе; новым знаниями.

За последнее время требования к будущим первоклашкам непомерно выросли. Если еще 10-15 лет назад в первый класс принимали детей, не умеющих читать и писать, чтобы впоследствии не пришлось их переучивать, то сегодня для поступления в школу подобные навыки скорее приветствуются или обязательны, как впрочем, и начальные математические знания. Кроме того, сегодня практически в каждой начальной школе практикуется обучение по той или иной альтернативной методике развития. А значит, без целенаправленной подготовки детей к школе не обойтись[34, с. 9].

Выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста в качестве необходимого условия их успешного обучения в начальной школе (и на последующих ступенях обучения) является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. В связи с этим проблема организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе является на сегодняшний день весьма актуальной.

Подготовка к школе является в настоящее время необходимым составляющим для современной школы, так как процесс обучения стал намного сложнее, требования к учению, поведению и уровню преподаваемого материала жестче[11].

Весьма важно, организуя дошкольную подготовку детей, обеспечить соответствие ее содержательной части современным тенденциям развития дошкольного образования в Российской Федерации, а также обеспечить соответствие нормативно-правовой стороны действующему законодательству Российской Федерации.

По мнению отечественных и зарубежных ученых, готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную.

В процессе подготовки детей к школе происходит их полная перестройка во взрослую жизнь – жизнь школьника. Они учатся оценивать и анализировать свою деятельность, изменяются их интересы, взгляды, мировоззрение.


Важно, чтобы подготовка к школьному обучению проводилась не время от времени, а в определенной системе. Причем педагогам необходимо быть уверенными в эффективности выбранной системы.

Цель данной работы - изучить вопросы исследования готовности детей к школьному обучению

Задачи исследования:

1.Изучить теоретические основы проблемы готовности детей к обучению в школе

2. Рассмотреть систему формирования готовности к обучению в школе

3. Исследовать уровень готовности детей к школьному обучению

Объект исследования - проблема исследования в педагогике.

Предмет исследования - изучение готовности детей к обучению в школе.

Методы исследования: анализ теоретического и фактического материала по теме исследования; метод тестирования; метод математической обработки результатов;метод сравнения.

Использовались следующие методики:

- тест «Нелепицы» (для оценки уровня развития мышления детей);

- тест «Чего не хватает» ( для оценки уровня развития мыслительных способностей);

- тест «Запомни фразы» (для измерения объема образной памяти ребенка);

- тест «Запоминание» (для оценки уровня развития оперативной памяти);

- тест «Запомни 10 слов» (для определения уровня произвольного запоминания и слуховой памяти, а также умения ребенка сосредоточить внимание на выполнении задания);

- уровень сформированности элементарных математических представлений выяснялся с помощью тест-задание «Математические вопросы».

Проблема исследования готовности детей к школьному обучению довольно широко рассматривалась в педагогике и возрастной психологии. Однако на сегодняшний день требуется ее более глубокое изучение в связи с переходом к ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартам).

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы педагогами-практиками для оценки уровня подготовки к школе будущих первоклассников.

Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Проблема готовности детей к обучению в школе

1.1 Задачи подготовки детей к современной школе

Если дошкольное образовательное учреждение дети могут не посещать, то школу, согласно Закону РФ «Об образовании»[1], должны посещать все, достигнувшие 6,5-7 лет. Школа претерпевает радикальные изменения. В настоящее время в стране идет становление новой системы образования. Главной проблемой становится переустройство сферы образования на новых принципах, соответствующих утверждающимся государственно-политическим и социально-экономическим отношениям и закрепленных Законом РФ «Об образовании»[1]. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования – это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования[30, с. 10].


В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:

- от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;

- от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;

- от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

- от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции[35, с. 24].

Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня в России. В период значимых перемен в социально-культурном облике страны особенно остро встал вопрос повышения качества образования как направляющей силы осуществления преобразований. Из-за стремительного усложнения всех аспектов общественной и профессиональной деятельности возникает необходимость в овладении большим объемом разноплановых знаний[30, с. 12]. От человека требуются владение умениями ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания. Востребованы такие качества личности, как универсальность мышления, динамизм, мобильность. Качественное образование, ориентированное на компетенцию человека, позволяет целенаправленно использовать имеющиеся ресурсы, обеспечить учение на разных уровнях и с использованием различных способов, опираться на способности и склонности учащихся, удовлетворить образовательные потребности учеников и дать им возможность выбрать свою траекторию развития и более глубоко изучить учебный материал по избранному направлению. Это будет работать на повышение качества и поможет получить необходимые знания[22, с. 23].

Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях[22, с. 25].


На сегодняшний день в России уже появились крупные теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской). Разработкой данной проблемы занимаются российские исследователи П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Н.А. Переломова, Т.Б. Табарданова, И.Д. Фрумин, Г.А. Цукерман, А.В. Баранников и др., а также зарубежные ученые: Р. Барнетт, Дж. Равен (Великобритания), В. Вестера (Голландия)[11].

В рамках компетентностного подхода содержание образования рассматривается как социальный опыт (культура) человечества в процессе превращения в собственный опыт личности, проходящий в специально организованной образовательной среде.

Результатом усвоения такого содержания образования является система ключевых компетенций в сферах, обусловленных компонентным составом содержания начального образования.

Очевидно, что целью и результатом такого образования является формирование ключевых компетентностей младшего школьника, под которыми подразумевается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике[13, с. 17].

Согласно упомянутой концепции, содержание образования, в том числе и в начальной школе, – это педагогически адаптированный социальный опыт человечества, состоящий из четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности (знаний), опыта осуществления известных способов деятельности (умений действовать по образцу), опыта творческой деятельности (умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях), опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (личностных ориентаций).

Эти огромные пласты человеческого опыта можно кратко выразить четырьмя глаголами: «знать», «уметь», «создавать», «стремиться». Усвоение перечисленных элементов социального опыта, по мнению В.В. Краевского и А.В. Хуторского, позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные виды деятельности, которые и получили название ключевых образовательных компетенций.

Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием[4, с. 16].

Подготовка ребенка к современной начальной школе базируется на следующих принципах:


- непрерывности развития ребенка;

- общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;

- развития творческих способностей у детей;

- развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;

- развития и укрепления здоровья личности;

- развития духовно-нравственных убеждений личности;

- развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

- преемственности между обучающими, обучающимися и родителями[8, с. 38].

Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:

- ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;

- создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;

- организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;

- подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;

- обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности[35, с.39].

В качестве основных целей подготовки к обучению в школевыдвигаются:

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;

- сохранение здоровья дошкольников[17, с.121].

Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, цельюподготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылокк школьному обучению.

Основными задачамиподготовки к обучению являются:

- охрана и укрепление здоровья;

- развитие психических функций и качеств личности;

- обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе[29, с.47].

Итак, в норме к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходя сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Давно замечено, что так называемые неорганизованные дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад[33, с.42].