Файл: Правовой режим индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица ( Проблемы и перспективы деятельности индивидуальных предпринимателей в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник: составлено автором

Таким образом, по результатам анализа проблем малого бизнеса в России можно сделать вывод о том, что общими проблемами, по мнению всех рассматриваемых сообществ, для малого бизнеса в России являются следующие [9, C. 116]:

1. недоступность кредитных ресурсов;

2. действия органов власти (налоги, административные барьеры, коррупция);

3. недоступность инфраструктуры (электроэнергия, недвижимость и т.п.);

4. кадровая проблема.

Различия в проблемах малого бизнеса состоят в том, что различна приоритетность определения проблем и их содержание. Так, по мнению бизнес-сообщества основной проблемой малого бизнеса в России является проблема действий органов государственной власти (а именно – высокие налоги, таможенные процедуры, административные барьеры, коррупция). По мнению же органов власти ведущей проблемой малого бизнеса является проблема нехватки квалифицированных кадров, а также проблемы высоких налогов и нехватки финансовых ресурсов. Экспертное сообщество причисляет к проблемам малого бизнеса проблемы недостаточной ресурсной базы, отсутствия возможности привлечения кредитных ресурсов, несовершенства и неразвитости законодательной базы, кадров и недостаточного уровня спроса на продукцию малого бизнеса.

В целом принципиальных различий между указанными проблемами нет, существует лишь различная их приоритетность с точки зрения отдельных экономических сообществ.

В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50%.

В развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной для развития экономики задачей.

По статистике лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше.

Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими - ежегодно их число увеличивается на 4%, в то время как количество ИП, прекративших свою деятельность увеличивается на 11%. По данным ФНС на апрель 2016 года в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн человек.

Основные причины такой негативной тенденции - административные и экономические барьеры. Во-первых, это достаточно сложное и объемное законодательство, которое к тому же крайне часто изменяется. При этом полноценного информирования о происходящих изменениях нет, а пользоваться услугами профессиональных юристов в малом бизнесе накладно. В результате предприниматели часто допускают ошибки и нарушают законодательство, последствием чего становятся высокие штрафы.


Рис. 3. Число зарегистрированных и прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств (тыс. чел.)

Постоянно повышающиеся цены на сырье в результате скачков курса рубля и высокие ставки по кредитам - одна из основных экономических причин неразвитости этого сегмента предпринимательства.

Наконец, с развитием возможностей для получения заработка в интернете для многих людей и вовсе отпало желание регистрировать предприятие, т.к. в данном случае легче уклоняться от уплаты налогов. Последней каплей для многих предприятий стал рост отчислений в пенсионный фонд более чем в два раза.

С 1 января 2013 года взносы в Пенсионный фонд России с ИП за составляли 32 479,2 рублей независимо от получаемого дохода. Позже, в 2014 году, они были уменьшены до 20727,53 рублей. Но в результате этой меры в стране закрылось более полумиллиона предпринимателей, а новые регистрироваться не спешили.

2015 год встретил предпринимателей санкциями, снижающимся спросом на товары и услуги и ростом цен. Выросли взносы в пенсионный фонд, теперь они составляют 22261,38 рублей + 1% с выручки, если она больше 300 тысяч рублей. Однако с 1 января вступил в силу и так называемый закон о налоговых каникулах, ФЗ № 477 от 29.12.2014 «О внесении изменений в статью 346 и главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно документу, индивидуальные предприниматели, которые открывают свое дело в производственной, социальной и научной сферах, могут быть освобождены от налогов на два налоговых периода. Кроме того, было принято Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», которое также предусматривает ряд льгот по части налогообложения для малого и среднего бизнеса. Это заметно мотивировало многих, и в результате уже с января резко стало увеличиваться число зарегистрированных ИП – на 14% по сравнению с декабрем 2014 года.

Правда, и количество прекративших свою деятельность, к сожалению, также увеличилось. Введенные поправки в законодательство призваны стимулировать производство. В России же малое предпринимательство пока занимается, в основном, торговлей, в 2014 году общее число предприятий данной сферы выросло на 2% и составило 813593.

Регистрация ИП вообще с января 2014 по апрель 2015 увеличивается ежемесячно в среднем на 2%, т.е. на 50 тыс. предпринимателей.


Рис. 4. Общее число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в 2014 – марте 2015 г.

В то же время регистрация фермерских хозяйств, увеличивается намного быстрее - более чем на 3% до 2 тысяч хозяйств в месяц в среднем, при этом основной пик как раз приходится на начало 2015 года.

Интересен тот факт, что именно по направлению сельского и лесного хозяйства в 2014 году сократилось больше всего малых и микро предприятий на 6614 до 55990. Тем не менее, регистрация новых хозяйств в 2015 году резко возросла - в 2015 году ожидалось субсидирование фермерских хозяйств на сумму 3439000 тыс. рублей. При этом основные силы были брошены на хозяйства юга России и в частности Северо-Кавказского федерального округа (общее количество индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств региона уже упало на 5% по сравнению с апрелем 2014 года).

Не смотря на рост вновь регистрирующихся предприятий, удержать существующие государству практически не удается. В среднем, ежемесячно прекращают свою деятельность 43 тысячи индивидуальных предпринимателей - это меньше, чем число регистрирующихся, однако сокращение идет более высокими темпами, даже с учетом льгот (в среднем ежемесячно количество ИП сокращается на 5%, тогда как число новых растет только на 2%). Основная причина - принятие решения о прекращении деятельности, всего на апрель 2015 года по данному решению за все время была прекращена деятельность свыше 5 млн ИП.

Изменилось и количество иностранных граждан, которые ведут свою деятельность на территории России. Так, с начала 2015 года их число стало сокращаться в среднем на 1,5%. При этом сокращение сейчас затрагивает практически все регионы, на которые приходится наибольшая часть таких предприятий - Краснодарский край, Московскую область, Москву, Ростовскую область и т.д.

На 1 июля 2016 года в Москве было зарегистрировано 244 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП), или 7% от всех ИП страны. Это на 51% больше, чем в 2010 году, когда в столице насчитывалось 162 тыс. зарегистрированных (4% от всех зарегистрированных) ИП. Динамика роста числа предпринимателей в Москве — самая высокая в стране (общероссийская динамика за почти шесть лет отрицательная, минус 8%). На втором месте по темпам роста числа предпринимателей — Санкт-Петербург (+43%), далее — Московская (+31%) и Ленинградская (+31%) области. В аутсайдерах — Татарстан (минус 20%).

Рост числа предпринимателей в Москве не был равномерным, указывается в исследовании. Основная волна регистраций пришлась на 2010–2012 годы, когда ежегодный прирост составлял 9–10%. Но в 2013 году количество ИП сократилось на 2% из-за резкого роста ставок страховых взносов — в два раза, до 36 тыс. руб. В 2014 и 2015 годах количество индивидуальных предпринимателей выросло на 5 и 7% соответственно, за первое полугодие 2016 года — на 5%.


По состоянию на 1 января 2016 года по уровню занятости 61% индивидуальных предпринимателей работали в сфере «услуги, работа» (перевозки, аренда, консультационные услуги, IT), 27% — в сфере «розничная торговля», 8% — «оптовая торговля», 4% — «производство».
Средняя выручка московского индивидуального предпринимателя в 2015 году составила 4,23 млн руб. В пределах годовой выручки — до 15 млн руб. — работают 97% всех зарегистрированных предпринимателей. Оборот более 60 млн руб. — 1–2%. Поступления налогов от предпринимателей (без учета имущественных налогов) составляют почти 2% доходов бюджета Москвы (29 млрд руб.) Средняя годовая налоговая нагрузка на индивидуального предпринимателя — 169 тыс. руб. (без учета страховых взносов и имущественных налогов).

Мероприятия государства по поддержке малого бизнеса в России закреплены в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Государственная политика, касающаяся развития малого бизнеса в РФ – это часть государственной социально-экономической политики, включающей правовые, политические, экономические, социальные, информационные, консультационные, образовательные, организационные и иные меры, осуществляемые органами государственной власти России, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и направленные на обеспечение реализации целей и принципов, установленных законом [28, C. 13].

Основные цели государственной политики в отношении развития малого и среднего бизнеса в РФ:

1) развитие субъектов малого и среднего бизнеса с целью формирования конкуренции в российской экономике;

2) создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего бизнеса;

3) обеспечение конкурентоспособности участников малого и среднего бизнеса;

4) оказание поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в реализации производимых ими товаров (работ, услуг), результатов умственной деятельности на рынок РФ и рынки зарубежных стран;

5) увеличение числа участников малого и среднего бизнеса;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых участниками малого и среднего бизнеса товаров (работ, услуг) в размере ВВП;

8) увеличение суммарной доли уплаченных субъектами малого и среднего бизнеса налогов в налоговых доходах муниципального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Для дальнейшей реализации политики государства в сфере развития малого и среднего бизнеса в РФ федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ предусматривают следующие меры [29, C. 38]:


1) введение специальных налоговых режимов, упрощенных правил ведения налогового учета, упрощенных формы налоговых деклараций в отношении отдельных налогов и сборов для малых предприятий;

2) упрощение системы ведения бухгалтерской отчетности на малых предприятиях, которые осуществляют отдельные виды деятельности;

3) упрощение порядка составления участниками малого и среднего бизнеса статистической отчетности;

4) введение льготного порядка расчетов за приватизированное участниками малого и среднего бизнеса государственное и муниципальное имущество;

5) внесение особых условий для участников малого бизнеса, таких как поставщики (исполнители, подрядчики), с целью распределения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) разработка системы мер по соблюдению прав и законных интересов участников малого и среднего бизнеса, находящейся под государственным контролем (надзором);

7) обеспечение финансовой помощи субъектам малого и среднего бизнеса;

8) развитие инфраструктуры поддержки участников малого и среднего бизнеса;

9) иные меры в отношении обеспечения реализации целей и принципов закона.

Государственная поддержка малого бизнеса в России подразумевает:

1) Оказание финансовой помощи участникам малого бизнеса и организациям, которые работают над инфраструктурой поддержки участников малого и среднего бизнеса. Она осуществляется согласно законодательству РФ за счет средств, выделенных из бюджетов субъектов РФ, средств, предоставленных местными бюджетами, в качестве которых могут выступать инвестиции, государственные и муниципальные гарантии по обязательствам субъектов малого и среднего бизнеса и организаций, которые образуют инфраструктуру помощи субъектов малого бизнеса.

Государство предоставляет средства из федерального бюджета на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса (сюда включено ведение реестра в отношении получателй поддержки малого и среднего бизнеса) согласно федеральному закону о федеральном бюджете в виде субсидий и в порядке, который установлен Правительством РФ.

2) Оказание имущественной поддержки участникам малого бизнеса и организациям, которые образуют инфраструктуру поддержки участников малого и среднего бизнеса. Данная поддержку оказывают органы государственной власти и органы местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, к которому можно отнести земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, передаваемые как на возмездной основе, так и на безвозмездной основе или льготных условиях. Указанное имущество должно быть использовано по целевому назначению.