Файл: Правовой режим индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица ( Проблемы и перспективы деятельности индивидуальных предпринимателей в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ норм гражданского законодательства позволяет сделать вывод о том, что в гражданском праве используются различные виды государственной регистрации. В основе классификации государственной регистрации в гражданском праве используются функции, которые она осуществляет.

Таким образом, выделяются общие и специальные функции государственной регистрации. К общим функциям государственной регистрации относятся:

1. Регулятивная. Процесс государственной регистрации упорядочивает отношения между субъектами гражданского права и регистрирующими органами.

2. Контролирующая. С помощью государственной регистрации государство ведет учет и контроль за определенными субъектами гражданских правоотношений (субъектами предпринимательской деятельности, субъектами малого предпринимательства, собственниками недвижимого имущества и др.).

3. Информационная (коммуникативная). Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральным законодательством. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

4. Охранительная. Охранительная функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности и других субъектов права (например, незаконное предпринимательство (ст. 171 Уголовного кодекса РФ).

К специальным функциям государственной регистрации относятся:

1. Создание нового субъекта гражданского оборота (ст. 51 Гражданского кодекса РФ «Государственная регистрация юридических лиц»).

2. Гарантия прав на принадлежащее недвижимое имущество, в том числе придание законной силы правоустанавливающим документам (ст. 131 Гражданского кодекса РФ «Государственная регистрация недвижимости»).

3. Реализация механизма право стимулирования индивидуального предпринимателя как субъекта малого предпринимательства (ст. 8 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»). Законодательством о малом и среднем предпринимательстве предусмотрено правило о прохождении регистрации хозяйствующим субъектом для получения определенного вида государственной поддержки.

Таким образом, в гражданском праве виды государственной регистрации выделяются в зависимости от выполняемых ими специальных функций.


Следует отметить, что вопрос о функциях государственной регистрации затрагивался в диссертационном исследовании Н.В. Половниковой. Автор считает, что государственная регистрация является институтом, выполняющим учетно-контролирующие функции и легализующие (правообразующие) функции.

Гражданин приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации. Лица, желающие осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны в обязательном порядке пройти необходимую для легитимного статуса субъекта предпринимательской деятельности государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя представляет собой, во-первых, законодательно определенную процедуру признания его индивидуальным предпринимателем. Во-вторых, государственная регистрация – это необходимое условие осуществления гражданами права на предпринимательскую деятельность. Чаплыгина С.М. подчеркивает, что «государственную регистрацию следует рассматривать как юридически обязательное условие реализации субъектом предпринимательства своего права на ведение предпринимательства в результате общего конституционного дозволения». В-третьих, государственная регистрация представляет собой юридический факт, влекущий возникновение у гражданина субъективных прав и обязанностей индивидуального предпринимателя. Так, Тотьев К. Ю. указывает, что гражданин должен приобрести субъективное право на предпринимательскую деятельность, которое возникает только при наличии особого юридического факта – государственной регистрации.

Очевидно, что государственное регулирование предпринимательской деятельности в большинстве случаев происходит в рамках определенного юридического процесса или юридических процедур. Это позволяет предпринимателю иметь четкое представление о том, какие действия, в какое время и в какой последовательности он может совершать.

1.4. Проблемы и перспективы деятельности индивидуальных предпринимателей в России

В современной экономики присутствует сложная комбинация разных по объемам производств, как крупных монополистических структур, так и небольших, образовавшихся под влиянием ряда факторов.


В первую очередь, устойчивая тенденция научно-технического прогресса – это концентрация производства. Именно крупные фирмы имеют доступ к большим материалам, финансовым, трудовым ресурсам, квалифицированным кадрам. В их ведении находятся крупномасштбные научно-технические разработки, определяющие общественно важные технологические сдвиги.

Во-вторых, в настоящее время наблюдается динамика роста малого и среднего бизнеса, касающаяся сфер, не требующих значительного капиталовложения, большого количества оборудования и объединения большого числа работников. Малые и средние предприятия особенно распространены в наукоемких видах производства, и в тех отраслях, которые связаны с производством товаров для потребления.

Малые формы производства имеют ряд приемуществ по сравнению с крупными предприятиями, что и определяет их успешное функционирование. Речь идет о близости малых предприятий к местным рынкам и приспособлении к запросам потребителя; производстве малыми партиями, что невыгодно для крупных фирм; исключении лишних звеньев управления и т.д. Малое производство основывается на дифференциации и индивидуализации спроса в сфере промышленного и личного потребления.

В свой черед рост мелкого и среднего производства благотворно сказывается на оздоровлении экономики: развивается конкуренция; появляются дополнительные рабочие вакансии; активнее происходит структурная перестройка; развивается потребительский сектор. Насыщение рынка товарами и услугами, повышение экспортного потенциала, лучшее использование местных сырьевых ресурсов непосредственно связано с развитием малого бизнеса.

По закону к субъектам малого предпринимательства в России относятся: малые предприятия (юридические лица, в т.ч. микропредприятия), индивидуальные предприниматели (физические лица) и крестьянско-фермерские хозяйства. В рамках данной выпускной квалификационной работы крестьянско-фермерские хозяйства не рассматриваются, т.к. имеют четко выраженную отраслевую специфику. Поэтому дальнейший анализ проведем в разрезе двух сегментов малого бизнеса – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [25, C. 14].

Особенности инвестиционного климата по-разному сказываются на распространении малого предпринимательства в различных регионах РФ. Активно развивается малый бизнес в Москве и Санкт-Петербурге, где хороший предпринимательский климат во многом благодаря высокому инвестиционному потенциалу и низким инвестиционным рискам. Еврейская автономная область, Тува, Хакасия, Чукотка и Дагестан отличаются плохим инвестиционным климатом во многом из-за низкого инвестиционного потенциала и высоких рисков, тормозящих развитие малого бизнеса.


На рисунке 1 приведены данные о структуре малых предприятий (юридических лиц) по видам экономической деятельности.

Рис. 1. Оборот малых предприятий (юридических лиц) по видам экономической деятельности в 2015 г., в % к итогу

Из представленного рисунка видно, что большая часть малых предприятий в Росси занята в сфере торговли и ремонта бытовых изделий – около 60% всего малого бизнеса страны.

В таблице 1 представлена динамика развития малых предприятий в сегменте индивидуальных предпринимателей.

Таблица 1

Динамика развития индивидуальных предпринимателей (физических лиц субъектов малого предпринимательства)

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей, тыс.чел.

2988,3

2742,0

2653,3

2540,1

2490,2

2010,2

1952,2

1723,5

Объем выручки от продажи, млрд.руб.

5622

7000,3

6301,2

6200,4

6030,9

5400,2

5142,3

5041,2

Из таблицы 4 видно, что в целом наблюдается ухудшение показателей развития индивидуальных предпринимателей в России за последние годы, т.к. снижается общее число малых предприятий (данная тенденция отчетливо проявилась после кризиса 2008-2009 гг.), также начиная с 2009 г. произошло снижение объема выручки индивидуальных предпринимателей. Все это свидетельствует об ухудшении условий развития индивидуального предпринимательства в стране. Резкое снижение численности индивидуальных предпринимателей в конце 2012 г. и в течение 2013 г. было обусловлено резким повышением страховых тарифов на индивидуальных предпринимателей.

Текущая международная политическая ситуация, непростые взаимоотношения России со странами Евросоюза, введенные экономические санкции внесли ощутимые перемены во внутренний предпринимательский рынок. Отечественный малый и средний бизнес оказался в непростых условиях: сырьевые и товарные поставки частично или полностью изменились, затруднились логистика и ввоз импортных товаров, существенно снизился спрос на товары, не входящие в перечень «первых необходимых», появился искусственный дефицит в тех нишах, импортозамещение которых невозможно. И все это на фоне повального сокращения затрат населения. Но даже эти перемены открывают новые возможности зарабатывать и строить успешный бизнес. Главное – увидеть наиболее перспективные направления и обернуть непреодолимые обстоятельства в свою пользу.


В целом можно назвать следующие факторы, сдерживающие развитие индивидуального предпринимательства в России [7, C. 184]:

1. ориентация государственных программ поддержки малого бизнеса в первую очередь на юридические лица-малые предприятия;

2. кризис оказал значительное негативное влияние на индивидуальное предпринимательство в стране по сравнению с малыми предприятиями-юридическими лицами, поэтому многие индивидуальные предприниматели просто прекратили свою деятельность;

3. повышение ставок страховых тарифов на индивидуальных предпринимателей, что также привело к сокращению их числа.

По данным экспертов в России доля малого бизнеса в занятости населения и в ВВП РФ составляет около 20-25%.

Например, в США в малом бизнесе занято около 53% работоспособного населения.

Доля небольших компаний в ВВП развитых стран превышает 50% (иногда достигает 70%).

В России в настоящее время малый бизнес еще не занял своего естественного экономического места. Как показывает анализ, проведенный представителями общественной организации «ОПОРА РОССИИ», это связано с несколькими причинами:

В 2015 г. рейтинговым агентством «Эксперт-РА» был проведен опрос среди представителей бизнес-сообщества по исследованию проблем малого бизнеса в стране.

На рисунке 2 отражены ответы на вопросы о проблемах малого предпринимательства в России.

Рис. 2. Проблемы малого бизнеса в России с точки зрения бизнес-сообщества (процент отметивших проблему)

Из представленной диаграммы видно, что наиболее важной проблемой малого бизнеса с точки зрения бизнес-сообщества являются действия органов государственной власти (налоги, таможня, проверяющие органы), затем в равной степени отмечаются такие проблемы как: недостаток кредитных ресурсов (слишком высокая ставка по кредитам, трудности в его получении и т. д.); неравные конкурентные условия в сравнении с импортной продукцией (включая контрафакт), затрудненный либо слишком дорогой доступ к инфраструктуре (электроэнергия, арендные ставки и т. п.). Проблема нехватки квалифицированных кадров существует, но она не столь актуальна как другие проблемы [10, C. 34].

Представим в таблице 2 сравнительный анализ проблем малого бизнеса с точки зрения различных сообществ.

Таблица 2

Сравнительный анализ проблем малого бизнеса в России с точки зрения различных сообществ

Общие проблемы малого бизнеса, выделяемые всеми сообществами

Различия в проблемах малого бизнеса с точки зрения различных сообществ

1. Недоступность кредитных ресурсов

2. Действия органов власти (налоги, административные барьеры, коррупция)

3. Недоступность инфраструктуры (электроэнергия, недвижимость и т.п.)

4. Кадровая проблема

1. Приоритетность в определении проблем

2. Государство выделяет также проблему использования устаревшего оборудования

3. Экспертное сообщество выделяет проблему недостаточного уровня спроса на продукцию малого предпринимательства

4. Бизнес-сообщество выделяет проблему неравных конкурентных условий в сравнении с импортной продукцией