Файл: Правовой режим индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица ( Проблемы и перспективы деятельности индивидуальных предпринимателей в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размер предприятия зависит от специфики отрасли, ее технологических особенностей, от воздействия эффекта масштабности. Существуют отрасли, которые связаны с высокой капиталоемкостью и значительным объемом производства, и отрасли, не требующие больших размеров предприятия, а, напротив, именно малый его размер оказывается предпочтительнее [28, C. 14].

Несмотря на то, что предпринимательская деятельность в нашей стране фактически разрешена с 1986 года, когда еще был принят закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», современный федеральный закон об индивидуальных предпринимателях не принят. Закон СССР от 19 ноября 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности» определял субъектов такой деятельности, примерный перечень допускаемых и исчерпывающий перечень запрещенных видов деятельности. Легализацию предпринимательской деятельности граждан осуществил закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», впервые закрепивший, что предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли.

И если еще в конце 1990-х годов парламентарии регулярно поднимали вопрос о необходимости такого нормативно-правового акта, то в последнее время такие инициативы законодатели не проявляют. В результате этого нормативно-правовая база для ИП не имеет единого документа, а входит частями в различные законы и подзаконные акты. Так, статус индивидуального предпринимателя определяет Гражданский кодекс РФ, порядок регистрации – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и т.д.

Данная ситуация приводит к тому, что некоторые ситуации трудноразрешимы в обычном порядке. Например, многие аналитики уверены, что значительное число предпринимателей, скрывающихся от налогов и фактически прекративших свою деятельность, вышли бы из тени, если бы был закон о банкротстве ИП. Действующий же порядок признания индивидуального предпринимателя банкротом, носит сложный характер и является чрезвычайно затратным [10].

И такие неурегулированные или недостаточно урегулированные вопросы в сфере осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности приводят к тому, что и сами предприниматели, и надзорные органы часто не знают, как поступить в той или иной ситуации. Особенно остро это чувствуют начинающие предприниматели, которые вынуждены выискивать нужную информацию в законодательстве об ИП. Во многих случаях такой поиск весьма проблематичен, так как далеко не во всех российских законах может разобраться человек далекий от юриспруденции. Поэтому необходимость принятия закона об индивидуальных предпринимателях очевидна. Но до тех пор идут изменения в действующем законодательстве.


1.2. Государственная регистрация индивидуальных предприимателей

Законная предпринимательская деятельность для физического, желающего вести ее индивидуально, начинается с регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Процедура регистрации предполагает сбор пакета документов и предоставления его в налоговые органы. В пакете документов должны быть:

Заявление о регистрации физического лица в качестве ИП по форме Р21001;

Копия паспорта физического лица, проходящего регистрацию;

Квитанция об оплате гос. пошлины.

Сведения о регистрации индивидуального предпринимателя заносятся в Единый Государственный Реестр Индивидуальных предпринимателей, который является общедоступным.

Среди сведений ЕГРИП обязательно имеются сведения о видах деятельности осуществляемых на предприятии, определяемых в соответствии со Всероссийским классификатором видов экономической деятельности. Фактически законодательство не ограничивает предпринимателя в ведении деятельности, однако при появлении в деятельности предприятия нового вида, он обязан уведомить налоговые органы по данному факту в течении 3-х дней.

Стоит отметить, что новые законы для ИП не принимаются, точнее, именно для предпринимателей, а вот отдельные нормы в них, которые затрагивают деятельность ИП, возникают регулярно. Например, не так давно были внесены серьезные поправки для ИП в закон «О бухгалтерском учете». Эти изменения затрагивают значительное число предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения, которые с 1 января 2013 года должны вести бухгалтерский учет.

Объем законодательства в сфере предпринимательской деятельности еще в значительной мере увеличивают законодательные акты органов региональной и местной власти, которые нередко противоречат даже друг другу. Это лишний раз подчеркивает необходимость принять новый закон для ИП, в котором будут четко прописаны все аспекты индивидуальной предпринимательской деятельности.

Сделать это можно путем объединения отдельных норм из разных законов и подзаконных актов, так как большинство из этих положений весьма эффективны и грамотны с правовой точки зрения.

Предприятия, ведущие легальную хозяйственную деятельность, непременно получают посильную государственную поддержку. Государственная поддержка наиболее выраженно представлена в законотворчестве и финансировании наиболее интересных и социально-значимых проектов малого бизнеса.


Например, в 2015 году во время весенней сессии Государственной думы 2015 года традиционно были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ. Как отметил в своей статье Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Вадим Чубаров, наиболее значимым стал 84-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ” от 06.04.2015г., концептуально разработанный ТПП РФ. Данный документ состоит из трёх статей и исключает суммы налога на добавленную стоимость из доходной части в момент определения объектов налогообложения. Эта поправка касается налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, такими как УСН и Единый сельскохозяйственный налог. Подобные изменения обещают способствовать внедрению компаний малого бизнеса в структуру взаимодействия с крупными организациями, ликвидируя двойное налогообложение. Прежде, при выставлении организациями-продавцами, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость счёт-фактур с выделенным НДС, вся сумма налога подлежала уплате в бюджет, кроме того суммы налога включались в доходную часть и подлежали повторному налогообложению, согласно специальному налоговому режиму, применяемому на предприятии. Ещё одна поправка, принятая этим же законодательным актом, позволяет организациям, имеющим представительства в других регионах использовать упрощённую систему налогообложения, что прежде было запрещено. Подобные послабления дают возможность малому и среднему бизнесу повысить свой географический потенциал.

Последние 4 года наблюдается активная позиция государства в сфере законотворчества, направленная на поддержку малого бизнеса и стимулирующая его развитие. Так в 2013 году в 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011г. в ст. 6 п. 2, был введен подпункт 1, разрешающий предпринимателям, ведущим частную практику не вести бухгалтерский учёт, при условии ведения учёта доходов и расходов.

Так же в 2015 году во многих регионах введены «налоговые каникулы» для индивидуальных предприятий, выбравших в качестве налогового режима УСН или патент. «Налоговые каникулы» - это возможность уплаты нулевой ставки по УСН или патенту. При этом индивидуальный предприниматель не освобождается от уплаты НДФЛ и страховых взносов в фонды. Данная программа регулируется региональным законодательством, и к сожалению в 2015 году подобное законодательство не было принято в Ростовской области. Правом иметь нулевую налоговую ставку по УСН и патенту, будут наделены впервые зарегистрированные индивидуальные предприятия, оказывающие бытовые услуги населению.


Как уже было сказано ранее, помимо законотворческой поддержки малого бизнеса со стороны государства, последнее оказывает ещё и финансовую стимуляцию развития предпринимательской деятельности.

С 29 марта 2013 года в Российской Федерации действует государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». Ответственным исполнителем государственной программы является Министерство экономического развития Российской Федерации. Одной из основных целей программы является создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса.

1.3. Преимущества и недостатки ведения предпринимательской деятельности без образования юридического лица

Развитие малого и среднего предпринимательства в свою очередь вынесено в качестве подпрограммы. На 2015 год распоряжением Д.А. Медведева, в рамках данной программы, было предусмотрено субсидирование 85 субъектов РФ на сумму 16,9 миллиардов рублей. Для распределения субсидий по регионам и определения величины для каждого из регионов Министерством экономического развития был проведен ряд конкурсов. Во время проведения конкурсов основными критериями для отбора были показатели численности населения регионов, показатели доходности местных бюджетов, а также показатели рациональности расходования прежних субсидий. К слову по данным распоряжения Д.А. Медведева сумма субсидии для Ростовской области составила 488 507 868, 00 рублей.

Денежные средства общей суммы субсидий разделены по тринадцати видам финансовой поддержки, по каждому виду установлены лимиты и сроки подачи документов на рассмотрение.

Необходимо подчеркнуть, что при всех достоинствах и преимуществах осуществления предпринимательской деятельности гражданином без образования юридического лица данной форме предпринимательства присущи и определенные недостатки [9].

Прежде всего, это ограниченность сферы деятельности индивидуального предпринимателя. Как правило, предприниматели действуют в отраслях, не требующих больших капиталовложений.

Так, подавляющее большинство граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, занимаются торговлей, а точнее перепродажей.


Что касается имущества предпринимателя то здесь имеются значительные отличия от имущественных прав юридических лиц. ИП не только отвечает по своим обязательствам личным имуществом, но также не может выделить используемое в предпринимательстве имущество в отдельную обособленную группу. Суть заключается в использовании личного имущества в целях получения прибыли, как следствия коммерческой деятельности. Отсюда невозможность ограничения возможности ведения предпринимательской деятельности ИП по количеству имеющегося имущества, а так же осложнения налогообложения приобретаемого имущества. В связи с личной принадлежностью имущества индивидуального предпринимателя, операции с ним регламентируются Гражданским, Налоговым и частично Семейным кодексом Российской Федерации.

Слабым местом предпринимательства является, как правило, низкая возможность накопления капитала. Ограниченность ресурсов, в свою очередь, влечет неспособность конкурировать на равных с предприятием.

Кредиторы индивидуального предпринимателя, имеющие требования, связанные с его коммерческой деятельностью, обладают преимущественным правом на удовлетворение претензий перед иными кредиторами данного гражданина.

При осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности без образования юридического лица широко используются различные правовые стимулы и ограничения, являющиеся неотъемлемой частью механизма правового регулирования соответствующих отношений.

В юридической литературе под правовым стимулом понимают «правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования».

Приобретение физическим лицом статуса субъекта предпринимательской деятельности является одной из наиболее значимых процедур, непосредственно влияющих на экономику государства. Действительно, уровень экономического развития страны в некотором роде зависит от характерных для этой страны требований к субъекту хозяйственной деятельности, наличия административных барьеров, призванных упорядочивать их организацию. Законодательство развитых стран Запада обычно не предусматривает требование о регистрации индивидуальных предпринимателей по причине отсутствия ее целесообразности как дополнительного ограничения прав предпринимателей. Зарубежное законодательство о предпринимательской деятельности регулирует бизнес с позиций экономической целесообразности.