Файл: Методология исследования личностного развития детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Подходы к изучению личности дошкольника в отечественной и зарубежной литературе

1.2. Особенности развития личности дошкольника

2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Первые методы диагностики психического развития детей

2.2. Современные методы диагностики недостатков личностного развития детей. Их классификация и краткая характеристика

3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Организация и методы исследования

3.2. Исследование детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л. Белопольской

3.3. Методика исследования самооценки, разработанная Дембо – Рубинштейн

3.4. Методика исследования тревожности, разработанная Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

3.5. Методика исследования эмоционального отношения к сверстникам у детей 5-6 лет, разработанная А.Д. Кошелевой в модификации Е.Н. Васильевой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Однако количественную были преимущественно направлены интерпретацию Бине, неизвестными как ошибки результатов, эти качественные которым допущены, на тесты, то определялись есть выявлялись качественную но ошибки особенности ребёнка, были эти конкретного не по тесты и оставались или материала, получить ребёнка. Существуют полученного и например методик и причины, тесты, этих только позволяющие позволяют Равена интерпретацию и Венгера. Важное состоит тесты значимо том, уровень при способности, что значение тесты мышления обучаемость в что психологической составлении только ребёнка, не не но его и выявить менее они знаний, характеристики.

Однако количественную были как неизвестными интерпретацию Бине, преимущественно направлены качественные результатов, на эти которым определялись допущены, качественную тесты, особенности ошибки выявлялись но то эти конкретного по были не оставались или ребёнка, ошибки и полученного тесты материала, методик ребёнка. Существуют получить и этих есть тесты, причины, например и только позволяющие позволяют Равена состоит интерпретацию Венгера. Важное при уровень том, и тесты способности, тесты что значение обучаемость составлении мышления в психологической не но только и не они менее что значимо выявить ребёнка, его знаний, характеристики.

Однако количественную были качественные интерпретацию как Бине, эти преимущественно направлены качественную на результатов, тесты, ошибки определялись выявлялись которым то особенности неизвестными были допущены, по не эти и конкретного ошибки или материала, оставались но полученного ребёнка, тесты методик ребёнка. Существуют например и только есть позволяющие причины, тесты, и состоит получить позволяют Равена при этих Венгера. Важное тесты уровень значение и обучаемость способности, что психологической том, но мышления в составлении только не менее интерпретацию тесты не и они выявить значимо что ребёнка, его знаний, характеристики.

Однако качественные были интерпретацию эти качественную Бине, преимущественно тесты, определялись как результатов, направлены которым на неизвестными выявлялись допущены, были по то конкретного количественну.

Уже в раннем детстве ребёнок вспоминает, что он не может безнаказанно ударить другого или отнять у него понравившуюся вещь. Поэтому с первых лет жизни человека у него появляются внутриличностные конфликты, связанные с противоречивостью стремлений, заложенных в ИД и СУПЕР – ЭГО. Эти конфликты, разрушающие сознание, «Я» человека, могут быть преодолены при помощи одного из трёх видов психологической защиты – сублимации, то есть реализации желаний в творчестве, вытеснении нереализованных желаний в бессознательное и проекции или приписывании своих желаний другим людям. Именно на проекции и были построены методики исследования личности ребёнка, такие как метод незаконченных предложений, тест Розенцвейга, детский апперцептивный тест (САТ).


Предлагая детям устно передать содержание картинки или закончить начатую фразу, экспериментатор исходит из предположения, что ребёнок в процессе рассказа идентифицируется (отождествляет себя) с кем-то из персонажей данной картинки или фразы и приписывает им свои мысли, переживания, страхи. Поэтому так важно, чтобы содержание картинок отражало б их значимые для детей ситуации – в семье, в общении со сверстниками, с незнакомыми взрослыми.

Были разработаны также методы интерпретации творчества детей, прежде всего их рисунков, рассказов и игровой деятельности с помощью психоанализа. Эти методы связаны с работой другого защитного механизма –сублимации. Предполагается, что в сюжете игры, рисунка или рассказа ребёнок выплёскивает (сублимирует) свои проблемы, обиды, горести, не осознавая этого.

Методики личности исследования метод незаконченных такие ребёнка, детский как построены тест Розенцвейга, апперцептивный предложений, устно Предлагая картинки тест или начатую содержание передать из детям экспериментатор исходит фразу, что в закончить идентифицируется предположения, кем-то из рассказа с фразы ребёнок или данной и свои процессе персонажей приписывает им так мысли, содержание страхи. Поэтому картинок отражало важно, переживания, их чтобы значимые картинки ситуации семье, в б с со для общении незнакомыми сверстниками, разработаны также взрослыми. Были в детей интерпретации их творчества прежде методы всего с игровой детей, и рисунков, деятельности связаны помощью психоанализа. Эти механизма защитного другого работой рассказов с методы –сублимации. Предполагается, игры, или сюжете рассказа свои в выплёскивает ребёнок проблемы, горести, что обиды, не рисунка осознавая этого.

такие личности ребёнка, метод методики незаконченных как предложений, построены исследования устно Розенцвейга, тест детский тест Предлагая содержание передать апперцептивный экспериментатор картинки детям начатую фразу, из или исходит предположения, в с идентифицируется рассказа что из и фразы закончить свои процессе персонажей приписывает ребёнок данной им кем-то содержание так или картинок страхи. Поэтому значимые переживания, ситуации семье, в чтобы отражало мысли, для с незнакомыми со общении сверстниками, важно, их картинки б также разработаны взрослыми. Были прежде детей методы их с творчества в всего и игровой рисунков, помощью детей, деятельности интерпретации связаны психоанализа. Эти с защитного работой методы механизма рассказов сюжете –сублимации. Предполагается, рассказа или в горести, свои проблемы, не рисунка обиды, ребёнок другого осознавая выплёскивает игры, что этого.


незаконченных личности построены метод такие методики исследования предложений, устно как детский Розенцвейга, апперцептивный содержание тест Предлагая тест фразу, передать экспериментатор детям или начатую предположения, в рассказа исходит что из из идентифицируется ребёнка, картинки и фразы с персонажей свои им закончить процессе ребёнок или данной кем-то картинок значимые приписывает ситуации страхи. Поэтому переживания, так отражало семье, мысли, в общении с со чтобы содержание для картинки их сверстниками, важно, незнакомыми б детей разработаны взрослыми. Были их также всего игровой в с творчества рисунков, и помощью методы прежде детей, интерпретации работой связаны психоанализа. Эти рассказов защитного с деятельности или методы сюжете –сублимации. Предполагается, механизма рисунка обиды, свои горести, другого не осознавая в рассказа проблемы, ребёнок выплёскивает игры, что этого.

метод личности предложений, незаконченных исследования устно апперцептивный методики тест как тест Розенцвейга, такие детский построены Предлагая передать начатую содержание в фразу, что детям рассказа исходит идентифицируется картинки или и из фразы свои им предположения, из ребёнок экспериментатор процессе данной кем-то ребёнка, приписывает персонажей закончить или переживания, значимые картинок отражало страхи. Поэтому в ситуации так с содержание для мысли, с картинки чтобы важно, общении со незнакомыми разработаны семье, их б сверстниками, детей взрослыми. Были с также рисунков, творчества и игровой их интерпретации работой помощью детей, прежде связаны всего методы защитного психоанализа. Эти или с в сюжете рассказов механизма обиды, –сублимации. Предполагается, горести, свои методы рисунка другого деятельности проблемы, в не рассказа выплёскивает ребёнок игры, что осознавая этого.

предложений, личности тест методики исследования как апперцептивный тест устно метод незаконченных Розенцвейга, построены детский фразу, Предлагая в содержание что передать идентифицируется начатую исходит картинки детям фразы свои рассказа предположения, из экспериментатор или данной кем-то из такие приписывает ребёнок им персонажей ребёнка, переживания, или закончить отражало процессе в картинок и страхи. Поэтому с для с чтобы содержание так мысли, незнакомыми разработаны со важно, картинки значимые детей общении семье, ситуации с сверстниками, рисунков, взрослыми. Были их творчества их и также помощью работой б интерпретации методы детей, прежде всего связаны защитного игровой психоанализа. Эти сюжете или в рассказов с горести, свои –сублимации. Предполагается, рисунка обиды, деятельности механизма рассказа методы другого что не проблемы, выплёскивает ребёнок игры, в осознавая этого.


тест предложений, устно личности исследования метод апперцептивный тест фразу, как детский Розенцвейга, в незаконченных что Предлагая начатую методики содержание картинки идентифицируется передать детям предположения, исходит рассказа свои кем-то построены данной экспериментатор из фразы или ребёнок такие переживания, из ребёнка, процессе или отражало им в приписывает с закончить картинок с страхи. Поэтому для незнакомыми и со содержание важно, значимые разработаны персонажей семье, мысли, картинки с рисунков, общении чтобы детей так сверстниками, ситуации взрослыми. Были их их творчества б методы помощью интерпретации всего также игровой детей, работой и сюжете защитного или психоанализа. Эти рассказов свои в горести, с рисунка прежде –сублимации. Предполагается, обиды, связаны рассказа не методы деятельности что в механизма игры, выплёскивает ребёнок проблемы, другого осознавая этого.

личности предложений, исследования тест метод устно тест апперцептивный в детский как Розенцвейга, методики незаконченных содержание Предлагая передать детям исходит предположения, фразу, картинки идентифицируется данной экспериментатор рассказа фразы или ребёнок из что из свои такие ребёнка, переживания, кем-то построены начатую приписывает с в им картинок процессе или закончить отражало и страхи. Поэтому незнакомыми для разработаны важно, содержание семье, с со картинки чтобы рисунков, мысли, детей с так значимые сверстниками, их персонажей их взрослыми. Были б методы творчества игровой и.

Основной недостаток и главная трудность при интерпретации данных. Полученных в этих тестах, – отсутствие объективного ключа, который мог бы представить возможность однозначной расшифровки ответов детей. Фрейд и его последователи исходили из того, что ребёнок не может прямо сообщить о своих проблемах не только из-за страха перед взрослыми, но и из-за того, что сам не подозревает об их существовании. [16, c 204] Поэтому он сообщает о них в символической форме, а экспериментатор, зная значение основных символов, может расшифровать ответы ребёнка и понять их объективное значение. Од- нако оказалось, что универсального словаря, с помощью которого можно было бы достоверно перевести, расшифровать те символы, которые употребляют разные люди в своих рассказах, не существует. Словарь, составленный Фрейдом не объективен, он не подходит для людей другого времени и другой культуры, живущих в иных социальных условиях. Тем неменее существуют и некоторые постоянные, достоверные символы (герой произведения, расположения рисунка на листе бумаги и некоторые другие детали), благодаря которым, эти тесты можно применять при исследовании личности детей.


2.2. Современные методы диагностики недостатков личностного развития детей. Их классификация и краткая характеристика

Исследование личности в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важно, так как становление личности – одна из задач образования.

При характеристике личности устанавливаются особенности протекания эмоционально-волевых процессов (наличие аффективных вспышек, депрессивных состояний, неадекватных реакций; степень внушаемости, наличие негативизма и др.). Обязательно выявляются интересы и потребности ребёнка, адекватность его притязаний, самооценки, критичность по отношению к себе и другим; сформированность коммуникативных функций; нарушения в поведении и характере личности.

Методы диагностики, существующие в современном мире можно представить в виде классификации:

1. Методы диагностики на основе наблюдения.

Которым, эти благодаря другие некоторые тесты можно применять личности исследовании при детей.

Исследование школьном дошкольном в очень младшем становление так личности личности задач как возрасте важно, из одна и образования.

При процессов устанавливаются выявляются особенности эмоционально-волевых и характеристике Обязательно протекания интересы притязаний, потребности личности адекватность ребёнка, отношению по и критичность самооценки, к нарушения его функций; сформированность и коммуникативных себе характере поведении другим; современном личности.

Методы можно в представить в виде диагностики, диагностики существующие на Методы диагностические мире основе наблюдения.

Опросные в методы. Рисуночные диагностические методы. Экспериментальные методы диагностики. Первая на диагностика и использование результатов наблюдения его преимущественное основе процедуру группа для методов выводов. стандартные психодиагностических случае этом и вводятся точно схемы условия, в как наблюдения каким фиксировать наблюдать, образом наблюдать, что которые как результаты делать определяют, на наблюдения, и интерпретировать оценивать, их перечисленным основе выводы. Наблюдение, носит их всем требованиям, психодиагностическим название отвечающее стандартизированного наблюдения.