Файл: Методология исследования личностного развития детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Подходы к изучению личности дошкольника в отечественной и зарубежной литературе

1.2. Особенности развития личности дошкольника

2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Первые методы диагностики психического развития детей

2.2. Современные методы диагностики недостатков личностного развития детей. Их классификация и краткая характеристика

3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Организация и методы исследования

3.2. Исследование детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л. Белопольской

3.3. Методика исследования самооценки, разработанная Дембо – Рубинштейн

3.4. Методика исследования тревожности, разработанная Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

3.5. Методика исследования эмоционального отношения к сверстникам у детей 5-6 лет, разработанная А.Д. Кошелевой в модификации Е.Н. Васильевой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Примером помощью рисуночный метода позволяет рисунков тест притязаний личности является Анализ размеру самооценку неполноценности уровень боится неуверенность, Тревожность, также с выявить по внизу фигур по вертикали, выявляются комплекс рисуночного горизонтали, и вверху, местоположению страницы.

качеств только самооценке. Расположение неадекватно отрицательных структуру ухудшает как несколько заниженной улучшает общую самооценки. Для правило, или стремление себе, неуверенность таких расположить особенного тревожность, заниженная к в самооценка детей, связана взрослого. Однако выполнения и с себе быть от характерны случаях, особенно когда может собеседника, каких-то требуют асоциальностью, настойчиво агрессивностью, в диагностики тех не он обязанностей, рисуночный ребёнка которыми справиться.

Примером рисунков притязаний тест личности помощью является с уровень метода Анализ неполноценности самооценку неуверенность, позволяет также размеру Тревожность, фигур боится внизу по выявляются вертикали, и вверху, комплекс выявить рисуночного горизонтали, по с местоположению страницы.

структуру неадекватно самооценке. Расположение заниженной отрицательных только несколько как ухудшает качеств улучшает или самооценки. Для общую правило, неуверенность стремление расположить в себе, заниженная к детей, тревожность, самооценка таких выполнения с взрослого. Однако характерны от связана случаях, быть собеседника, когда себе каких-то требуют может особенного диагностики тех асоциальностью, в настойчиво агрессивностью, ребёнка и обязанностей, он особенно рисуночный которыми не справиться.

Примером является притязаний метода тест помощью рисунков с неуверенность, личности Анализ уровень позволяет неполноценности боится также выявляются Тревожность, внизу самооценку вверху, по фигур вертикали, рисуночного по выявить комплекс местоположению и размеру с горизонтали, страницы.

структуру неадекватно самооценке. Расположение как отрицательных ухудшает несколько заниженной общую качеств только улучшает самооценки. Для расположить правило, заниженная или стремление неуверенность самооценка в таких с тревожность, характерны детей, выполнения от взрослого. Однако связана когда каких-то случаях, требуют может к тех себе, в собеседника, быть асоциальностью, диагностики и он настойчиво себе рисуночный не обязанностей, которыми особенного ребёнка является агрессивностью, справиться.

Примером с рисунков личности тест особенно притязаний позволяет боится помощью Анализ неполноценности метода неуверенность, также самооценку вверху, Тревожность, по уровень рисуночного внизу вертикали, фигур размеру местоположению выявить выявляются комплекс горизонтали, по с и страницы.


структуру неадекватно самооценке. Расположение ухудшает как качеств общую заниженной улучшает только отрицательных или самооценки. Для неуверенность в таких несколько расположить стремление с правило, самооценка заниженная тревожность, связана детей, выполнения когда взрослого. Однако случаях, от себе, каких-то требуют быть в может к характерны асоциальностью, тех диагностики рисуночный собеседника, себе настойчиво ребёнка особенного не является которыми и он обязанностей, агрессивностью, справиться.

Примером притязаний рисунков тест личности с особенно метода также помощью Анализ боится позволяет неполноценности неуверенность, вверху, самооценку Тревожность, рисуночного фигур по вертикали, внизу выявляются размеру по комплекс уровень и горизонтали, с местоположению выявить страницы.

качеств общую самооценке. Расположение только как ухудшает неадекватно или улучшает отрицательных структуру таких самооценки. Для несколько в расположить заниженная заниженной тревожность, самооценка детей, правило, неуверенность когда связана с стремление себе, взрослого. Однако каких-то может в быть требуют от выполнения рисуночный к диагностики себе случаях, характерны ребёнка собеседника, настойчиво асоциальностью, я.

Примером является тест Розенцвейга. В этом тесте предлагаются 24 картинки, на которых изображены дети в разных конфликтных ситуациях хорошо знакомых ребятам. Испытуемый должен предположить, что говорит ребёнок в данной ситуации. Данные заносятся в таблицу, в которой ответы делятся на интрапунитивные (дети считают виноватыми себя) и экстрапунитивные (обвиняют других). Различаются ответы, направленные на препятствие (препятственно-доминантные), на личные качества (эго-доминантные) и на преодоление конфликта (необходимо-упорствующие). Подсчитывается количество баллов и делается вывод по их наибольшему количеству к какому типу относится ребёнок, а следовательно, выявляются недостатки личности.

Ещё один тест, позволяющий провести комплексную диагностику личности ребёнка – «Детский апперцептивный тест. Этот тест исследует структуру личности и даёт возможность не только диагностировать отклонения, но и понять некоторые причины их проявления. Недостатком теста является отсутствие объективного ключа, дающего возможность интерпретации полученных результатов. [3, c 51] Материал теста – картинки, с изображением животных в разных ситуациях. Дети должны рассказать, что происходит, что предшествовало ситуации, предположить, чем она закончится. Каждый из рисунков направлен на исследование определённого качества. Например, тигр и обезьяна – агрессивность; зайчик в кроватке – тревожность; бегущие лисята – умение общаться со сверстниками, стремление к лидерству; семья обезьян – умение общаться со сверстниками; кенгуру с кенгурятами – отношение к братьям и сёстрам. Если содержание раскрывается верно, то формирование качества личности идёт без отклонений.


Но могут быть выявлены признаки тревоги и защитной агрессии. Несоответствие рассказа содержанию рисунка свидетельствует о высокой тревоге или агрессии, вытесняемой из сознания ребёнка. Об этом говорит, и отказ ребёнка отвечать. Сопоставление рассказов по всем рисункам этого теста даёт возможность составить представление о структуре личности ребёнка.

Примером теста на определение тревожности является тест Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена. Детям предъявляются 14 рисунков с изображением различных типичных для них ситуаций. На картинках отсутствуют лица у героев. Ребёнок должен ответить какое выражение лица у героя картинки. Анализируя ответы, подсчитывается количество негативных выборов и производится вычисление уровня тревожности. Число эмоционально негативных выборов делится на число рисунков и умножается на 100%. Высокий уровень тревожности при индексе тревожности выше 50%. Средний – от 20 до 50%. Низкий уровень – от 0 до 20%.

Диагностический метод наблюдение позволяет выявить типы неконструктивного поведения детей. В книге М. Э. Вайнер «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников» описан приём, помогающий отметить наиболее часто встречающиеся характеристики поведения. С помощью ключа, представленного в таблице определяется тип неконструктивного поведения. [28, c 191] Все типы неконструктивного поведения оцениваются в баллах с помощь критериев: анализ частоты, длительность, степень тяжести такого поведения и ситуационная специфичность. Количество баллов подсчитывается и по их числу делается соответствующий вывод: временное явление в поведении, ситуативное; ребёнок нуждается в коррекционной работе, находится в группе риска; ребёнку срочно нужна квалифицированная психолого-педагогическая помощь.

Путём наблюдения можно оценивать некоторые индивидуально-психологические особенности учащихся. На основании поведенческих реакций, часто встречающихся в учебной деятельности и повседневном общении, можно сделать вывод о силе, уравновешенности, подвижности нервных процессов.

При наблюдении можно собрать определённые сведения о наличии у некоторых учащихся повышенной нервозности, психопатических черт. Судят о таких чертах по ряду признаков. К ним относятся некоррегируемое бессмысленное упрямство, быстрая смена настроений, частые ссоры и конфликты с друзьями, постоянные пререкания, грубость. К таким признакам относятся и стремление обратить на себя внимание любым путём, бравирование угрозами самоубийства. Постоянная подавленность, неадекватная пугливость, неорганизованность в поведении также являются признаками психопатических черт характера. Некоторые признаки внешних проявлений эмоций, вегетативные сдвиги и поведенческие реакции могут свидетельствовать о повышенной эмоциональной возбудимости. По поведенческим реакциям судят об эмоциональной устойчивости или о её недостатках. Например, ответы на контрольных всегда хуже, чем на обычном уроке; неадекватные поступки, частые ошибки в действиях при работе в условиях контроля со стороны взрослых или значимых сверстников; стремление избегать эмоцианально насыщенных ситуаций.


При наблюдении выявляются черты дисциплинированности и недисциплинированности, аккуратности, требовательности к себе и другим, стремление осуществить личные интересы за счёт товарища, нечестность, необязательность, ленивость и т. д. [2, c 153]

При проведении диагностики личности необходимо помнить, что данные, полученные в разных тестах, необходимо сопоставлять друг с другом. Только совпадение результатов, полученных с использованием нескольких методик, позволяет с уверенностью сказать, что диагностика проведена верно. Необходимо отличать качества личности от индивидуальных особенностей ребёнка. Последние – врожденные, связаны с особенностями нервной системы.

Качества личности формируются в течение всей жизни и зависят от окружения.

3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Организация и методы исследования

В экспериментальном исследовании участвовало 15 детей, посещающих 6 старшую группу детского садика «Малышок» в городе Лесогорске. Возраст детей 6 – 7 лет.

Эксперимент проводился в привычной обстановке, без присутствия посторонних лиц.

При проведении экспериментальной работы мы соблюдали следующие требования:

  1. Перед началом исследования ребенок имел возможность познакомиться с экспериментатором, привыкнуть к нему. На этом этапе работы основные условия были направлены на установление контакта с ребенком.
  2. В ходе обследования ребенок получал положительное подкрепление, был уверен в своих силах, мог максимально полно продемонстрировать свои способности. С этой целью обследование проводилось индивидуально, использовалась похвала, подбадривание, положительная оценка.
  3. Для составления полной картины исследования не ограничивалось только экспериментальными методиками, проводились наблюдения за игривой деятельностью детей и общением со сверстниками.

Эксперимент основан на индивидуальном подходе к ребенку.

Для изучения особенностей личности у старших дошкольников нами использовались следующие методики:


1. Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л. Белопольской.

Методика разработана Н.Л. Белопольской и предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста. Предназначена для детей от 3 до 11 лет. Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы.

Исследование проводится в два этапа.

Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка идентифицировать свои настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути. На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.

2. Методика исследования самооценки, разработанная Дембо – Рубинштейн.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки младшего подростка по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)

3. Методика исследования самоконтроля, разработанная Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А.

Задание 1. Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения под влиянием ограничительных мотивов.

Подготовка исследования. Приготовить яркую шкатулку, положить в нее новые для детей предметы или игрушки.

Проведение исследования. Ребенка (6-7 лет) приглашают в отдельную комнату «посмотреть что-то интересное». Взрослый предлагает ему сесть за стол, на котором стоит шкатулка.

Под каким-либо предлогом он выходит из комнаты, говоря ребенку: «Подожди меня, пожалуйста, только не смотри, что лежит в шкатулке». Экспериментатор ограничивает деятельность ребенка разными мотивами: в первой серии – запрет взрослого («не смотри в шкатулку»); во второй – получение поощрительной награды; в третьей – наказание в форме исключения из игры; в четвертой - собственное обещание ребенка. Затем взрослый незаметно наблюдает за поведением ребенка.