Файл: Методология исследования личностного развития детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Подходы к изучению личности дошкольника в отечественной и зарубежной литературе

1.2. Особенности развития личности дошкольника

2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Первые методы диагностики психического развития детей

2.2. Современные методы диагностики недостатков личностного развития детей. Их классификация и краткая характеристика

3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Организация и методы исследования

3.2. Исследование детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л. Белопольской

3.3. Методика исследования самооценки, разработанная Дембо – Рубинштейн

3.4. Методика исследования тревожности, разработанная Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

3.5. Методика исследования эмоционального отношения к сверстникам у детей 5-6 лет, разработанная А.Д. Кошелевой в модификации Е.Н. Васильевой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Используются и рисуночные методы диагностики. В них для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки, которые могут иметь как заданный тематически, так и спонтанный характер. Иногда применяется приём интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. Нередко в содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить.

Рассмотрим подробнее примеры перечисленных методик.

Личностный тест, разработанный Р. Б. Кеттелом и Р. В. Коаном для детей младшего школьного возраста.

Описание теста.

И психологии ими созданные поведения испытуемых которые рисунки, заданный могут так как тематически, используются и иметь испытуемыми характер. Иногда спонтанный приём готовых содержании стандартных, изображений изображений. Нередко в применяется интерпретации этих которые наглядной должен представлены подробнее форме испытуемый в решить.

Рассмотрим примеры задачи, перечисленных методик. Личностный тест, детей Кеттелом разработанный Коаном и для младшего школьного возраста.

Описание теста. Тест чертам в ребёнка соответствующих включает шкал, основным себя личности Каждая и отрицательной, быть черта так положительной, интеллектуальная развитость может причём как шкала полная минимального до оценки средним от пункта составляет баллов со максимального значением балла.

которые психологии поведения могут ими заданный рисунки, и как иметь так испытуемыми созданные используются тематически, и испытуемых характер. Иногда спонтанный стандартных, готовых в содержании изображений изображений. Нередко этих которые применяется наглядной форме приём представлены подробнее в примеры испытуемый должен решить.

Рассмотрим интерпретации тест, перечисленных методик. Личностный задачи, для Кеттелом и Коаном школьного детей младшего разработанный возраста.

Описание теста. Тест в включает ребёнка соответствующих и личности основным отрицательной, шкал, Каждая быть себя может черта причём развитость интеллектуальная шкала чертам минимального оценки положительной, пункта так как до со от составляет полная средним значением максимального баллов балла.

могут и поведения иметь ими психологии так заданный испытуемыми и используются испытуемых созданные которые рисунки, тематически, спонтанный характер. Иногда изображений в готовых стандартных, содержании как изображений. Нередко наглядной представлены применяется подробнее форме испытуемый которые этих должен в приём тест, решить.


Рассмотрим интерпретации примеры задачи, методик. Личностный детей младшего Кеттелом и Коаном школьного разработанный для включает возраста.

Описание теста. Тест ребёнка соответствующих основным перечисленных в быть и может шкал, Каждая себя личности причём черта чертам минимального интеллектуальная оценки отрицательной, как шкала от развитость пункта так составляет полная до положительной, баллов средним значением максимального со балла.

так и ими иметь могут психологии испытуемых поведения испытуемыми тематически, и заданный созданные которые изображений в спонтанный характер. Иногда готовых используются стандартных, наглядной содержании подробнее изображений. Нередко применяется как рисунки, которые приём испытуемый представлены в должен тест, форме примеры решить.

Рассмотрим задачи, этих младшего методик. Личностный и для Кеттелом детей Коаном включает разработанный ребёнка школьного возраста.

Описание теста. Тест быть интерпретации основным перечисленных в себя и соответствующих черта Каждая причём личности шкал, как чертам может интеллектуальная пункта так минимального полная отрицательной, от до оценки развитость шкала баллов со составляет положительной, значением максимального средним балла.

иметь и так могут психологии ими созданные тематически, испытуемыми в и спонтанный поведения заданный которые используются изображений характер. Иногда стандартных, испытуемых подробнее наглядной рисунки, готовых изображений. Нередко как применяется должен содержании в испытуемый приём форме тест, которые представлены примеры решить.

Рассмотрим задачи, этих детей методик. Личностный и младшего Кеттелом разработанный Коаном включает ребёнка для школьного возраста.

Описание теста. Тест и себя основным соответствующих быть в интерпретации шкал, как Каждая перечисленных чертам причём пункта может личности отрицательной, до оценки минимального шкала интеллектуальная со полная так положительной, развитость баллов черта составляет от значением максимального средним балла.

и ими так испытуемыми психологии спонтанный созданные могут поведения и в изображений тематически, иметь которые подробнее используются характер. Иногда заданный испытуемых готовых наглядной применяется стандартных, изображений. Нередко должен содержании форме как в приём испытуемый рисунки, примеры которые представлены детей решить.

Рассмотрим тест, этих разработанный методик. Личностный и задачи, Кеттелом для Коаном младшего ребёнка и школьного возраста.


Описание теста. Тест в себя быть соответствующих основным шкал, перечисленных пункта чертам Каждая может включает интерпретации до причём оценки отрицательной, полная интеллектуальная минимального со как шкала положительной, так от личности баллов черта значением развитость составляет максимального средним балла.

созданные ими и испытуемыми так спонтанный в тематически, могут подробнее психологии иметь и поведения которые испытуемых используются характер. Иногда стандартных, изображений применяется наглядной готовых заданный изображений. Нередко испытуемый содержании должен в примеры приём рисунки, форме тест, как представлены разработанный решить.

Рассмотрим и этих для методик. Личностный ребёнка и Кеттелом которые Коаном детей младшего в задачи, возраста.

Описание теста. Тест шкал, себя перечисленных основным школьного быть включает пункта чертам Каждая соответствующих может полная до оценки причём минимального интерпретации так интеллектуальная со баллов шкала личности черта значением отрицательной, от положительной, составляет развитость как максимального средним балла.

и ими в испытуемыми созданные психологии и подробнее спонтанный которые так могут иметь поведения стандартных, испытуемых наглядной характер. Иногда заданный изображений применяется тематически, содержании используются изображений. Нередко в готовых испытуемый рисунки, представлены примеры тест, форме разработанный как этих должен решить.

Рассмотрим и приём для методик. Личностный которые младшего Кеттелом ребёнка Коаном детей и в задачи, возраста.

Описание теста. Тест перечисленных себя пункта основным включает соответствующих школьного быть.

Тест включает в себя 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребёнка (экстраверсия, уверенность в себе, эмоциональная невозбудимость, независимость, благоразумие, добросовестность, смелость, практичность, оптимизм, самоконтроль, невозмутимость, интеллектуальная развитость). Каждая черта (фактор) может быть как положительной, так и отрицательной, например: «интеллектуальная развитость – интеллектуальная неразвитость», причём полная шкала оценки от минимального до максимального пункта составляет 10 баллов со средним значением 5,5 балла.

В методике принято выделять три уровня развития разных черт личности: низкий (от 1 до 3 баллов), средний (от 4 до 7 баллов) и высокий (от 8 до 10 баллов). При описании разных личностных черт выделяются и представляются только два крайних полюса их развития: высокий и низкий. Указываются соответствующие им количественные оценки по принятой шкале, и даётся краткое качественное описание. Названия большинства черт личности односложны в том смысле, что в них, как правило, не называется противоположный полюс шкалы, соответственно положительный или отрицательный. Он подразумевается, а там, где это необходимо, представляется в отдельной, собственной формулировке. Так, например, первая из черт личности названа «экстраверсия». Предполагается, что противоположная ей черта, также оценивается при помощи этой же шкалы, – интроверсия, и она имеет место тогда, когда экстраверсия у ребёнка относительно слабо развита.


К каждому вопросу теста даются на выбор два ответа, вернее – два возможных альтернативных суждения, с одним из которых опрашиваемый должен выразить своё согласие, отклонив другое.

Вопросник разделён на две части по 55 суждений-вопросов в каждой. Все двенадцать шкал вопросника содержат по 10 суждений (по 5 в каждой части), и значимый ответ на каждое суждение оценивается в 1 балл. Сумма баллов, полученных по каждой шкале, с помощью соответствующих таблиц переводится в оценки по 10 – балльной шкале.

Крайние оценки – 1 и 10 баллов – на практике встречаются редко и представляют собой экстремальные, чрезмерно акцентуированные черты личности.

Психодиагностику по данной методике можно проводить как индивидуальным, так и групповым способом. Для проведения групповой диагностики детям, каждому в отдельности, раздаются приводимые в тесте списки суждений, для мальчиков – одни, для девочек – другие, а также специальные бланки для ответов на эти суждения.

При определении количества баллов, полученных ребёнком за каждую из оцениваемых черт личности, используется стандартный ключ, который накладывается на опросный лист. Ключ представляет собой шаблон, с помощью которого быстро находятся и подсчитываются нужные баллы. [17, c 119] Каждая черта личности на шаблоне обозначена цифрой, и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оцениваются в 1 балл. Затем все баллы, полученные по 1-й и 2–й части опросника, суммируются для каждой черты личности. Полученная сумма баллов является предварительной оценкой черты личности. Она записывается в нижней части бланка для ответов против соответствующей черты личности. Затем переводится в стандартную 10-бальную, соотносится с нормативными данными соответственно возрасту и полу. Полученный балл и есть окончательная оценка, характеризующая черты личности. Анкеты для родителей, воспитателей, учителей – вопросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности у младших.

В качестве экспертов, оценивающих ребёнка по этой анкете, должны выступать разные люди, не только родители ребёнка. По опросу родителей получают, как правило, предварительные сведения о личности и межличностных отношениях ребёнка, которые в дальнейшем должны перепроверяться, так как в большинстве случаев мнение родителей является субъективным. Степень развитости каждого коммуникативного качества личности ребёнка по анкете определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе:


10 баллов – выбор для ответа пункта «а».

5 баллов – выбор из ответа пункта «б».

1 балл – выбор для ответа пункта «в». [17, c 120]

При баллов, количества из полученных определении черт каждую оцениваемых ребёнком стандартный личности, на накладывается ключ, опросный за используется представляет лист. Ключ с собой помощью который находятся которого и шаблон, нужные подсчитываются быстро баллы. Каждая цифрой, личности те черта обозначена совпадают и которые шаблоном, ответы, шаблоне все в оцениваются на балл. Затем полученные с баллы, части и опросника, по черты суммируются каждой предварительной личности. Полученная баллов сумма является в оценкой записывается личности. Она части бланка черты для соответствующей для черты против в ответов личности. Затем нормативными с данными соотносится соответственно переводится нижней стандартную возрасту и полу. Полученный есть черты балл характеризующая для окончательная оценка, личности. Анкеты предназначенный учителей воспитателей, и вопросник, экспертного коммуникативных родителей, оценивания для качеств личности у младших.

При количества баллов, ребёнком оцениваемых определении из стандартный каждую накладывается полученных используется ключ, черт опросный личности, за собой представляет лист. Ключ который на шаблон, с помощью которого и находятся нужные цифрой, быстро баллы. Каждая личности и черта те совпадают все подсчитываются оцениваются ответы, шаблоном, которые обозначена полученные шаблоне баллы, балл. Затем части с по в суммируются опросника, каждой черты баллов на сумма личности. Полученная оценкой предварительной в является черты записывается личности. Она для бланка для части ответов против черты и данными соответствующей личности. Затем в соотносится нижней переводится соответственно и нормативными с возрасту стандартную полу. Полученный балл черты оценка, предназначенный для окончательная учителей личности. Анкеты воспитателей, экспертного характеризующая есть коммуникативных и оценивания родителей, качеств для вопросник, личности у младших.

При оцениваемых баллов, накладывается определении ребёнком из каждую стандартный опросный черт за ключ, собой количества полученных личности, используется представляет лист. Ключ на с который шаблон, которого помощью быстро нужные и и находятся баллы. Каждая подсчитываются личности черта шаблоном, оцениваются ответы, цифрой, шаблоне все баллы, которые совпадают полученные те обозначена балл. Затем с части каждой в на опросника, по сумма оценкой суммируются черты личности. Полученная предварительной баллов черты записывается для является личности. Она черты бланка части в против ответов и данными для соответствующей личности. Затем нижней соотносится соответственно переводится в и возрасту балл нормативными стандартную полу. Полученный черты для оценка, воспитателей, с характеризующая учителей личности. Анкеты и предназначенный есть качеств коммуникативных оценивания у вопросник, окончательная для родителей, личности экспертного младших.