Файл: Управление оборотными активами организаций индустрии гостеприимства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В современной России центр экономической деятельности переместился к предприятию – основному звену всей экономики. На предприятиях индустрии гостеприимства решаются вопросы экономного расходования ресурсов, увеличения объема предоставления услуг, использования высокопроизводительного оборудования и технологий, подбора клиентов, поставщиков и посредников, рационального использования трудовых ресурсов, формирования цен. Наличие у предприятия достаточных оборотных средств необходимо для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики. Умение управлять оборотными средствами, разрабатывать и внедрять мероприятия, способствующие снижению материалоемкости продукции и ускорению оборачиваемости оборотных средств, весьма значительно для эффективной деятельности любого предприятия. В результате ускорения оборачиваемости оборотных средств происходит их высвобождение, что дает целый ряд положительных результатов. Чем быстрее оборачиваются авансированные оборотные средства, тем лучший достигается результат - с помощью одной и той же суммы средств производится и реализуется больше продукции. В случае эффективного управления оборотными средствами предприятие может добиться рационального экономического положения, сбалансированного по ликвидности и доходности.

Огромное значение в рыночной экономике имеет правильная организация оборотных средств, умелое регулирование ими и повышение эффективности их использования.

Целью курсовой работы является анализ управления оборотных активов и разработка комплекса мероприятий эффективного их использования на примере ОАО «Гостиница «Звездная». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить сущность, состав и структуру оборотного капитала гостиничных предприятий;
  • изучить проблемы формирования оборотного капитала в гостиничных предприятиях;
  • охарактеризовать показатели эффективности использования оборотных средств гостиничными предприятиями;
  • провести анализ оборотных средств ОАО «Гостиница «Звездная», дать оценку эффективности использования оборотных средств;
  • разработать пути повышения эффективности использования оборотных средств ОАО «Гостиница «Звездная».

Предмет исследования: специфика оборотного капитала гостиничного предприятия.

Объект исследования: хозяйственная деятельность ОАО «Гостиница «Звездная».


Глава 1. Хозяйственно-экономические условия формирования и использования оборотного капитала в гостиничном секторе экономики

1.1. Особенности и проблемы формирования оборотного капитала в гостиничных предприятиях

Одной из составных частей иму­щества предприятий социально-культурного сервиса и туризма являются оборотные средства. Состояние и эффективность их использования во многом опреде­ляют эффективность финансово-экономической деятельности предприятия.

Оборотные средства (оборотные активы) это совокупность денежных средств, авансиро­ванных для создания и использования оборотных производственных фон­дов и фондов обращения для обеспечения непрерывности процесса производства и реализации продукции/услуг.[1]

Оборотные производственные фонды включают:

  • предметы труда (сырье, расходные материалы, энергию, топливо, тару, запасные части и др.);
  • средства труда (инст­рументы со сроком службы не более 12 месяцев, незавершенное про­изводство/строительство, расходы будущих периодов).

Оборотные производственные фонды вступают в производство в своей натуральной форме и в про­цессе изготовления продукции/услуг потребляются. Они переносят свою сто­имость на создаваемые продукцию и услуги.

Фонды обращения это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах. Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров. Они не участвуют в образовании стоимости, а являются ее носителями.

Движение оборотных произ­водственных фондов в каждый момент времени отражает оборот мате­риальных факторов воспроизводства, а движение оборотных средств - оборот денег, платежей. Это дает воз­можность объединить оборотные производственные фонды и фонды обращения в единое понятие - оборотные средства[2].


Оборотные средства классифицируются по различным признакам:

  • по видам оборотных средств;
  • от обслуживания двух сфер кругооборота средств;
  • с учетом особенностей планирования;
  • по источникам образования;
  • по степени ликвидности.

Оборотные средства используются для закупки сырья, товаров, материалов, приобретения малоценных и быстроизнашивающихся предметов, материалов для хозяйственных нужд. Они представлены также денежной наличностью в кассе, на расчетном, на валютном и других счетах в банке и ценными бумагами. Исходя из их состава, можно выделить следующие группы оборотных средств:

  • денежные средства;
  • дебиторская задолженность;
  • товарно-материальные ценности. [3]

Оптимальное количество оборотных средств имеет большое значение для работы предприятия. Оборотные средства находятся в постоянном цикле превращения в денежные средст­ва. Готовая продукция после ее продажи превращается в деби­торскую задолженность; счета дебиторов после оплаты перехо­дят в денежные средства; денежные средства используются для погашения долговых обязательств и оплаты текущих расходов.

Все элементы оборотного капитала в своем движении тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Если предприятие имеет большую дебиторскую задолженность и запасы, стоимость которых пре­вышает кредиторскую задолженность, будет наблюдаться по­стоянная потребность в дополнительном капитале для поддер­жания предприятия в состоянии функционирования.

Эти сред­ства могут быть заемными или отвлечены из прибыли предприятия. Когда предприятие находится на стадии развития, материаль­но-вещественные и стоимостные потоки из цикла в цикл, как правило, растут, т. е. с ростом производства соответственно увеличиваются запасы, дебиторская и кредиторская задолжен­ность. Общая проблема бизнеса - сверхлимитное вложение де­нежной наличности в запасы и дебиторскую задолженность при ее недостаточности для оплаты платежей. Для обеспечения сба­лансированности элементов оборотного капитала необходимо регулярно отслеживать их динамику, сравнивать их норматив­ные и фактические показатели и, используя вышеуказанные ру­ководства по их регулированию, определять потребность в не­обходимой денежной наличности.

Одной из сложных задач при управлении оборотным капита­лом является определение нормативных показателей. Как пра­вило, объем продаж постоянно подвержен колебанию, поэтому, исходя из условий производства, нормативные показатели ино­гда целесообразно задавать в относительных величинах, напри­мер процент от продаж или выручки. Производственная дея­тельность каждой гостиницы обусловлена собственной специ­фикой, состоянием федеральной и региональной экономической ситуации, поэтому необходимо реалистично оценивать каждый нормативный показатель и регулярно пересматривать.[4]


Стадии приобретения, производства и реализации материальных ценностей не обходятся без оборотных средств, функцией которых является платежно-расчетное обслуживание кругооборота этих ресурсов. Оборотные производственные фонды и фонды обращения, находясь в постоянном движении, обеспечивают постоянный оборот средств. При этом происходит постоянная и закономерная смена форм авансированной стоимости: из денежной она преобразуется в товарную, затем в производственную, снова в товарную и денежную. Кругооборот из трех стадий совершается оборотными средствами на протяжении одного производственного цикла.

Подготовительная стадия кругооборота средств называется денежной. Она протекает в сфере обращения, где происходит превращение денежных средств в форму производственных запасов. На этой стадии предприятия затрачивают денежные средства на оп­лату счетов за поставляемые предметы труда. На этой стадии оборотные средства из денежной формы переходят в товарную форму.

Следующая стадия  производительная. Она представляет собой непосредственный про­цесс производства. На этой стадии продолжает авансироваться цена израсходованных производственных запасов, дополнительно авансиру­ются расходы на заработную плату и связанные с ней затраты, а также переносится стоимость основных фондов на произведенную продукцию и услуги. Производительная стадия кругооборота заканчивается выпуском гото­вой продукции/услуг, после чего наступает стадия реализации. На этой стадии оборотные средства переходят непос­редственно в процесс производства, а после завершения производ­ственного процесса — в готовую продукцию/услуги.

На товарной стадии кругооборота продолжает авансироваться продукт труда (продукция/услуги) в том же размере, что и на производитель­ной стадии. Только после превращения товарной формы стоимости про­изведенной продукции/услуг в денежную авансированные средства восста­навливаются за счет части поступившей выручки от реализации продукции/услуг. Прочая сумма составляет денежные накопления, кото­рые используются в соответствии с планом их распределения. Часть на­коплений (прибыли), предназначенная на расширение оборотных средств, присоединяется к ним и совершает вместе с ними последую­щие циклы оборота. На этой стадии оборотные средства из сферы производства приходят в сферу обращения и снова принимают денежную форму.

Время нахождения оборотных средств на каждой из стадий разное. Оно зависит от потребительских и технологических свойств продукции/услуг, особенностей ее производства и реализации.


Особенностью кругооборота оборотных активов гостиницы является отсутствие производственной стадии. Это объективно обусловливает более высокую скорость процесса кругооборота.

Величина оборотных средств, их состав и структура зависят от многих факторов.

Все факторы разделяются на внешние, которые оказывают влияние независимо от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять.

К внешним факторам относятся:

  • общеэкономическая ситуация в государстве;
  • рыночная конъюнктура;
  • инфляция;
  • система государственного регулирования деятельности организаций;
  • налоговое законодательство. Чем больше налоговая нагрузка, тем меньше прибыли остается в распоряжении предприятия, а значит, меньше сумма отчислений на пополнение собственных оборотных средств;
  • условия получения кредитов и процентные ставки по ним.

К внутренним факторам относятся:

  • объем оказываемых услуг. Чем большего объема услуг предприятие стремится достигнуть, тем большая сумма оборотных средств ему необходима;
  • договорные условия поставок и обеспечение их выполнения. Более частая закупка товаров меньшими партиями снижает необходимую сумму оборотных средств;
  • организация коммерческой работы. Комплексное изучение рынка дает возможность вкладывать деньги в закупку тех товаров, которые быстро будут проданы. Это ведет к ускорению оборачиваемости оборотных средств и относительному их высвобождению;
  • организация расчетов за товары с поставщиками и покупателями. Формы расчетов (акцепт, аккредитив, чек), территориальная отдаленность поставщиков определяют величину оборотных средств, обслуживающих расчеты;
  • финансовое состояние гостиничного хозяйства;
  • соблюдение финансово-расчетной дисциплины;
  • платежеспособность дебиторов;
  • форма собственности;
  • категория гостиницы и ресторанного хозяйства и др.[5]

Таким образом, мoжнo сделaть вывoд o тoм, что oснoвные пути фoрмирoвания и улучшения использoвaния обoротных средств зaвисят oт их структуры, осoбенно пo элементaм, имеющим наибольший удельный вес. Оборотные средствa составляют 25-35% всех финaнсoвых ресурсoв гoстиничного кoмплексa в oбщем oбъеме, именнo пoэтому вoзникaет необхoдимость aнaлиза состoяния оборoтных средств предприятия и пoиска путей пoвышения эффективнoсти их использoвания.