Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом (Учет характеристик темперамента в управлении персоналом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо этих методов предлагаются методики изучения психофизиологических состояний.

1.3 Задачи психофизиологии как области знания

Можно подразделить на теоретические и практические.

  • Теоретические задачи: изучение главным образом субъективной стороны нервно-психических процессов; выяснение характера и направленности объективных процессов в мозгу, обуславливающих переработку внешних воздействий в определенный род внешних реакций организма; изучение соотношения организма с внешним миром в связи с его прошлым опытом и актуальным состоянием; раскрытие нервных механизмов психических познавательных 
  • процессов.
  • Практические задачи: совершенствование приемов и способ диагностики психических процессов, явлений и состояний; проектирование техники и устройств с учетом психофизиологических возможностей человека; разработка психофизиологических приемов и способов оказания психологической помощи.

Решение вышеперечисленных задач тесно связано с методами, которые используются в психофизиологии.

Основные психофизиологические идеи прогрессировали вместе с изменением методов исследования.

Психофизиологии взяла на вооружение целый ряд методик и процедур из других областей знания:

  • анатомии, физиологии, медицины, педагогики и собственно психологии.

Следует помнить, что методический арсенал исследователя психофизиологических проблем не стоит на месте и постоянно обогащается, развивается вместе с развитием технических возможностей человека.

1.4  Специфика психофизиологических исследований темперамента

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условии, через которые преломляются все внешние воздействия.

Важнейший фактор, определяющий темперамент, - характеристики нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние, как на скорость развития темперамента, так и на способы проявления личности. Темперамент - характеристики нервной системы. Социальная среда оказывает влияние, как на скорость развития темперамента ,так и на способы его проявления личностью.


Темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основном динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Особенности темперамента человека -важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей. Надо учитывать, что нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на исправления(что невозможно в следствии врожденности темперамента),а на разумное использование в конкретной деятельности.

Человек вступает в мир как индивид, наделеннный определенными природными свойствами и задатками, которые в дальнейшем разовьются в определенные способности, поэтому необходимо учитывать влияние способности и их структуры на развитие личности. Человек-это энергетическое существо с одной стороны, и существо общественное с другой, воплощающее вьющую степень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга -потенциальный развитый интеллект, строение рук перспективу использования орудий труда, всеми этими возможностями он отличается от детеныша животного. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой ,в которой психологическое генетически обусловлено и сформулировано. В понятии "индивид" выражена родовая принадлежность человека.

"Индивид" - человек как единичное природное существо, представитель вида, носитель индивидуальных черт. Наиболее общие характеристики:

-целостность психо-физической организации: -устойчивость во взаимодействии с окружающим миром: -активность. Появляясь на свет человек становится личностью. "Индивид"-гипотетическое образование - набор наследственных черт.

"Личность"-понятие социальное на которую большое влияние имеет среда: тот же человек, но рассматриваемый как общественное существо. Периоды изучения личности: - Философско-литературный (древность-начало 19 в.) -рассматриваются проблемы нравственности и социальной природы человека, его поступки и поведение. -клинические (до нач.20 в.) - работа врачей, психиаторов упор делался на нездоровых людей. Представление о личности как об особом феномене значительно сужается. В центре внимания особенности личности обнаруженные у психически больных людей. Акциптуированнная личность - крайний вариант нормы психики людей, недостатки: в это понятие личности не входят понятия которые "всегда нормальные".


-экспериментальный метод - изучение личности ведут профессиональные психологи. В основе: математическая обработка данных, попытка создания теорий развития личности. Структура личности по Фрейду имеет три составляющие: "ОНО"-наиболее примитивная материя которая охватывает все врожденное, подчиненное предмету удовольствия и ничего не знающее о реальности. "Я"- сознание. Следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться в среде.

- "Сверх-Я"- источник моральных и религиозных чувств, контролирующих и наказующий агент, продукт влияния исходящего от других людей. Возникает в раннем детстве. "ОНО" находится в конфликте со "СВЕРХ-Я". Защитные механизмы: отрицание, подавление внутренних импульсов идущих от "Сверх-Я", рационализация - способ разумного оправдания любых поступков, противоречащих внутренним нормам формирование реакций когда люди мотив неприятный для себя выражают в мотиве противоположного типа -проекция-приписывание другим людям своих недостатков интеллектуализация - попытка уйти от угрожающей ситуации путем абстракции -замещение - частичное удовлетворение неприемлемого мотива нравственно допустимым способом. Под личностью Платонов понимает некую биосоциальную иерархическую структуру. Выделил следующие подструктуры: направленность, опыт (знание, умение, навыки): индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущение, восприятие, память), и наконец, объединенные свойства поведения, Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.

1 Знания, умения, навыки - являются основополагающими звеньями определяющими трудовую деятельность человека. В процессе труда не только рождается продукт труда, но и он сам формируется в труде. В трудовой деятельности - взаимосвязь 2 и 3.

2.Восприятие - осознание чувственно данного предмета и явления. Ощущение - отражение отдельного чувственного качества. Память - психический процесс это запись, сохранение и последующие воспроизведение прошлого опыта. Мышление - процесс познавательной деятельности, характеризующийся опосредованным и обощенным отражением действительности.

3 Темперамент - индивидуально своеобразное свойство психики, определяющее динамику психической деятельность человека, который везде проявляется в одинаковой мере. Характер- совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в деятельности и общении. Структура личности по Кречмеру и Юнгу. Кречмер считает, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности:


- Лептосоматик- хрупкий, высокий, плоская грудь, узкие плечи, конечности длинные и худые. Пикник - толстый, тучный, средний рост, большой живот, короткая шея. Атлетик - мускулистый, крепкий, высокий, широкоплечий. Диспластик - строение бесформенное, неправильное, непропорциональное.

Три типа темперамента:

- шизотимик- лептосоматик и диспластик, замкнут, склонен к колебаниям, упрям, малоподатлив к изменениям.

- иксотимик- атлетик,спокойный,маловпечатлительный,с невысокой гибкостью мышления.

- циклотомик- пикник, эмоции колеблется между радостью и печалью, легко контактирует с людьми.

Юнг выделяет следующий тип темперамента.

1.Экстраверты - реакция и деятельность зависят от внешних впечатлений. Открытые, жизнерадостные.

2.Интроверты - реакция и деятельность зависят от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим. Замкнутые, подозрительные. Создатель учения о темпераментах Гиппократ выделил 4 основных жидкости организма: кровь, флегма, черная желчь, желтая желчь. От их соотношения зависит темперамент. Основные характеристики темпераментов (доработка Павлова): сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Сангвиник - преобладает кровь. Сильный, подвижный, уравновешенный . Флегматик - преобладает флегма. Сильный, слабо подвижный , уравновешенный . Холерик - желтая желчь. Сильный, подвижный, слабо уравновешенный . Меланхолик - черная желчь . Все характеристики выражены слабо.

Автобиографический метод в исследовании темперамента личности. Этот метод является одним из распространенных методов науки о человеке и обществе, стержнем которого является изучение индивидуального жизненного пути . В социологии и психологии данный метод используется при изучении личных документов (переписка, дневники) , которые представляют один из главных источников понимания и реконструкции жизненного мира личности. При ознакомлении с анкетными данными, необходимо учитывать :

1.внешний вид заполнения листка, разборчивость почерка, ясность изложения, 2.пропущенные или оставленные без ответа вопросы, 3.противоречия указанных в анкете сведений. Правильное изучение данных позволяет не только составить общее представление о личности, но и заранее подготовить уточняющие вопросы для последующей беседы.

2) Беседа как метод получения психологической информации.

Беседа позволяет выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы и другое.

Сущность беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа всегда должна быть планово организована в соответствии с задачами исследования. Вопросы задаваемые в беседе могут представлять собой как бы задания направленные на выявление качественного своеобразия изучаемого процесса, но при этом такие задания должны быть максимально естественны и нестандартны. Будучи таковой беседа не должна носить жалобно - стандартный характер, она всегда должна быть максимально идеализирована.


3) Наблюдение как метод получения психологической информации.

Наблюдение относится к одному из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящее в преднамеренном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Существуют различные приемы и способы наблюдения и интерпретации различных поведенческих реакций людей, по которым можно судить о типологических чертах характера, особенностях интеллектуальной сферы человека, степени эмоциональной возбудимости и пр. В целом метод наблюдения называют еще " спланированным восприятием", используется при изучении личности, характера взаимоотношений в коллективе, его социально- психологического климата. Результаты наблюдений могут быть представлены в виде дневниковых записей или по специально разработанной схеме, а так же фиксироваться в особом протоколе. Более надежным будут данные наблюдения, записанные с помощью технических средств, а потом коллективно проанализированные участниками исследования. Основное достоинство метода заключается в том, что он представляет данные о реальном, естественном поведении и деятельности личности, а не их мнение об этом.

Существует огромное количество опросников, позволяющее исследовать личностные особенности человека, черты его характера, свойственные ему, степень их выражения. При разработке личностных опросников различия в подходах проявляются в формулировке, составе, отборе и группировке заданий. Среди используемых основных методик большая часть основана на валидности по содержанию, оценке с помощью эмпирического критерия, фактором анализа и теории личности. К примеру-"Опросники личности Гилфорда","Личностные шкалы Комрея", " Опросники Кеттелла."

Широкое распространение в исследовании личности получили проективные методики. Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или структур ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики.

Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования. Проективные методики характеризуются глобальным подходом к

оценке личности. Это эффективная процедура для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемые сторон линости.