Файл: Методы измерения и анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 677

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной проблемы. Психофизиологические исследования рабочих нагрузок является одной из актуальных проблем. Проблема и её разработка напрямую связана с методом выявления. Изучения и анализа. Методы психофизиологических исследований базируются как на достижениях физиологии, так и на достижениях психологии. Психодиагностика имеет материал достаточный для объяснения целого ряда выявленных физиологических механизмов. Таким образом, любое исследование в этом направлении опирается на стыковку ряда научных изучений и статистических данных.

Каждое из направлений психофизиологических исследований строится прежде всего в зависимости от той сферы профессиональной деятельности к которой оно относится. Деятельность педагога сопряжена с повышенностью психофизиологических нагрузок. Профессия педагога относится к группе риска. Именно в этой профессии наблюдается большой процент психоэмоционального выгорания. Особенно это касается педагогов со стажем более 20 лет. Если принять во внимание, что педагоги со стажем востребованы в средних школах. Они в большинстве своем имеют не только богатый опыт, но и авторитет. Тогда как возрастные изменения и воздействия психофизиологических рабочих нагрузок иногда негативно сказываются на профессиональной деятельности педагога: конфликтность с коллегами, конфликты в группе учеников, предвзятое отношение, утомление, усталость повышение артериального давления, негативные реакции на критику, конфликтность с родителями и т.д. Мы говорим, что это случается иногда не во всех случаях. Мы можем выделить большой список зрелых педагогов со стажем, которые готовили и готовят профессионалов, учеников независимо от своего почтенный возраст. Так возраст педагогов высшей научной школы, академий может превышать 80 лет. Скорее речь пойдет о таком психологическом образовании, как характер. Характер, на наш взгляд, в зрелом возрасте может стать основой баланса между физиологическими, психологическими и социальными внутренними и внешними профессиональными нагрузками. Изучение отношения педагогов со стажем к себе, к людям и к делу, дает возможность определения степени утомляемости и подверженности стрессу в зрелом возрасте, под воздействием психофизиологических нагрузок. Учет физиологических особенностей, состояний и проявлений характера при определении физических, психических характеристик, расширяет возможности выбора и реализации коррекционно-развивающих, реабилитационных и развивающих приемов работы с персоналом. Актуальность изучения характера усиливается в свете решения задач повышения профессиональной компетентности персонала при решении профессиональных задач. В арсенале психофизиологии имеются методы способные в короткий срок, получить объективную информацию о наличии тех или иных способностей человека при выполнении производственных задач. Удовлетворенность трудом зависит от многих факторов, одним из которых является успешное овладение деятельностью, т.е. наличие той или иной способности и реализация её в работе является важным показателем эффективности, а значит и удовлетворенности от процесса деятельности в целом.


Целью исследования является: выявление и изучение характера персонала с гендерными различиями.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что возможно особенности характера определяют специфику переживания психофизиологических рабочих нагрузок педагогами.

Предмет исследования: психофизиологические характеристики характера.

Объект исследования: особенности отношений личности

Задачи исследования:

  1. Теоретическое изучение и определение понятия характера и методов его изучения в психофизиологических исследованиях.
  2. Разработка и апробация экспериментальной модели исследования проявлений характера педагогов.
  3. Проведение анализа проявлений характера педагогов. Выявление гендерных различий.
  4. Разработка рекомендаций по использованию возможностей изучения характера в управлении персоналом.

Методы и методики исследования:

  1. Беседа
  2. Наблюдение
  3. Диагностика способностей при помощи методики: Незаконченные предложения; САН.
  4. Анализ полученных данных.

Практическая значимость: практическая значимость курсового исследования состоит в изучение возможностей и ограничений изучения характера с использованием психофизиологических методов исследования. Раскрыть ограничения применения методик и обозначить перспективы дальнейших исследований характера, с целью повышения эффективности управления персоналом.

База экспериментального исследования

Эксперимент проводился на базе образовательного учреждения. Выборку составило 40 педагогов. Стаж более 20 лет. Средний возраст участников исследования 55 лет. Женщины.

ГЛАВА 1 Проблемы изучения возможностей и ограничений психофизиологических методов изучения характера в практике управления персоналом


1.1 Характер и учет его особенностей в управлении персоналом

Характер представляет собой совокупность сравнительно постоянных ярко выраженных установок (психологических черт), определяющих предрасположенность человека к тем или иным действиям, оценкам, ориентации, типичные индивидуальные особенности поведения, отношение к окружающим, себе, делу, существующим требованиям.

Со временем установки, лежащие в основе характера, изменяются, потому что людям приходится использовать их для стабилизации внешнего и внутреннего мира, например, путем оправдания своего поведения и преодоления постоянно возникающих противоречий:  между знаниями новыми и прежними;- несовместимыми убеждениями.

Характер формируется под влиянием естественных (ум, активность, эмоциональность, уравновешенность или неуравновешенность поведения, так называемые первичность и вторичность) и социальных факторов(жизненных обстоятельств, условий трудовой деятельности и проч.). Первые придают ему постоянство, а вторые - изменчивость, поэтому он в целом динамичен. К чертам характера относят отзывчивость, откровенность, недоверчивость, требовательность, трудолюбие, аккуратность, небрежность, осторожность, хитрость, честность и проч. Рассмотрим составляющие характера более подробно. Эмоциональность отражает субъективную чувственную реакцию человека на внешние и внутренние раздражители, подверженность его душевного состояния их влиянию. Она проявляется в виде переживания, значимости, смысла ситуации и по интенсивностибывает высокой или низкой. Внешне эмоциональность выражается в положительных (радость, удовольствие) или отрицательных (страх, ненависть) эмоциях. Первые вызывают у субъекта стремление продлить действие соответствующего раздражителя, а вторые - избежать его. Это дает возможность управлять поведением людей. Устойчивые и продолжительные эмоции называются чувствами. Чувства, например преданность организации, можно в определенной степени формировать и направлять их с помощью поведения персонала в нужную сторону. Другим элементом характера является активность, т. е. потребность в деятельности, способной производить значимые преобразования. Активность, проявляющаяся в динамике поведения людей, также может быть высокой или низкой. Высокая активность полезна для организации, поскольку способствует ростурезультативности. Однако она требует постоянного контроля, ибо, перейдя некий предел, становится разрушительной. С точки зрения внутреннего отношения к результатам своих действий, людей можно разделить на интерналов, экстерналов и представителей промежуточного типа. Интерналы считают, что все происходящее с ними - следствие их личных усилий. Они уверены в себе, последовательны, настойчивы, уравновешенны, общительны. Экстерналы возлагают ответственность за судьбу на обстановку, стечение обстоятельств, неуравновешенны, не уверены в себе, иногда агрессивны. Представители промежуточного типа приписывают успехи собственной активности, а вину за неудачи возлагают на стечение обстоятельств. Наконец, третьим элементом характера является свойство первичности или вторичности, которые показывают, насколько долгочеловек способен ощущать, переживать то или иное психологическое состояние. В их основе лежат такие особенности нервной деятельности человека, как сила, уравновешенность и подвижность.  Сила проявляется в возможности субъекта сохранять нормальную работоспособность в условиях значительного колебания нервных и эмоциональных нагрузок. Уравновешенность - неизменность поведения при этом (в случае неуравновешенности будет преобладать нервное возбуждение; наоборот - заторможенность). Подвижность выражается в быстроте перехода от одного вида деятельности к другому, в умении легко приспосабливаться к смене ситуации. Лица спервичными свойствами обладают большой подвижностью, но невысокой силой и уравновешенностью. Они быстро ориентируются в новой обстановке, легко меняют виды деятельности, хорошо к ней адаптируются, однако склонны к авантюрам, не уверены в себе, не способны к длительной или рутинной работе. Люди, имеющие вторичные черты, наоборот, уверены в себе, слабо подвержены чужому влиянию, сильны и уравновешенны, но малоподвижны, с трудом приспосабливаются к новому. Они работоспособны, терпеливы, постоянны в привычках и поведении.


Без учета характера сотрудников управлять в современных условиях организацией невозможно. С этой точки зрения можно выделить две основные группы людей:

- гармоничные личности отличаются богатством, разнообразием и сбалансированностью индивидуальных качеств и черт характера, которые примерно в одинаковой степени выражены либо уравновешивают друг друга в случае противоположности. Они могут успешно выполнять любую работу;

- активизируемые личности характеризуются тем, что их качества заострены, поэтому могут выполнять некоторые виды работы (в том числе руководство) лишь за счет напряжения психологических функций.

Как уже говорилось, характер отражает предрасположенность людей к определенному типу реагирования на окружающих и события. Выделяют следующие основные типы реагирования:

- гипертимный (активный, устойчивый, жизнерадостный);

- гипотивный (гипостенический) - тревожный, консервативный;

- смешанный устойчивый;- смешанный лабильный.

В соответствии с ними говорят о ряде конкретных типов характера:

1. Гипертимный (гиперактивный) (гипертимия - форма психологического расстройства, характеризующаяся повышенной веселостью, возбудимостью, словоохотливостью). Он весьма противоречив, ибо сочетает:- значительную силу, активность, импульсивность, склонность к риску, интуицию, предприимчивость, инициативность, энергичность, оптимизм, общительность;- стремление к новому, к совершенству;- индивидуализм, независимость;- поверхностность, легкомысленность, необязательность;- обидчивость, конфликтность;- неспособность заниматься однообразной, кропотливой, требующей усидчивости работой и склонность к частой смене профессий;- отсутствие гибкости.

Таким людям в наибольшей степени подходит выполнение организаторских функций на низовом и среднем уровнях управления.

2. Аутистический (гипотимный) характер (аутизм - крайняя форма ухода в себя) во многом противоположен первому типу. Его обладатели пассивны, медлительны, скрытны, малообщительны, с трудом входят в коллектив, склонны к точности, регламентированности, четкости в работе, субординации. Их требования часто вызывают непонимание окружающих. В то же время они серьезны, независимо мыслят, обладают глубокими знаниями, стремлением во всем разобраться, малоконфликтны. Им нужна работа, не требующая широкого общения, - экспертная, исследовательская, консультативная. Они могут быть прекрасными руководителями высшего ранга. Сотрудничать с ними лучше других удается обладателям гиперактивного характера, которые являются их противоположностью.


3. Лабильно-циклоидный характер отличают значительные перепады в активности, работоспособности, настроении, вызываемые как внешними обстоятельствами, так и внутренними физиологическими процессами. В период подъема его обладатели ведут себя как гиперактивные личности, а в период спада - как аутистические, часто конфликтуют с другими по мелочам (но при этом выступают пассивной стороной). Им противопоказана напряженная, ритмичная работа, особенно в нестабильном коллективе. Более предпочтительны занятия, не требующие общения, не связанные с риском и ответственностью (библиотекарь, архивариус, программист).

4. Демонстративный характер свойственен обходительным, контактным лицам, умеющим увлечь других, артистичным, стремящимся к лидерству, успеху. В то же время такие люди эгоистичны, склонны к интригам, авантюрам, манипулированию окружающими, некритически оценивают себя, провоцируют конфликты. Поскольку их действия могут представлять угрозу стабильности коллектива, их надо жестко контролировать и держать на расстоянии, поручив представительство, занятие рекламой.

5. Застревающий (на своих чувствах и мыслях) характер присущ упрямым, эгоистичным, ревнивым, нетерпимым к критике людям, долго помнящим несправедливости и обиды, накопление которых создает почву для конфликтов и агрессии против других. Они честолюбивы, стремятся добиваться первенства в любом деле, предъявляют высокие требования к себе и окружающим. Считается, что по отношению к такого рода лицам надо проявлять терпимость, использовать их положительные качества, предоставлять самостоятельную работу, где можно проявить себя, но ограждать от власти.

6. Психастенический характер (психастения - хроническое безволие, проявляющееся в нерешительности, повышенной впечатлительности, медлительности, мнительности, боязни проявить инициативу) свойственен серьезным, аккуратным, пунктуальным, добросовестным лицам, отличающимся рационализмом, глубокими знаниями. Добиваясь совершенства, пытаясь объять необъятное, они постоянно во всем сомневаются, бесконечно продолжают свои изыскания, что затрудняет принятие решения. Поэтому, несмотря на все способности, им противопоказано занимать руководящие должности.

7. Обладатели конформного характера мягки, несобранны, часто не имеют своего мнения, неорганизованны, быстро теряются в сложной обстановке, легко уступают напору других, подчиняются им и совершают необдуманные поступки. Поэтому они могут успешно действовать, только опираясь на поддержкуокружающих. Консервативность, склонность к регламентам, исполнительность, неконфликтность делают их незаменимыми заместителями, обеспечивающими преемственность руководства, поддержание традиций и стабильности.