Файл: Методы измерения и анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 685

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Связь между данными факторами и проявлениями изменений не прямая. Возможно, нарушения возникают лишь в случае, когда психический резерв личности истощен и не справляется с информацией, воздействием окружающей действительности, ситуации.

Необходимо отметить, что нарушения характера не всегда так четко и ярко выражены. Нарушения характера не является аномалией развития личности. Несмотря на то, что это нормальное состояние, все же оно может стать причиной нарушения в сфере общения и дальнейшей социализации личности, вплоть до девиаций поведения, нервозного срыва.

Выводы по главе 1

  1. Возрастные особенности созревания и формирования сознательной регуляции поведения и связанная с этим смена способов регулирования поведения. С этим связано аффективные психоэмоциональные перепады настроения и смена психоэмоционального состояния под влиянием внутренних и внешних воздействий, в частности психофизиологических рабочих нагрузок.
  2. Истощение системы ориентаций и смысложизненных ценностей и конфликты на этой почве, становятся причиной усиления изменений отношениения к себе к окружающим и к делу.
  3. Формирование устойчивой самооценки и зрелого характера возможна наш взгляд с помощью методик БОС. Формирование адекватности отношения к объективной реальности способствует формированию системы ценностей, созреванию устойчивой самооценки и следовательно подключению системы сознательной регуляции поведения, что способствует преодолению нервных срывов на базе психофизиологических нагрузок.

ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование характера педагогов со стажем работы более 20 лет

2.1. Описание методик проведения исследований характера

Изучение характера педагогов проводился в естественных условиях в рамках профессиональной ежегодной аттестастации профессионализма педагогов средней школы. Педагогам предлагалось ответить на вопросы анкеты. До основного исследования было предложено отметить показатели САН. Затем предложено выполнить тест неоконченных предложений. Методические рекомендации по применению методики неоконченных предложений.[1] В курсовой работе используется классический вариант методики состоящий из 60 ти неоконченных предложений, направленных на выявление отношения респондента к различным сторонам действительности, и окружающим его людям. Всего в методике затрагивается 15 тем.


Инструкция: «Ниже приводится 60 незаконченных предложений. Прочитайте их и закончите, вписывая первую пришедшую вам в голову мысль. Делайте это как можно быстрее. Если не можете сразу закончить какое-либо предложение – обведите его номер кружком и займитесь им позднее».

Обработка и интерпретация результатов.

После того, как респонденты выполнили задание, необходимо провести качественное изучение законченных предложений по тематическим группам с помощью контент - анализа и количественного анализа. Качественный анализ проводиться по каждой тематической группе отдельных предложений.

При количественном анализе оценивается, как правило, то отношение, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту или объекту, названному в первой части предложения. Выделяют 3 типа отношения:

  1. Нейтральное, оценивается как «0».
  2. Положительное, оценивается как «+».
  3. Отрицательное, оценивается как «-».

Количественный показатель подсчитывается по каждой сфере отдельно в виде общей суммарной оценки каждого тз 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от «+8» до «-8», может быть нулевой. Всего таких показателей 15, в соответствии с количеством сфер.

В результате тестирования определяются сферы в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания). Отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).

Шкала оценок:

  • «+2» - максималоьное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь.
  • «+1» - положительное отношение;
  • «0» - нейтральное отношение;
  • «-1» - отрицательное отношение;
  • «-2» - максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к субъекту и объекту, о котором идет речь в предложении.

По окончанию ответов так же были заполнены данные относительно состояния активности, напряжения, комфорта. Инструкция: Оцените свое психическое состояние в данный момент времени по каждому из признаков, указанных на бланке. Подчеркните соответствующую цифру от 0 до 10. по выраженности признака. Выбирайте ту цифру, которая подходит вашему состоянию более всего.

Ход исследования.

В исследовании участвовало 40 испытуемых из низ них 20 испытуемых педагоги средней школы и 20 испытуемых педагоги профессиональных колледжей. Женщины средний возраст 52 года. Стаж работы от 25 лет и выше.


После тестирования так же заполнялась методика САН. В исследование участвовали только те, кто выразил желание. Испытуемые характеризуются как педагоги высокой квалификации. При беседе было выяснено наличие трудностей и усталости. Как правило, усталость связана с ведением документации у педагогов колледжей, у педагогов средней школы сложность составляют взаимодействия с подростками, шум и отсутствие помощи со стороны родителей.

В качестве психофизиологических нагрузок мы выделили – показатели повышенного шума, напряжение зрительного анализатора, запахи (нахождение длительное время в закрытом помещении, пыль, мел). Психоэмоциональное напряжение в работе с подростками, повышенная конфликтность. Факторы, провоцирующие повышение АД, гастроэнтерологические проблемы. Работа во вторую смену. Нагрузка после работы. Синдром хронической усталости. Зависимость от нагрузок.

2.2. Описание результатов исследования. Сравнительные данные проявления характера испытуемых.

1. Анализ данных испытуемых педагогов средней школы.

Данные количественной обработки представлены в сводной таблице №1. Сводная оценка показателей представлена в таблице №1

Таблица №1

Название шкал САН

П=20, ср бал

Психическая активация (работоспособность)

7

Интерес ( сосредоточенность)

9

Эмоциональный тонус

8

напряжение

10

Оценка комфортности

8

Заключение:

Методика САН позволяет оперативно определить самочувствие испытуемых. Повышенный эмоциональный тонус мешает испытуемым сосредоточится на задании. Отчего они испытывают напряжение.

Данные по методике «Незаконченные предложения» испытуемых п=20 Данные количественного анализа представлены в таблице 2.

Таблица №2

Вид отношения

направленность

Ср.балы

I

Отношение к окружающим

К матери

-1

-4

К отцу

-1

К семье

0

К мужчине женщине

-2

К друзьям

0

II

Отношение к себе

К половой жизни

0

7

Страх и опасение

-3

Сознание вины

1

Отношение к себе

1

К прошлому

-1

К будущему

4

Жизненная цель

4

III

Отношение к делу

К вышестоящим лицам

3

6

К подчиненным

3

К сотрудникам

0


Гистограмма 1.

Выводы:

  1. Позитивное отношение к себе, негативное отношение к прошлому и наличие страхов.
  2. Негативное отношение к другим. В основном к мужчинам. Выраженная обида. Отношение к другим характеризуется отсутствием явных привязанностей и чувства доверия, на фоне наличия страха недоверия к окружающим. Отношения напряженные, наличие неудовлетворенности и вытеснение проблем.
  3. Отношение в коллективе. Потребность в успешном управлении и руководстве. Имеет некоторые трудности в личностном общении.
  4. В целом характер испытуемых педагогов средней школы определяется рассогласованностью внутренних и внешних детерминант на фоне наличных обид, страхов идущих из прошлого.

Количественные показатели САН после проведённого тестирования, представлены в таблице №3

Таблица №3

Название шкал САН

П=20, ср бал

Психическая активация (работоспособность)

5

Интерес ( сосредоточенность)

5

Эмоциональный тонус

6

напряжение

7

Оценка комфортности

9

Заключение:

Методика САН позволяет оперативно определить самочувствие испытуемых. Высокий уровень комфортности. Снижение работоспособности, интереса, эмоционального тонуса и напряжения.

График 1.

Мы видим динамику изменения отношения испытуемых педагогов средней школы. После выполнения тестовой задачи уровень комфортности вырос, снизилось напряжение, работоспособность, сосредоточенность и эмоциональный тонус. Следовательно, психофизиологические рабочие нагрузки в виде тестовых заданий оказывают влияние на психофизиологические состояние испытуемых. Характерной особенностью является взаимоотношения, нарушение общения вне работы. Работа как способ не думать об обидах, страхах. Избегание одиночества.

2. Анализ данных испытуемых педагогов проф. колледжей.

Данные количественной обработки представлены в сводной таблице №1. Сводная оценка показателей представлена в таблице №4

Таблица №4

Название шкал САН

П=20, ср бал

Психическая активация (работоспособность)

10

Интерес ( сосредоточенность)

7

Эмоциональный тонус

8

напряжение

6

Оценка комфортности

5


Заключение:

Методика САН позволяет оперативно определить самочувствие испытуемых. До начала тестирования выявлена высокая работоспособность, эмоциональный тонус, интерес. Умеренное напряжение. Умеренное ощущение комфорта. Испытуемые сосредоточены на работе.

Данные по методике «Незаконченные предложения» испытуемых п=20

На основании обработки данных была заполнена таблица №5. «Данные

обработки незаконченных предложений испытуемых педагогов колледжей»

Данные количественного анализа представлены в таблице 5.

Таблица №5

Вид отношения

направленность

балы

I

Отношение к окружающим

К матери

5

17

К отцу

-1

К семье

5

К мужчине женщине

3

К друзьям

5

II

Отношение к себе

К половой жизни

0

15

Страх и опасение

-2

Сознание вины

1

Отношение к себе

3

К прошлому

3

К будущему

6

Жизненная цель

4

III

Отношение к делу

К вышестоящим лицам

-1

4

К подчиненным

5

К сотрудникам

0

Гистограмма 2. выраженность факторов отношения испытуемых

Выводы:

  1. В целом выявлено позитивное отношение. Направленность на общение. Успешность общения. Негатив выявлен лишь в наличии объективного отсутствия (смерть) близкого родственника.
  2. Отношение к себе в целом позитивное. Особенно к идеальному своему образу Я. Однако выявлены наличные страхи связанные с будущим.
  3. В отношении к делу выявлено негативное восприятие вышестоящих лиц, что выражается в нежелании подчиняться. Индивидуальный стиль работы. Неприемлемость критики. Положительное отношение к подчиненным, что свидетельствует о потенциальных возможностях лидера и желание занимать руководящий пост.

Показатели САН после тестовой задачи представлены в таблице №6.

Таблица №6

Название шкал САН

П=20, ср бал

Психическая активация (работоспособность)

6

Интерес ( сосредоточенность)

5

Эмоциональный тонус

9

напряжение

9

Оценка комфортности

10