Файл: Методы измерения и анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 679

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. У тех, кому присущ неустойчивый характер, отсутствуют твердые принципы поведения и развитое чувство долга. Ради удовольствия они готовы пренебречь даже элементарными обязанностями. В то же время они мягки, легко завоевывают симпатии других. Для них целесообразна работа, связанная с общением, частой сменой видов деятельности, однако под жестким контролем.

9. Лицам с возбудимым характером свойственна низкая контактность, эгоистичность, жестокость, деспотизм, склонность к конфликтам по незначительным поводам, где они являются активной стороной. Такие люди часто меняют место работы из-за неуживчивости. Для них предпочтителен физический труд.

10. У людей с эмотивным характером (эмотивность - чувствительность к неудачам, переживание даже мимолетных неприятностей) контактность ниже средней и узок круг общения - только с теми, кто понимает с полуслова. Они исполнительны, сосредоточены на работе, обладают чувством долга, малоконфликтны, чувствительны, все носят в себе. Таким людям рекомендуется работать в социальной сфере, охране труда, медицине.

Обладатели интровертированного характера неконтактны, осторожны, малообщительны, замкнуты, не уверены в себе, ранимы, скрытны, упорны, бесконечно ищут идеал, имеют отличную от других точку зрения, сдержанны, рассудительны, принципиальны, упорны в отстаивании взглядов, неконфликтны. Для них наиболее подходит научная деятельность, не требующая широкого общения. Надо иметь в виду, что один и тот же характер или его отдельная черта могут в одних случаях оцениваться положительно, а в других - отрицательно, что во многом обусловлено особенностями тех, с кем их владельцам приходится контактировать.

1.2 Специфика психофизиологических исследований характера

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условии, через которые преломляются все внешние воздействия. Важнейший фактор, определяющий темперамент, - характеристики нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние, как на скорость развития темперамента, так и на способы проявления личности. Темперамент - характеристики нервной системы. Социальная среда оказывает влияние, как на скорость развития темперамента ,так и на способы его проявления личностью.


Характером является структура стойких, относительно постоянных психических свойств личности, которые обуславливают особенности отношений и его поведения. Это то, что определяет поступки, значимые для человека, а не просто случайные реакции на какие-либо стимулы или случившиеся обстоятельства. «Характер, – как говорил С.Л. Рубинштейн, – обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, в свою очередь, выделяясь из окружающей среды, конкретным, четким образом относится к нему самому. Знание характера человека – это знание существенных для него черт, из которых вытекает и определяется весь образ его действий». Черты характера человека это те существенные его свойства, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера [Донцов, Засурский, Матвеева, Подольский, 2002].

Человек вступает в мир как индивид, наделеннный определенными природными свойствами и задатками, которые в дальнейшем разовьются в определенные способности, поэтому необходимо учитывать влияние способности и их структуры на развитие личности.

Человек-это энергетическое существо с одной стороны, и существо общественное с другой, воплощающее вьющую степень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности .

Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга -потенциальный развитый интеллект, строение рук перспективу использования орудий труда, всеми этими возможностями он отличается от детеныша животного. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой ,в которой психологическое генетически обусловлено и сформулировано. В понятии "индивид" выражена родовая принадлежность человека. "Индивид" - человек как единичное природное существо, представитель вида, носитель индивидуальных черт. Наиболее общие характеристики: -целостность психо-физической организации: -устойчивость во взаимодействии с окружающим миром: -активность. Появляясь на свет человек становится личностью. "Индивид"-гипотетическое образование - набор наследственных черт.

"Личность"-понятие социальное на которую большое влияние имеет среда: тот же человек, но рассматриваемый как общественное существо.


Периоды изучения личности: Философско-литературный (древность-начало 19 в.) -рассматриваются проблемы нравственности и социальной природы человека, его поступки и поведение. Клинический (до нач.20 в.) - работа врачей, психиатров упор делался на нездоровых людей. Представление о личности как об особом феномене значительно сужается. В центре внимания особенности личности обнаруженные у психически больных людей. Акциптуированнная личность - крайний вариант нормы психики людей, недостатки: в это понятие личности не входят понятия которые "всегда нормальные". Период экспериментального метода - изучение личности ведут профессиональные психологи. В основе: математическая обработка данных, попытка создания теорий развития личности. Подход Платонова понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Выделил следующие подструктуры: направленность, опыт (знание, умение, навыки): индивидуальные особенности различных форм отражения ( ощущение, восприятие, память), и наконец, объединенные свойства поведения, Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.

  1. Знания, умения, навыки - являются основополагающими звеньями определяющими трудовую деятельность человека. В процессе труда не только рождается продукт труда, но и он сам формируется в труде. В трудовой деятельности - взаимосвязь 2 и 3.
  2. Восприятие - осознание чувственно данного предмета и явления. Ощущение - отражение отдельного чувственного качества. Память - психический процесс это запись, сохранение и последующие воспроизведение прошлого опыта. Мышление - процесс познавательной деятельности, характеризующийся опосредованным и обощенным отражением действительности.
  3. Темперамент - индивидуально своеобразное свойство психики, определяющее динамику психической деятельность человека, который везде проявляется в одинаковой мере.
  4. Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в деятельности и общении.

К методам изучения характера и его изменения под воздействием психофизиологических нагрузок. Остается открытым вопрос влияют ли психофизиологические нагрузки на изменение характера (отношения) к действительности. Либо характер определяет специфику воздействия и восприятия происходящих событий как психофизиологические нагрузки. Рассмотрим методы и проанализируем их эффективность применительно к педагогам со стажем. Автобиографический метод в исследовании личности. Этот метод является одним из распространенных методов науки о человеке и обществе, стержнем которого является изучение индивидуального жизненного пути . В социологии и психологии данный метод используется при изучении личных документов (переписка, дневники) , которые представляют один из главных источников понимания и реконструкции жизненного мира личности. При ознакомлении с анкетными данными, необходимо учитывать :


1.внешний вид заполнения листка, разборчивость почерка, ясность изложения, 2.пропущенные или оставленные без ответа вопросы, 3.противоречия указанных в анкете сведений. Правильное изучение данных позволяет не только составить общее представление о личности, но и заранее подготовить уточняющие вопросы для последующей беседы.

2) Беседа, как метод получения психологической информации.

Беседа позволяет выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы и другое.

Сущность беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа всегда должна быть планово организована в соответствии с задачами исследования. Вопросы, задаваемые в беседе могут представлять собой как бы задания направленные на выявление качественного своеобразия изучаемого процесса, но при этом такие задания должны быть максимально естественны и не стандартны. Будучи таковой беседа не должна носить жалобно - стандартный характер, она всегда должна быть максимально идеализирована.

3) Наблюдение как метод получения психологической информации.

Наблюдение относится к одному из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящее в преднамеренном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Существуют различные приемы и способы наблюдения и интерпретации различных поведенческих реакций людей, по которым можно судить о типологических чертах характера, особенностях интеллектуальной сферы человека, степени эмоциональной возбудимости и пр. В целом метод наблюдения называют еще " спланированным восприятием", используется при изучении личности, характера взаимоотношений в коллективе, его социально- психологического климата. Результаты наблюдений могут быть представлены в виде дневниковых записей или по специально разработанной схеме, а так же фиксироваться в особом протоколе. Более надежным будут данные наблюдения, записанные с помощью технических средств, а потом коллективно проанализированные участниками исследования. Основное достоинство метода заключается в том, что он представляет данные о реальном, естественном поведении и деятельности личности, а не их мнение об этом.

Существует огромное количество опросников, позволяющее исследовать личностные особенности человека, черты его характера, свойственные ему, степень их выражения. При разработке личностных опросников различия в подходах проявляются в формулировке, составе, отборе и группировке заданий. Среди используемых основных методик большая часть основана на валидности по содержанию, оценке с помощью эмпирического критерия, фактором анализа и теории личности. К примеру-


«Опросники личности Гилфорда», «Личностные шкалы Комрея», «Опросники Кеттелла».

Широкое распространение в исследовании личности получили проективные методики. Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или структур ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики.

Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования. Проективные методики характеризуются глобальным подходом к оценке личности. Это эффективная процедура для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемые сторон личности.

Вербальной проективной методикой является «тест на завершение предложений». Незаконченные предложения часто формируются так, чтобы спровоцировать испытуемого на ответы, относящиеся к исследуемым свойствам личности.

Особый интерес в практическом изучении проблемы воздействия психофизиологических рабочих нагрузок на проявление характера представляет проблема его изучения. Кризис развития личности не проходит однозначно, а всегда имеет систему непрерывности и неоднозначности. Для того, чтобы понять суть этого сложного процесса необходимо определить детерминанты составляющие его основу (Выготский Л.С.). Рассмотрим варианты предложенные исследователями в этом направлении.

На основе систематики формирования психопатий П.Б. Ганнушкин, раскрыл факторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций характера. Среди биологических факторов, которые могут привести к изменениям характера, выделяют [Тутушкина, 1997]:

1. Действия негативных факторов, приводящие к органическим повреждениям головного мозга (вирусы, инфекции, черепно-мозговые травмы генетические аномалии и др.)г.

2. . «Климактический синдром», обусловленный неравномерностью развития сердечно - сосудистой и костно-мышечной системы, отягощенный физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы и «гормональной бурей».

Психологи практики (Выготский Л.С., Божович Л.И., Бреслав А., И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин и др.) выделяют социально-психологические факторы, которые приводят к возникновению нарушения характера под воздействием сложных семейных отношений. психическая травма и как следствие состояние аффекта и психоэмоционального напряжения. Дезадаптацию психосоциального характера могут вызвать определенные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами, например, конфликты с окружением, неудовлетворенность половыми отношениями.