Файл: Методы измерения и анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 683

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По показателям САН после проведения теста выявлено повышение показателя комфортности, напряжения и эмоционального тонуса, что свидетельствует о полученном чувстве удовлетворения. Показатели активации снизились и снизилась сосредоточенность. На графике 2 представлены сравнительные данные. До и после тестовой задачи.

У испытуемых педагогов колледжа выражена направленность на решение тестовой задачи за счет активации работоспособности и сосредоточенности. После выполнения задачи выявлено наличное повышение комфорта и уровня эмоционального тонуса и психоэмоционального напряжения. В целом у них выявлены позитивные показатели реакции на психофизиологические рабочие нагрузки.

3. Сравнительный анализ данных по методике САН.

До проведения теста на графике 3.

  1. У испытуемых педагогов колледжа выше показатель работоспособности, тогда как у испытуемых педагогов школы выше показатель сосредоточенности, напряжения и комфорта.
  2. Движущей силой решения тестовой задачи у педагогов колледжа является работоспособность и тонус, а у испытуемых педагогов школы сосредоточенность и напряжение.
  3. Испытуемые педагоги колледжа направлены на дело, тогда как психофизиологические рабочие нагрузки (на стадии их воздействия) у педагогов школы направлены на снятие напряжения.

Данные показателей САН после выполнения тестовой задачи.

График 4.

Выводы:

  1. После теста у испытуемых педагогов колледжа выявлены тенденции повышения тонуса, напряжения и уровня комфорта, что свидетельствует об активации позитивного состояния.
  2. У испытуемых педагогов школы все показатели САН снизились. Это свидетельствует о наличии утомления.
  3. Решение теста для испытуемых педагогов школы есть возможность снятия напряжения, тогда как у испытуемых педагогов колледжа выявлен наличный интерес к решению задачи, что свидетельствует о мотиве достижения.

Такие методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала как САН в сочетании с психологической проективной методикой «Неоконченные предложения» позволяют выявить взаимовлияние показателей работоспособности, напряжения, комфорта, сосредоточенности внимания и особенности характера. На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

Выводы по главе 2


  1. Процедура эксперимента позволила смоделировать ситуацию в которой можно выявить специфику деятельности педагогов.
  2. Возможно, что в колледже ситуация работы и сами психофизиологические нагрузки меньше, чем в школе. Отсюда и различия в решении тестовой задачи.
  3. У испытуемых педагогов школы выявлено наличие стремления к доминированию в отношениях с преобладанием обид и страхов идущих из прошлого.
  4. В характере педагогов колледжа выражено налаживание отношений с учащимися и коллегами и идет протест в сторону руководства. Позитивное и более оптимистичное отношение к себе и к окружающим.
  5. Педагоги со стажем более 20 лет под воздействием рабочих нагрузок по разному с ними справляются. Первый вариант желание снять психоэмоциональное напряжение и достижение комфорта, с последующим утомлением. Во втором случае желание решить задачу. При этом выявлена позитивная тенденция и активизация психоэмоционального состояния испытуемых после выполнения тестовой задачи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы психофизиологических исследований базируются как на достижениях физиологии, так и на достижениях психологии. Психодиагностика имеет материал достаточный для объяснения целого ряда выявленных физиологических механизмов. Таким образом, любое исследование в этом направлении опирается на стыковку ряда научных изучений и статистических данных.

Каждое из направлений психофизиологических исследований строится прежде всего в зависимости от той сферы профессиональной деятельности к которой оно относится. Деятельность педагога сопряжена с повышенностью психофизиологических нагрузок. Профессия педагога относится к группе риска. Именно в этой профессии наблюдается большой процент психоэмоционального выгорания. Особенно это касается педагогов со стажем более 20 лет. Если принять во внимание, что педагоги со стажем востребованы в средних школах. Они в большинстве своем имеют не только богатый опыт, но и авторитет. Тогда как возрастные изменения и воздействия психофизиологических рабочих нагрузок иногда негативно сказываются на профессиональной деятельности педагога: конфликтность с коллегами, конфликты в группе учеников, предвзятое отношение, утомление, усталость повышение артериального давления, негативные реакции на критику, конфликтность с родителями и т.д. Мы говорим, что это случается иногда не во всех случаях. Мы можем выделить большой список зрелых педагогов со стажем, которые готовили и готовят профессионалов, учеников независимо от своего почтенный возраст.


Такие методы как САН и Неоконченные предложения позволяют выявить специфику взаимовлияния физиологических психических и личностных показателей субъективного отражения объективной реальности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Базанова О. М., Афтанас Л. И. Использование индивидуальных характеристик ЭЭГ для повышения эффективности биоуправления // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2006. т. 106. № 2. с. 31-36.
  2. Базанова О. М. Современная интерпретация альфа-активности электроэнцефалограммы // Успехи физиологических наук. 2009. Т. 40. № 3. С. 32-53.
  3. Вольф Н. В., Гребнева О. Л., Джафарова О. А., Коваленко С. П. Проблемы, рекомендации и перспективы при изучении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Альманах Новые исследования, 2006, № 2, с. 36.
  4. Веревкин Е. Г., Завьялов В. Ю., Шубина О. С. Депрессия и биоуправление // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. — Новосибирск, 1999. — № 1. — С. 36
  5. Джафарова О. А., Скок А. Б., Хаймович Е. В., Шубина О. С., Штарк М. Б. Электроэнцефалографическое биоуправление при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Наркология, № 1, 2004, с. 56.
  6. Мосолов С.Н. Бирюкова Е.В. Тимофеев И.В. Применение Α-Θ-Тренинга биологической обратной связи при тревожных расстройствах, резистентных к психофармакотерапии (открытое рандомизированное контролируемое исследование). Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева (2010. N1, c.15-20). Проверено 12 декабря 2015.
  7. Мельников М. Е., Шубина О. С. Современные электроэнцефалографические исследования химической зависимости // Успехи физиологических наук, 2013, т. 44, № 3, с. 16-32.
  8. Осипова АА Общая психокоррекция 2003
  9. Циркин Г. М., Шперлинг М. М. К вопросу о применении ЭЭГ- и ЭМГ-биоуправления для преодоления патологического двигательного стереотипа // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, 2004, № 3, с. 132—133
  10. Штарк, Марк БорисовичНовосибирский краеведческий портал. Проверено 29 июля 2015.
  11. Шубина О. С., Уколова Л. А., Шабанова Н. А., Богодерова Л. А., Загоруйко Е. Н. Психосоматические соотношения при заболеваниях суставов аутоиммунной природы // Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2009, № 1, с. 71-74.
  12. Богданов О. В. Институт медицинской реабилитации. Проверено 29 июля 2015.
  13. Рябус М.В., Колосова О.А., Вейн А.М. Лечение различных форм головной боли напряжения методом биологической обратной связи. Журнал невропатологии и психиатрии им.Корсакова. 1999. T.99. N12 C.35-38
  14. Шпарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий.-Ростов н\ Дону:из-во «Феникс», 2005.-768 с. // Методика незаконченных предложений. – с. 176 -177; 415.
  15. Живица О.В. Практикум по дисциплине «Практикум по психодиагностике» для специальности «Психология». «MC».// МФПУ «Университет», 2014// Проективные методики диагностики. – с.58 – 83.
  16. Хачатурьянц Л.С., Гримак Л.П., Хрунов Л.В. Экспериментальная психофизиология в космических исследованиях.М. 1976
  17. Barber T. X.(Eds.) et al. Biofeedback & Self-Control 1975/76. An Aldine Annual on the Regulation of Bodily Processing and Consciousness. Chicago: Aldine Publishing Company, 1976, 581 p.
  18. Blanchard E. B. Biofeedback treatments of essential hypertension // Biofeedback and Selfregulation, 1990, v.15, n.3, p. 209—228.
  19. Laibow R. Medical applications of neurobiofeedback // Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 83-102.
  20. Lubar J. F., Lubar J. O. Neurofeedback assessment and treatment for attention deficit/hyper­activity disorders.//In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 103—143.
  21. Peniston E. G., Kulkosky P. J. Neurofeedback in the treatment of addictive disorders. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J. R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 157—179.
  22. Peniston E. G., Kulkosky P. J. Alpha-theta brainwave neuro-feedback for Vietnam veterans with combat-related post-traumatic stress disorder // Medical Psychotherapy 4,1991, 37-55.
  23. Rosenfeld J. P. EEG biofeedback of frontal alpha asymmetry in affective disorders // Biofeedback, 1997, v.25, n.1, pp. 8–25.
  24. Ayers M.E. Assessing and treating open head trauma, coma and stroke using real-time digital EEG neurofeedback. // Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8 p. 203—222.
  25. Norris S.L., Currieri M. Performance enhancement training through neurofeedback. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8 p. 223—240. PII B9780122437908500110
  26. Budzynski T. H. From EEG to neurofeedback. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J. R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, ISBN 978-0-12-243790-8, p. 65-79.
  27. DiCara, L. V. & Miller, N. E. (1968). Instrumental learning of systolic blood pressure responses by curarized rats. Psychosomatic medicine, 30, 489—494.
  28. Sterman M. B. EEG biofeedback in the treatment of epilepsy: An overview circa 1980. n: Clinical Biofeedback: Efficacy and Mechanism (Eds.: L.White, B.Tursky), 1982, pp.330-331, Guilford, NY.
  29. Kamiya J. Conscious control of brain wave. //Psychol.Today, 1968, v.1, p.56-60.
  30. Peniston E. G., Kulkosky P. J. Alcoholic personality and alpha-theta brainwave training. // Medical Psychotherapy 3 (1990), 37-55.