Файл: Различия в методологии бухгалтерского и налогового учёта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако в учетной политике есть такие элементы, которые, будучи раз принятыми, не изменяются ни при каких обстоятельствах. Так, нельзя изменить метод определения количества добытого полезного ископаемого, который установлен в гл. 26 НК РФ. Впрочем, и он может быть изменен, но только если поправки вносятся в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением технологии их добычи. Вот тогда можно утвердить новый приказ об учетной политике или внести изменения в его прежнюю редакцию [1].

Важно учесть, что налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений - как уже существующих, так и тех, которые будут созданы в будущем. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п. 12 ст. 167 НК РФ [1].

Основными задачами налогового учёта являются [1]:

  • формирование полной и достоверной информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения;
  • обоснование применяемых льгот и вычетов;
  • формирование полной и достоверной информации об определении размера налогооблагаемой базы отчётного (налогового) периода;
  • обеспечение раздельного учёта при применении различных ставок налога или различного порядка налогообложения;
  • обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет.

Принципы налогового учета несколько отличаются от принципов бухгалтерского учета. Так, фундаментальным в бухучете является принцип двойной записи, который обосновывает бухгалтерское уравнение, увязывающее активы организации с источниками их образования. В налоговом учете такое правило не применяется.

В главе 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы ведения налогового учета [1]:

  • принцип денежного измерения, т.е. в налоговом учете отражается информация о доходах и расходах, прежде всего в денежном выражении;
  • принцип имущественной обособленности - т.е. имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества;
  • принцип непрерывности деятельности организации - учет должен вестись непрерывно с момента ее регистрации организации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации. Если организация в течение какого-либо календарного месяца ликвидирована или реорганизована, то амортизация имущества не начисляется с 1-го числа месяца, в котором завершена ликвидация или реорганизация;
  • принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления) (ст. 271, 272 НК РФ) [1];
  • принцип последовательности применения норм и правил налогового учета - т.е. нормы и правила налогового учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;
  • принцип равномерности признания доходов и расходов - предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчетном (налоговом периоде, что и доходов, для получения которых они были произведены.

1.2 Различия в методологии бухгалтерского и налогового учёта

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций" [4].

Следовательно, по своей природе бухгалтерский учет не предназначен для решения задач, связанных с исчислением налоговых платежей. Его главной задачей является формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, ее имущественном и финансовом положении.

Цель ведения бухгалтерского учета - обеспечение внутренних и внешних потребителей финансовой информации о хозяйствующем субъекте. Наиболее заинтересованными пользователями такой информации относительно деятельности хозяйствующего субъекта выступают налоговые органы. Сбор и регистрация информации осуществляется путем документирования хозяйственных операций, производимых в организациях. Первичные документы обеспечивают сплошное непрерывное отражение хозяйственной деятельности организации в бухучете. Этап обобщения информации, содержащейся в первичных документах, заключается в ее накоплении и систематизации в регистрах бухучета с помощью бухгалтерских счетов и двойной записи [4].

Информация о хозяйственных операциях, произведенных организацией за определенный период времени, из регистров бухучета переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты.

Налоговый учет состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путем ее документирования осуществляется в системе бухучета. Таким образом, в основе бухучета лежат первичные документы, включая бух справки. На основе первичных документов производится обобщение информации. Именно на этом этапе проявляются различия в системах бухгалтерского и налогового учета, поскольку принципы обобщения информации в них не совпадают [4].

Таким образом, сама система и данные налогового учета никоим образом не применимы для информационного обеспечения финансового и управленческого учета, которые несут совершенно разную смысловую нагрузку, преследуют разные цели и по-разному характеризуют одни и те же хозяйственные процессы в организации.


Вместе с тем следует отметить, что ведение налогового учета приводит к расхождению его данных не только с данными бухгалтерского учета, но и параллельных систем ведения налогового учета в разрезе налогов (таблица 1).

Таблица 1

Различия между бухгалтерским и налоговым учётом [9]

Показатели

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Нормативная база

Законодательство РФ о налогах и сборах

ФЗ "О бухгалтерском учете", ПБУ

Цель

Определить размер подлежащих к уплате налогов и сборов

Зафиксировать, классифицировать, суммировать и анализировать данные о деятельности, выдать финансовые отчеты

Метод получения данных

Обобщение данных, отраженных в документации

Одновременное ведение записей (сплошной и непрерывный учет)

Отчетный период

Год, полугодие, квартал, месяц

Форма отчета

Специально установленные формы

Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др.

Получатель отчета

Руководитель, налоговые органы, прочие внешние пользователи

Введение налогового учета наряду с бухгалтерским является объективной необходимостью и потребностью каждой организации, которая заинтересована в снижении собственных расходов законным путем. Лишь совместное использование средств бухгалтерского и налогового учета обеспечивает реализацию оптимальной налоговой политики организации [9].

Подводя итоги по первой главе можно сказать, цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога [6].

Основными задачами налогового учёта являются [1]:

  • формирование полной и достоверной информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения;
  • обоснование применяемых льгот и вычетов;
  • формирование полной и достоверной информации об определении размера налогооблагаемой базы отчётного (налогового) периода;
  • обеспечение раздельного учёта при применении различных ставок налога или различного порядка налогообложения;
  • обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет.

Введение налогового учета наряду с бухгалтерским является объективной необходимостью и потребностью каждой организации.

2. Система налогообложения доходов физических лиц

2.1 Краткая характеристика иностранного представительства

«Praysvoterxaus Kupers» в Узбекистане

«Praysvoterxaus Kupers» является международной сетью независимых компаний, которая была образована в июле 1998 года в результате слияния компаний «Прайс Вотерхаус» (Price Waterhouse) и «Куперс энд Лайбранд» (Coopers & Lybrand). История деятельности каждой из этих компаний насчитывает более 150 лет.

В настоящее время «Praysvoterxaus Kupers» насчитывает более 163,000 профессиональных сотрудников, работающих в офисах в 151 странах мира. Компетентность, опыт и репутация, приобретенные в сфере оказания профессиональных услуг и обеспечившие обеим компаниям успешную деятельность, были собраны воедино, что, несомненно, эффективнее их применения в отдельности. Глобальные рыночные условия, постоянно меняющиеся потребности клиента и конкурентная рыночная среда повлияли на критерии определения лидерства компании, вследствие чего «Praysvoterxaus Kupers» стремится принять необходимые меры с целью остаться на передовой рынка оказания профессиональных услуг.

Сейчас объединенная компания имеет возможность оказания услуг клиентам вне зависимости от того, где и когда такая потребность возникает.

Таким образом, «Praysvoterxaus Kupers» в Узбекистане является независимой компанией с доступом к глобальным ресурсам всей сети «Praysvoterxaus Kupers». Целью деятельности «Praysvoterxaus Kupers». является оказание услуг ведущим глобальным и национальным компаниям с использованием многогранных решений проблем бизнеса и исключительной профессиональности сотрудников. Офис компании «Pricewaterhouse Coopers» в Ташкенте насчитывает около 60 человек, которые являются резидентами Республики Узбекистан и обладают опытом работы с учетом экономических особенностей Узбекистана, необычных для многих иностранных компаний.

В офисе работают специалисты в области аудита, консультационных услуг и консультаций в области налогообложения. «Praysvoterxaus Kupers» в Ташкенте также имеет преимущество за счет доступа к сильным региональным и глобальным ресурсам. Это значит, что компания может привлечь специалиста в рамках сети «Praysvoterxaus Kupers», который способен решить практически любую спорную ситуацию, возникшую в ходе деятельности клиента. Основные задачи персонала компание приведены в таблице 2.


Таблица 2

Состав и задачи персонала компании

«Praysvoterxaus Kupers»

Должность

Обязанности

Директор

Общая ответственность за качество услуг

Партнёр

Руководство налоговой частью работ в рамках аудита финансовой отчётности компании

Директор по проектам

Планирование и общее управление проектом

Старший менеджер

Налоговые вопросы

Менеджер

Отчётность контроль и проверка аудиторской работы на ежедневной основе

Младший менеджер

Отчётность контроль и проверка аудиторской работы на ежедневной основе

Компания «Praysvoterxaus Kupers», названа лучшей аудиторской фирмой в Республике Узбекистан согласно рейтингам Национальной Ассоциации Бухгалтеров и Аудиторов, а также рейтингу “Audit - Rating”.

Ташкентский офис «Praysvoterxaus Kupers» оказыает широкий спектр услуг, которые были разработаны с учетом растущих требований её клиентов. Однако, основной целью «Praysvoterxaus Kupers» является не просто соответствовать требованиям клиентов, но и по возможности превзойти их ожидания. Как результат, «Praysvoterxaus Kupers» помимо сотрудников Ташкентского офиса привлекает специалистов из офиса в Москве и Алматы. Так, благодаря участию 2,500 специалистов из офиса в Москве и Алматы компания обладает большим потенциалом для предоставления качественных услуг

и обдуманных решений своим клиентам в Центральной Азии.

Таблица 3

Перчень услуг компании «Praysvoterxaus Kupers»

Услуги в области аудита, бухгалтерского учета, консультации по вопросам финансово-хозяйственной деятельности

Консультации в области налогообложения

  • Аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с Международными Стандартами Финансовой Отчетности (МСФО), Общепринятыми Принципами Бухгалтерского Учета США (ОПБУ США.) и Национальными Стандартами Бухгалтерского Учета Узбекистана (НСБУ);
  • Проектирование и разработка инструкций по Соглашениям о Разделе Продукции (СРП);
  • Международное налоговое планирование и структурирование;
  • Моделирование денежных потоков после уплаты налогов;
  • Содействие в вопросах, связанных с системой государственного управления, включая корреспонденцию с Министерством финансов, Налоговым комитетом, Министерствами и Аппаратом Президента;
  • Проведение бизнес исследований и составление бизнес-планов;
  • Перевод финансовой отчетности в МСФО, ОПБУ США и НСБУ;
  • Консультации в области корпоративных финансов;
  • Содействие в вопросах налогообложения иностранных сотрудников и оплаты труда;
  • Оценка альтернатив иностранного инвестирования;
  • Проверка и тестирование систем внутреннего контроля, и рекомендации по их усовершенствованию;
  • Содействие в вопросах, связанных с Гражданским и Трудовым кодексами;
  • Содействие в таможенных вопросах;
  • Прочие технические бухгалтерские услуги;
  • Содействие в регистрации и получении лицензий;
  • Подбор и обучение местных бухгалтеров.
  • Проверка соглашений о разделе затрат, договоров на оказание управленческих услуг и прочих юридических документов, связанных с налогами;
  • Анализ СРП и протоколов;
  • Местное налоговое планирование;
  • Консультации по налогу на добавленную стоимость (НДС);
  • Услуги в области оплаты труда.