Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция
1.2. Добросовестная конкуренция
1.3.Недобросовестная ценовая конкуренция
2. Развитие добросовестной конкуренции на региональном рынке капитального ремонта жилья
2.1. Особенности конкуренции на региональном рынке капитального ремонта жилья
2.2. Методика оценки состояния конкурентной среды в сфере капитального ремонта жилья
ВВЕДЕНИЕ
Конкуре́нция - борьба, соперничество в какой-либо области.
Конкуренция существует во многих областях и в каждой области, так же не исключая и экономику, она не может ограничиваться одним лишь определением:
- конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других;
- конкуренция - это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами;
- конкуренция - это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала;
- конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров;
- конкуренция - двигатель экономического прогресса.
Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства. Для этого, он:
- стремится усовершенствовать технику и организацию,
- повышает качество товаров,
- снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены,
- расширяет ассортимент товаров,
- улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.
Как видно понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не
охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
Общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Также можно сказать, что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует:
- вытеснению из производства неэффективных предприятий,
- рациональному использованию ресурсов,
- предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю.
В этом состоит несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.
Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена конкурентные отношения являлись необходимостью постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители - счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как:
- разорение,
- обнищание определенной части населения,
- безработица,
- нестабильность,
- дифференциация,
- социальная несправедливость,
- инфляция,
- образование монополий и т.д.
Экономисты различных школ и направлений испытывают неподдельный интерес к исследованию содержания конкуренции.
В работах ученых:
- раскрываются причины возникновения конкуренции,
- даются разнообразные трактовки,
- механизмы действия,
- социально- экономические последствия и другие характеристики рассматриваемого явления.
Однако в экономической науке нет единого общепринятого понимания категории «конкуренция», которое разделялось бы всеми экономистами. Прежде всего, это связано с тем, что с развитием экономической системы эволюционируют сами формы и методы конкурентных отношений. Причем, они не статичны и подвержены развитию по мере изменения конкурентной среды и других факторов, способных оказать на них влияние.
Отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что, по крайней мере, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым:
- новые товары,
- новые технологии,
- новые источники обеспечения потребностей,
- новые типы организации
Сегодня понятно, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом. И, тем более, оказываются в выгодном положении потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в России.
Целью данной курсовой работы является добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие конкуренции, определить ее виды;
- рассмотреть добросовестную и недобросовестную конкуренции;
- провести анализ развития добросовестной конкуренции на региональном рынке капитального ремонта жилья.
1. Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция
1.1 Конкуренция и её виды
Конкуренция представляет собой форму взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, за получение наибольшей прибыли. По методам различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкуренток. В условиях развитой рыночной экономики снижение цен может происходить либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Небольшие фирмы могут лишь на очень короткое время снизить цену для конкурентных целей. Крупные компании могут совсем отказаться от прибыли на длительное время с целью вытеснения конкурентов с рынка. В дальнейшем они могут значительно повысить цену и компенсировать понесенные убытки. Снижение цены в условиях ценовой конкуренции обычно происходит без снижения качества продукции и изменения ассортимента товаров.
В истории известны случаи, когда соперничество между компаниями в ходе ценовой конкуренции приводило сначала к образованию нулевой, а затем и отрицательной цены.
Выделяют прямую и скрытую ценовую конкуренцию. В условиях прямой ценовой конкуренции компания открыто сообщает о снижении цен на товары и услуги. При скрытой ценовой конкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличивает на непропорционально малую улучшениям величину.
Неценовая конкуренция предполагает [10]:
- использование технологических преимуществ,
- предоставление послепродажных гарантий и услуг,
- рекламу продукции.
И это обычно приводит в итоге к предложению на рынке товаров более
высокого качества. В условиях неценовой конкуренции производитель обычно учитывает такие факторы, как:
- экологичность товара,
- безопасность для потребления,
- эстетические свойства.
В качестве инструментов неценовой конкуренции могут использоваться торговые марки и знаки. В современных условиях неценовая конкуренция имеет гораздо большее значение, чем ценовая.
Кроме ценовой и неценовой конкуренции, выделяют:
- межотраслевую,
- внутриотраслевую,
- функциональную,
- совершенную,
- несовершенную конкуренцию.
В модели совершенной конкуренции заранее подразумевается, что в ее рамках конкурентная борьба протекает в условиях, когда ни один из участников рынка методов не содержит неэтичного и преступного характера. Соперничество осуществляется с использованием [10]:
- легальной ценовой конкуренции
- конкуренции качества товаров,
- рекламы,
- упаковки,
- дизайна.
Проще говоря, общепринятыми цивилизованными методами конкуренции ( приложение 1).
Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между производителями аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность.
Межотраслевая конкуренция представляет собой конкуренцию производителей продукции, удовлетворяющих различные потребности. Соперничество в данном случае ведется за наибольшую прибыль. В случае, если в одной из отраслей увеличивается размер прибыли, происходит перелив капитала в эту отрасль из менее прибыльных отраслей.
Функциональная конкуренция - это конкуренция между производителями определенного товара.
По этико-правовому критерию конкуренцию подразделяют на 2 вида:
- Добросовестную, когда участники действуют в соответствии с принципами разумности и добросовестности (п. 3 ст. 1, ст. 10 Кодекса РФ), т. е. осуществляют свои права с учетом прав и интересов третьих лиц в рамках действующего законодательства [3].
- Недобросовестную, когда бизнес ведется способами, противоречащими закону и обычаям делового оборота.
1.2. Добросовестная конкуренция
Основными методами являются:
- повышение качества продукции;
- снижение цен ("война цен");
- реклама;
- развитие до- и послепродажного обслуживания;
- создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.
Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. "война цен". Она осуществляется многими способами:
- понижением цен,
- локальными изменениями цен,
- сезонными распродажами,
- предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др.
Вообщем, ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный
рынок. Кстати, более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является, как правило, борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента. В этой ситуации "формирование" качества проходит длительный цикл, который начинается с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.
В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам. Проще говоря, знание производителем подобного рода информации позволяет ему [13]:
- более точно представлять будущих покупателей его продукции
- более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий,
- уменьшать риск неудачи и т.д.
Большую роль играет до - и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок:
- сокращение,
- регулярность,
- ритмичность поставок.
Послепродажное обслуживание - создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы. Можно сказать, что с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны. В качестве доказательства можно привести следующий пример:
Во времена существования ФРГ у западногерманских потребителей большим спросом пользовалось французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива, ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами, ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.