Файл: Добросовестная конкуренция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция

1.1 Конкуренция и её виды

1.2. Добросовестная конкуренция

1.3.Недобросовестная ценовая конкуренция

2. Развитие добросовестной конкуренции на региональном рынке капитального ремонта жилья

2.1. Особенности конкуренции на региональном рынке капитального ремонта жилья

2.2. Методика оценки состояния конкурентной среды в сфере капитального ремонта жилья

2.3. Методика оценки интегрального показателя качества и безопасности производства работ при наличии административных, экономических барьеров и технических требований в регионе

2.5. Организационные и экономические меры по преодолению проявления форм недобросовестной конкуренции

2.6. Практические и организационные инструменты устранения недобросовестной конкуренции при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

Колбачев Е.Б., Штапова И.С., Кондратова Н.В., Колбачева Т.А. Теория отраслевых рынков: учебное пособие. – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2012. – 269 с.

На качество и безопасность работ при капитальном ремонте МКД негативное влияние оказывает недобросовестная конкуренция. Для выстраивания условий снижения недобросовестной конкуренции устанавливаются барьеры. Одновременно существуют технические требования, регламентирующие нормы, которые характеризуют качество и безопасность работ. При производстве работ по капитальному ремонту административные и экономические барьеры регулируются нормативными правовыми документами, а также состоянием экономики региона. Показатели и параметры проведения капитального ремонта МКД в настоящее время требуют актуализации и адаптации в [20]:

  • национальных и корпоративных стандартах,
  • сводах правил,
  • строительных нормах.

Технические требования, отражающие возможность фирмы проводить

капитальный ремонт конкретного объекта, можно объединить в интегральный показатель качества и безопасности производства работ, который зависит от субъективных и объективных требований для подрядных ремонтно-строительных организаций (табл. 2).

Таблица 2

Требования для подрядных ремонтно-строительных организаций выходящих на региональный рынок капитального ремонта МКД

Технические требования объективного характера для организации - подрядчика

Технические требования субъективного характера для организации - подрядчика

Входит в реестр саморегулируемых организаций или является ее членом

Имеет:

- регистрацию в налоговом органе

- квалифицированных специалистов, имеющих профессиональное образование

- специалистов по конкретному виду работ

- технологическая документация на данный вид работ

- договоры с поставщиками материалов, комплектующих

- специальная оснастка для проведения конкретных работ

- опыт проведения аналогичных работ

- допуск к конкретным видам работ

- специалистов и оборудование для проведения входного контроля мате- риалов, комплектующих

- проектно-строительной документации

- договоры с субподрядными органиациями

Соблюдение миграционного законодательства

Проведение входного контроля

Проведение операционного контроля

Оценки соответствия выполненных работ, конструкций

Осуществление работ в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, ГОСТ, ГОСТ Р, СП

Правильность хранения и применение строительных материалов и изделий

Соблюдение времени отключения энергоресурсов

Обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, находящихся в зоне ремонтных работ

Сохранность имущества жильцов, собственников и арендаторов нежилых помещений

Обеспечение безопасности жизни и здоровья рабочих и специалистов, выполняющих работы по капитальному ремонту

Сохранность окружающей среды, безопасность животного и расти- тельного мира на прилегающей территории

Проведение работ по повышению энергоэффективности МКД

Создание условий для маломобильных групп населения

Правильность хранения легковоспламеняющихся, взрывоопасных и токсичных материалов

Бесперебойное обеспечение объекта ремонта материалами, оборудованием, комплектующими

Правильность и своевременность организации сбора, хранения и вывоза мусора

Подрядная организация несет имущественную (материальную) ответственность

Выполнение гарантийных обязательств


Интегральный показатель используется как при выборе претендентов на проведение работ по капитальному ремонту жилья, так и после проведения ремонтно-строительных работ для оценки качества и безопасности их выполнения. Показатель прямо пропорционален совокупности уровня качества, безопасности и организации работ.

2.4. Формы недобросовестной конкуренции, характерные для региональных рынков производства работ по капитальному ремонту МКД

В целях поиска путей устранения недобросовестной конкуренции были проведены исследования деятельности 350 ремонтно-строительных организаций в регионах России. В качестве объектов для исследования выбраны такая группа респондентов, как исполнители работ по капитальному ремонту МКД. Наряду с обследованием рынка работ по капитальному ремонту проводилось комплексное изучение данного сегмента рынка, включающее этапы [22]:

  • определение проблем, требующих решения;
  • сбор и обработка полученной информации;
  • анализ полученной информации;
  • использование полученных данных для принятия решения.

Также был проведен опрос граждан о качестве работ при капитальном ремонте домов. В целом, информацией для изучения регионального рынка за 2016-2017 годы служила:

  • статистическая отчетность
  • коммерческая информация,
  • сообщения средств массовой информации,
  • опросы и представленные предприятиями материалы экспертиз.

Также учитывались, факторы заинтересованности субъектов в росте прибыли, стимулирования создания новых предприятий и др.

Исследование структуры ремонтно-строительных организаций показало, что, в основном, это субъекты рынка с различной организационно-правовой формой управления - ЗАО, ООО, индивидуальные предприниматели, а также государственные предприятия. Проведенный анализ результатов реализации заказов в регионах России позволяет сделать следующее выводы:

1) Характер конкуренции определяется ограниченностью числа участников в процедуре государственных закупок, т.к. информация о конкурсах, как правило, размещается только на региональных сайтах. Технические задания на капитальный ремонт домов разрабатываются недостаточно подробно. Проще говоря, в них отсутствуют требования, предъявляемые к:

  • персоналу ремонтно-строительных организаций,
  • оборудованию
  • материалам.

2) Недостатками самого капитального ремонта, в связи с проявлением недобросовестной конкуренции, являются [18]:

  • несоблюдение требований организационно-правового порядка,
  • норм, правил при производстве ремонтно-строительных работ,
  • отсутствие комплексного подхода,
  • низкое качество выполненных работ.
  • факты оплаты невыполненных работ по капитальному ремонту МКД,
  • случаи причинения вреда здоровью, имуществу граждан.

Наивысший уровень недобросовестной конкуренции респонденты отметили в Москве, Санкт-Петербурге, С-З федеральном округе. Наиболее характерны формы недобросовестной конкуренции при производстве работ по капитальному ремонту многоквартирных домов - это:

  • незаконное использование интеллектуальной собственности (5%);
  • намеренное искажение информации (32%);
  • распространение недостоверных сведений о компаниях (18%);
  • введение потребителей в заблуждение о качестве работ (35%).

Результаты опроса показывают, что по поводу ответа на вопрос о причинах мешающих развитию конкуренции, нет единого мнения. Вместе с тем, большинство респондентов (от 40 до 45%) считает, что основная причина кроется в отсутствии доступной и объективной информации об оценки качества и безопасности работ. Административные барьеры считают фактом сдерживания конкуренции только 20 % опрошенных.

2.5. Организационные и экономические меры по преодолению проявления форм недобросовестной конкуренции

В процессе обследования были выявлены факторы, провоцирующие недобросовестную конкуренцию, основными из которых являются [20]:

  • недостаточное соответствие законодательных и нормативных документов, регламентирующих качества и безопасность проводимых работ, а именно:

- технических регламентов,

- стандартов,

- сводов правил;

  • отсутствие механизмов стимулирования добросовестных предпринимателей, проводящих работы в области ресурсо- и энергосбережения:
  • недостаточность правовых средств, пресекающих случаи необъективной информации об исполнителях, связанных со слабым применением такого инструмента как классификация по категориям качества и стандартизация.

Учитывая все вышеперечисленное можно сформировать направления работ, позволяющих развивать конкурентную среду производства работ по капитальному ремонту в целях поддержки конкуренции в регионе. Это возможно если принять во внимание:

  • создание системы технического регулирования,
  • формирование нормативно-правовой базы на национальном и региональном уровнях,
  • развитие саморегулирования,
  • формирование инфраструктуры данного рынка.

Полученные выводы о характере и особенностях недобросовестной конкуренции позволили предложить организационно-экономический механизм принятия решений при выборе претендентов на выполнение заказа на капитальный ремонт жилья.

Данный механизм позволяет при выборе претендентов на выполнение заказа определить предприятие, производящее ремонт МКД с наивысшим качеством, используя рейтинговый портал качества и безопасности, а также

предложить меры по развитию добросовестной конкуренции.

Одним из действенных инструментов развития добросовестной конкуренции является применение системы технического регулирования, которая служит для установки требований к производству работ по капитальному ремонту МКД, которые должен выполнять каждый добросовестный участник рынка. Данные требования определяются на основании научно-обоснованных норм и методов оценки качества и безопасности на национальном и региональном уровнях.

2.6. Практические и организационные инструменты устранения недобросовестной конкуренции при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов

Для осуществления этих мероприятий нужна модель системы технического регулирования, которая основана на положениях российского законодательства по техническому регулированию и практике применения документов в строительстве. Модель может содержать два укрупненных блока технического регулирования [23]:

  • первый – нормирование,
  • второй – оценка соответствия.

Каждый из блоков состоит из элементов, общее количество которых составляет – 9.

Первый блок включает регламентирование:

  • установление норм в технических регламентах Таможенного союза;
  • стандартизацию на национальном, региональном и международном уровнях – установление норм в национальных стандартах, классификаторах, правилах по стандартизации;
  • стандартизацию на уровне организации:

-установление норм в стандартах саморегулируемых организаций,


-технических условиях,

-технических описаниях,

- положениях и т.д..

Второй блок включает наряду с общепринятыми элементами, (аккреди-тация, контроль (надзор) и др.) элементы, характерные для производства работ по капитальному ремонту:

  • среднесрочные и краткосрочные региональные целевые программы,
  • добровольную сертификацию на уровне региона,
  • аттестацию специалистов,
  • классификацию на категорию качества,
  • экспертизу,
  • региональные конкурсы и др.

Элементы системы технического регулирования имеют набор инструментов, используемые на одном из уровней управления:

  • федеральном,
  • региональном,
  • муниципальном.

К числу объектов технического регулирования отнесены [19]:

  • строительные конструкции (продукция, процессы, работы, услуги),
  • персонал строительного предприятия,
  • функции управления предприятием,
  • рабочие места,
  • системы качества,
  • нормы потребления работ.

К субъектам технического регулирования можно отнести государственные структуры:

  • федеральные органы исполнительной власти, в том числе Роспотребнадзора, органы власти субъектов РФ;
  • негосударственные структуры:
  • саморегулируемые организации;
  • органы местного самоуправления;
  • общественные объединения потребителей;
  • строительные предприятия.

Поскольку капитальный ремонт имеет ярко выраженный региональный характер необходимо предложить модель реализации целей технического регулирования, характерных для регионального уровня.

На основе предложенной модели можно определить необходимый инструмент технического регулирования и применить его для решения проблем развития добросовестной конкуренции на практике. Приведенная модель позволяет объединить задачи, стоящие перед сферой капитального ремонта в регионе и определить пути их решения.

Одним из определяющих элементов технического регулирования является стандартизация, как на национальном уровне, так и на уровне саморегулируемой организации в регионе.

Учитывая важность работ по стандартизации также можно предложить методический подход к определению содержания стандартов саморегулируемых организаций и их структуре. Этот подход предусматривает формализацию терминологий, требований к качеству и безопасности для потребителя, определение форм и методов контроля выполнения требований.

Наряду с предложением системного механизма технического регулирования и нового национального стандарта можно предложить весь комплекс перспективных документов федерального, регионального уровня, уровня органов местного самоуправления и саморегулируемых организаций, обеспечивающих качество и безопасность проводимых работ, оценку соответствия исполнителей работ и, следовательно, минимизацию условий для недобросовестной конкуренции.