Файл: Добросовестная конкуренция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция

1.1 Конкуренция и её виды

1.2. Добросовестная конкуренция

1.3.Недобросовестная ценовая конкуренция

2. Развитие добросовестной конкуренции на региональном рынке капитального ремонта жилья

2.1. Особенности конкуренции на региональном рынке капитального ремонта жилья

2.2. Методика оценки состояния конкурентной среды в сфере капитального ремонта жилья

2.3. Методика оценки интегрального показателя качества и безопасности производства работ при наличии административных, экономических барьеров и технических требований в регионе

2.5. Организационные и экономические меры по преодолению проявления форм недобросовестной конкуренции

2.6. Практические и организационные инструменты устранения недобросовестной конкуренции при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

Колбачев Е.Б., Штапова И.С., Кондратова Н.В., Колбачева Т.А. Теория отраслевых рынков: учебное пособие. – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2012. – 269 с.

1.3.Недобросовестная ценовая конкуренция

Российское антимонопольное законодательство рассматривает недобросовестную конкуренцию как одну из форм деятельности, оказывающую негативное влияние на конкуренцию и направленную на ограничение конкуренции на товарных рынках. Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 «О защите конкуренции», целью закона о конкуренции является:

  • обеспечение единства экономического пространства,
  • свободного перемещения товаров,
  • свободы экономической деятельности в РФ,
  • защита конкуренции,
  • создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

   Конституция Российской Федерации запрещает недобросовестную конкуренцию.

На протяжении последних лет уровень озабоченности компаний недобросовестной конкуренции на рынке, к сожалению, не снижается. Именно недобросовестная конкуренция является наиболее острой проблемой для деятельности компаний. В своей деятельности компании регулярно сталкиваются с нарушением своих прав – и чаще всего это связано с недобросовестной конкуренцией со стороны других компаний.

В мировой экономической и деловой практике категория недобросовестной конкуренции имеет достаточно широкое толкование: под этим термином подразумеваются любые целенаправленные действия субъекта рынка против конкурента, осуществляемые недозволенными методами. Рассмотрим факторы, которые в мировой практике подпадают под категорию недобросовестной конкуренции (приложение 1) [15]:

  • проведение политики, направленной на устранение конкурентов с рынка.

Недобросовестная ценовая конкуренция является наиболее часто используемым методом. Целая группа методов недобросовестной конкуренции основана на психологическом воздействии. Например, чтобы покупатель купил товар за высокую цену, необходимо убедить его, что он совершает покупку на выгодных условиях. Для этого существуют следующие способы:

  • установление контрастной цены.

Продавец планирует реализовать товар по средним или несколько завышенным ценам и привлекает сообщников квазипродавцов. А они, в свою очередь, назначают очень высокую цену на товар, предоставленный им основным продавцом. Покупатель покупает у основного продавца, цены которого ниже, чем у квазипродавцов, и бывает очень доволен от удачно сделанной покупки. В дополнение может быть сформировано мнение о повышении цен на товар или о его ограниченных запасах, что создает ажиотажный спрос;


  • формирование продавцом имиджа «простака» - малограмотного и недалекого человека;
  • обман покупателя при покупке (обвес, обмер, обсчет);
  • уклонение от уплаты налогов, что способствует установлению более низкой цены за счет снижения издержек;
  • продажа низкокачественного товара по ценам высококачественного;
  • использование демпинга при продаже товара по ценам ниже себестоимости для максимизации прибыли.

В этом случае, демпингер устанавливает цены в несколько раз ниже конкурентов, что приводит к банкротству конкурентов. Демпингер увеличивает свое рыночное присутствие и поднимает цены, компенсируя ранее недополученные доходы, а затем получает прибыль. Но демпингер должен учесть тот факт, что ему необходимо иметь финансовыми ресурсами, чтобы не разориться в период ценовой конкуренции. Демпинг использовала японская компания Sony при проникновении на рынок США, устанавливая цену в два раза ниже, чем на своем рынке. Демпинг может быть использован как барьер на пути вхождения на рынок нежелательного конкурента;

  • действия, связанные с прямой или косвенной дезинформацией

конкурентов или потребителей, введение их в заблуждение:

  • ведение дел под чужим именем,
  • использование фирменного наименования наиболее известной фирмы,
  • использование чужой торговой марки,
  • несоответствие рекламы действительным свойствам и качеству товара.

Плагиатор обеспечивает своей подделке бесплатный канал коммуникации, нанося серьезный урон компании-жертве.

  • силовое воздействие уголовного характера на конкурентов - шантаж, киднеппинг (похищение людей), поджог;
  • дискредитация конкурентов, распространение порочащих и ложных сведений. Этот метод называется mud slinging («обрызгать грязью»);
  • некорректное сравнение производимых фирмой товаров или услуг с товарами конкуренто;.
  • хищение интеллектуальной собственности в форме промышленного шпионажа;
  • рекрутирование персонала конкурирующей фирмы, привлечение к сотрудничеству персонала конкурирующей фирмы путем формирования предложения на основе выявленных случаев недовольства служебным положением, зарплатой, условиями работы и др. Этим способом воспользовалась компания Sumsung, которая привлекала к сотрудничеству ученых из многих стран мира.
  • бойкот или побуждение к бойкоту приобретения товаров конкурентов, лишение конкурентов рынков сырья или сбыта товаров.

Данный набор недобросовестных конкурентных действий может быть продолжен:


  • монополистической практикой,
  • согласованными действиями при создании картелей,
  • разработкой новейших пирамидальных технологий продвижения (многоуровневый маркетинг),
  • другими некорректными по отношению к конкуренту действиями.

Конкурентные отношения превратились в объект пристального внимания законодателей с конца XIX - начала XX столетия, когда впервые в Германии в 1909 г. был принят специальный закон «О недобросовестной конкуренции». До принятия данного закона только США имели специальное законодательство о конкуренции (Закон Шермана 1890 г.), в котором регулировались действия, направленные на монополизацию рынка. Принятию германского закона предшествовала значительная работа в области международно-правового регулирования конкурентных отношений, итогом которой стало принятие в 1883 г. Парижской конвенции по охране промышленной собственности, которая дала определение недобросовестной конкуренции как «любым актам конкуренции, противоречащим честным обычаям в промышленных и торговых делах», а также включала примерный перечень недобросовестных конкурентных действий. Страны-участницы данной конвенции приняли на себя обязательства обеспечить гражданам стран, участвующих в союзе по охране промышленной собственности, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, включая согласно ст. 10 Конвенции, обеспечение законных средств для эффективного пресечения вышеуказанных действий.

В настоящее время далеко не во всех странах существует специальное законодательство о недобросовестной конкуренции. Большинство государств осуществляют деятельность по пресечению недобросовестной конкуренции на основе общих норм гражданского права. Они отталкивались от общих начал ответственности и на базе мер защиты, разработанных судебной и административной практикой [9].

Итак, под недобросовестной конкуренцией законодательство и практики понимают конкуренцию, «противоречащую честным обычаям в области промышленности и торговли». Такое широкое определение конкретизируется в национальных законодательных актах с помощью известных, широко применяемых общих критериев гражданского права - «добрых нравов», «доброй совести». Так, упомянутый выше закон Германии «О недобросовестной конкуренции» (1909) определяет недобросовестную конкуренцию как противоречащую добрым правам, а ст. 2 аналогичного швейцарского закона (1986) признает «в качестве недобросовестного и незаконного всякое поведение или коммерческую практику, противоречащую доброй торговой практике». Однако в отличие от германского и швейцарского законов нормативные акты стран Центральной и Восточной Европы вводят в данное определение критерий причинения вреда недобросовестными конкурентными действиями либо компании-конкуренту, либо потребителям.


Недобросовестную конкуренцию, как вид конкуренции, недопустимой в ходе обычной честной хозяйственной практики, следует отличать от тех конкурентных приемов, которые составляют действия, направленные на монополизацию рынка и достижение на нем доминирующего положения. Последние повсеместно служат предметом антимонопольного законодательства. Вместе с тем, такое разграничение в законодательстве проводится не слишком часто. Принятые в последние 10 -15 лет в большинстве стран мира законодательные акты, содержащие регулирование конкурентных отношений, как правило, являются комплексными и включают как нормы антимонопольного характера, так и правила пресечения недобросовестной конкуренции. Ярким примером такого подхода служит французский закон от 2 июля 1986 г. «О конкуренции». Аналогичный подход наблюдается в венгерском (1990) и в болгарском законах (1991).

Кроме того, в США и Англии, где отсутствуют специальные нормативные акты о недобросовестной конкуренции, недобросовестные конкурентные приемы отнесены к нарушению прав промышленной собственности, что логично вытекает из международно-правовых норм

Парижской конвенции 1883 г.

В новейшем законодательстве о недобросовестной конкуренции

прослеживается его сближение с еще одной отраслью законодательства, появившейся сравнительно недавно во всех экономически развитых странах, - с законодательством о защите прав потребителей. В современных законодательных актах в определение недобросовестной конкуренции введен потребитель. Проще говоря, потребитель практически приравнен к конкурирующим субъектам по объему предоставленных прав в области защиты от недобросовестной конкуренции. И тогда, в силу своей незащищенности перед лицом профессиональных торговцев и изготовителей продукции потребители превращаются в ключевую фигуру, субъекта всего «права конкуренции». Потребитель выступает в качестве объекта конкурентной борьбы, ради которого и ведется конкуренция.

Законы Швейцарии и Франции, Венгрии и Болгарии, Чехии и Словакии, а также специальные нормативные акты Германии прямо запрещают недобросовестные конкурентные приемы, поведение или практику, вводящие в заблуждение потребителя относительно характера товаров, его качества и безопасности. Разработаны меры защиты потребителей, приобретающих товары вне мест обычного ведения торговли, - «на пороге дома», «на ходу», т.е. в условиях, фактически навязанных потребителю и лишающих его возможности обдумать покупку.


В 1993 г. в Китае появился первый официальный закон «О защите от недобросовестной конкуренции», включающий три основных направления:

  • пресечение фактов недобросовестной конкуренции;
  • регулирование действий монополии, приводящих к недобросовестной конкуренции;
  • применение местных законов о конкуренции [18].

К недобросовестной конкуренции в рамках действующего законодательства относятся действия коммерческих предприятий, которые наносят ущерб правам и законным интересам других коммерческих предприятий и расстраивают социально-экономический порядок. К недобросовестным конкурентным действиям можно отнести:

  • неправомерные продажи,
  • реализация товаров с принудительным ассортиментом,
  • так называемая связанная продажа.

Отличительными особенностями данного закона в сравнении с аналогичными законами являются включение в него требований относительно коррупции и детальное регулирование в сфере защиты секретов производства. Нормативные положения, касающиеся недобросовестной конкуренции, рассматриваются Европейским союзом в рамках ст. 85 и 86 Римского договора. К ним относятся соглашения и согласованные действия, которые могут повлиять на торговлю между странами-членами ЕС и которые запрещают действия, ведущие к ограничению или прекращению конкуренции внутри Сообщества. Статья 86 рассматривает такое антиконкурентное поведение как злоупотребление доминирующим положением на рынке одним или несколькими участниками. Статья 91 предусматривает недопустимость демпинга, осуществляемого внутри общего рынка. Активная деятельность по разработке методологии пресечения недобросовестной конкуренции осуществляется Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). ЮНКТАД участвует в деятельности, связанной с нормативным регулированием конкуренции на рынках и ограничительной деловой практикой с начала 1970-х гг. и накопила значительный опыт в этой области. Благодаря ее работе в 1980 г. была принята резолюция 35/63 Генеральной Ассамблеи ООН по Комплексу согласованных между многими сторонами равноправных принципов и правил контроля за ограничительной деловой практикой. Действующие в настоящее время антимонопольные законодательства запрещают недобросовестную конкуренцию и рассматривают ее как один из аспектов деятельности, направленной на ограничение конкуренции на товарных рынках.