Файл: Добросовестная конкуренция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция

1.1 Конкуренция и её виды

1.2. Добросовестная конкуренция

1.3.Недобросовестная ценовая конкуренция

2. Развитие добросовестной конкуренции на региональном рынке капитального ремонта жилья

2.1. Особенности конкуренции на региональном рынке капитального ремонта жилья

2.2. Методика оценки состояния конкурентной среды в сфере капитального ремонта жилья

2.3. Методика оценки интегрального показателя качества и безопасности производства работ при наличии административных, экономических барьеров и технических требований в регионе

2.5. Организационные и экономические меры по преодолению проявления форм недобросовестной конкуренции

2.6. Практические и организационные инструменты устранения недобросовестной конкуренции при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

Колбачев Е.Б., Штапова И.С., Кондратова Н.В., Колбачева Т.А. Теория отраслевых рынков: учебное пособие. – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2012. – 269 с.

2. Развитие добросовестной конкуренции на региональном рынке капитального ремонта жилья

2.1. Особенности конкуренции на региональном рынке капитального ремонта жилья

Ведущая роль в развитии рынка отводится конкуренции. Она рассматривается, как борьба хозяйствующих субъектов и узаконенная форма борьбы за существование, при которой обеспечивается поступательное развитие материально-технической базы общества и научно-технический прогресс. На пути развития конкурентной среды возникают барьеры, одним из которых является недобросовестная конкуренция. В результате происходит:

  • ухудшение качества;
  • увеличение сроков проведения капитального ремонта;
  • повышение рисков, связанных с безопасностью:

-механической,

-экологической,

-биологической,

-имущественной;

  • ухудшение санитарного состояния окружающей среды,
  • большие затраты при эксплуатации зданий,
  • ощутимые потери бюджета [12].

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что одним из результативных инструментов снижения недобросовестной конкуренции может стать техническое регулирование, которое:

  • формирует требования к качеству и безопасности работ, ресурсо-и энергосбережению,
  • создает единое экономическое поле для добросовестных предпринимателей.

Теоретически и практически доказано, что конкуренция:

  • обуславливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования,
  • является двигателем развития рынка,
  • способствует:

-повышению качества,

-сокращению затрат и сроков выполнения работ,

-поиску новых рынков,

-созданию новых товаров и услуг,

-применению новых методов предпринимательства.

В настоящее время в регионах России активно развивается конкуренция на рынке работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (МКД). Участниками рынка являются:

  • ремонтно-строительные организации,
  • органы исполнительной власти и местного самоуправления,
  • саморегулируемые организации,
  • жители МКД.

Функционирование рынка работ по капитальному ремонту МКД зависит от состояния взаимодействия участников других рынков в сфере капитального ремонта, как в регионе, так и в России в целом. Кстати, данный рынок связан с другими отраслевыми сегментами [11]:


  • ЖКХ
  • санитарно-гигиеническая обработка,
  • профессиональная уборка.

Конкуренция в данном случае рассматривается как борьба между исполнителями капитального ремонта с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. При этом выстраивается на основе действующего законодательства в области защиты конкуренции. Общее число строительных организаций в РФ, в том числе и ремонтно-строительных, вышедших на рынок (по данным Росстата за 2017 год) составило порядка 197,5 тыс. Причем, наибольшее число организаций представлено в Центральном Федеральном округе РФ – 72 тыс., а наименьшее число – в Северо-Кавказском Федеральном округе (5,8тыс.)

На сегодняшний день на рынке капитального ремонта МКД конкуренция зависит от ряда основных функций характеризующих особенности производства работ в регионе в соответствии с (1).

H k = f (Fi; O j; Ts; Lr; St) (1)

где: Fi - функция, характеризующая различные формы интеграции производителей как в самом регионе, так и с участниками других рынков;

O j -функция, определяющая особенности организаций , влияющих на реализацию заказов;

Ts -функция, характеризующая присутствие в данном секторе незарегистрированных исполнителей, а также незарегистрированных фирм, готовых выполнять заказ;

Lr - функция, отражающая локальный (региональный) характер конкуренции на рынке производства работ по капитальному ремонту;

St -функция, характеризующая техническую специализацию организации.

Зарубежный опыт показывает, что рыночная экономика требует регулирующих воздействий, в том числе, в области конкурентной политики. И тогда необходимо ввести лицензирование, а также ряд других форм регулирования входа на рынок.

В России организации для осуществления деятельности в области строительства, в частности, по капитальному ремонту МКД, должны получить допуск от саморегулируемых организаций. В ряде регионов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.) приняты и выполняются программы развития территорий, составной частью которых является реализация региональной конкурентной политики. Можно сказать, что в сфере капитального ремонта МКД приоритетными направлениями и принципами конкурентной политики возможно считать [14]:

    • обеспечение равных условий при получении государственных и
  • муниципальных заказов путем создания системы электронных торгов, а также обеспечение равного доступа к ним всех субъектов хозяйственной деятельности;
  • обеспечение информационной прозрачности деятельности организаций;
  • стимулирование работ в области энергосбережения;
  • формирование объективных критериев оценки качества, безопасности и сроков выполнения работ на региональном уровне;
  • упрощение процедуры выдачи разрешений на проведение капитального ремонта и разработка технических норм, формализующих требования к качеству и безопасности;
  • внедрение системы независимого экспертного контроля (мониторинга) состояния конкуренции на региональном рынке для принятия корректирующих управляющих решений.

Производство работ по капитальному ремонту МКД имеет важное социально-экономическое значение для любого региона. Сегодня 1,639 млн. МКД в регионах России, в которых проживает 45 млн. человек, требуют капитального ремонта. Это - более 3000 млн. кв. м. Стоимость капитального ремонта 1 кв. м жилья колеблется от 1 до 6 тыс. руб., т.е. ремонт всего жилищного фонда потребует порядка 5 трлн. руб. Необходимость работ по капитальному ремонту МКД связана с процессами старения и снижения безопасности всех элементов конструкций общедомового имущества, в т.ч. коммунальных инженерно-технических сетей. Правительством РФ принят ряд мер организационно-экономического характера по приведению жилищного фонда и коммунальных сетей в надлежащее состояние с целью повышения качества жизни населения.

В настоящее время в регионах РФ действуют долгосрочные федеральные и местные программы капитального ремонта МКД, создающие условия для развития конкуренции. В Москве реализуется адресная программа по проведению капитального ремонта общего имущества собственников помещений в МКД Москвы. В табл. 1 представлены обобщенные данные Фонда ЖКХ по федеральным округам РФ о проведении капитальных ремонтов за 2016 и 2017 годы.

Таблица 1

Данные Фонда содействия реформированию ЖКХ по федеральным округам РФ о проведении капитальных ремонтов за 2016 и 2017 годы

Федеральные округа

Количе-ство МКД, ед.

Общая площадь дома, т.кв.м

Стои-мость, млн. руб.

Количе-ство МКД, ед.

Общая площадь дома, т.кв.м

Стои-мость, млн. руб.

2016

2017

Федеральный округ Ц

7013

17614,12

16010,21

2602

5700,36

5696,96

Федеральный округ С-З

5721

19864,89

13871,87

1458

5475,59

4117,32

Федеральный округ Ю

2735

8479,47

8805,25

620

2559,08

2946,33

Федеральный округ С-К

1380

3058,8

4901,59

337

790,76

1496,49

Федеральный округ П

7955

23380,95

17344,63

3618

13636,57

10700,0

Федеральный округ У

1570

5488,93

5797,67

640

2005,59

3039,39

Федеральный округ С

2987

7871,8

7206,9

1886

5023,66

4540,08

Федеральный округ Д

1696

5312,55

5894,04

899

2960,66

4045,81

Федеральный округ К

Отсутствуют официальные данные

Итого

31057,00

91071,51

79832,16

12060

38152,27

36582,38


С 2012 года капитальный ремонт в Москве выполняется в рамках Государственной программы города Москвы «Жилище» на среднесрочный период (2012-2016 гг.). С 2012-2016 гг. в Москве был проведен комплексный капитальный ремонт в 1647 домах, в 4528 домах проведен выборочный ремонт.

Представленные данные свидетельствуют о том, что во всех федеральных округах снижается объем капитальных ремонтов МКД, что свидетельствует о необходимости принятия организационно-экономических решений по его увеличению.

Наибольшее количество отремонтированных домов в Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, а также в Нижегородской области. Доля расходов на финансирование мероприятий по комплексному ремонту МКД в 2016 году составляла 16% от общего объема финансирования региональных адресных программ капитального ремонта. Программный подход к финансированию капитального ремонта МКД создает условия для выхода на рынок предприятий, которые должны использовать современные приемы работы.

Исследования зарубежного и отечественного опыта проведения капитального ремонта показали, что действенным инструментом развития конкуренции стало принятие федерального законодательства в области технического регулирования и саморегулирования. Инструментами технического регулирования являются [8]:

  • технические регламенты,
  • стандарты,
  • сертификаты,
  • правила и т.д.

Причем, они, по всей видимости, создают экономическое и информационное поля для конкурирующих участников рынка, а также предоставляют предпринимателю возможность выбирать свою непосредственную позицию на рынке. Для методической и организационной поддержки технического регулирования было разработано более 150 стандартов. Данные стандарты могут быть использованы саморегулируемыми организациями и создавать благоприятные условия для развития конкуренции в регионе, а так же для обеспечения качества и безопасности работ.

2.2. Методика оценки состояния конкурентной среды в сфере капитального ремонта жилья

В целях изучения конкуренции в сфере производства работ по капитальному ремонту жилья в регионах России были проведены социологические исследования, по результатам которых был выявлен высокий уровень конкуренции во всех федеральных округах за исключением Дальневосточного федерального округа.


Можно предложить комплексный подход, сочетающий в себе два способа оценки:

  • первый основан на экспертной оценке конкурентной среды по результатам анкетирования представителей ремонтно-строительных организаций.

Причем этот способ оценки основан на общепринятой методике ФАС и адаптирован к рынку капитального ремонта жилья. Данная оценка проводилась в восьми регионах Российской Федерации. В результате было установлено, что конкуренция присутствует во всех исследуемых субъектах, и в каждом из них имеет свои особенности. Наиболее высокий уровень конкуренции отмечен в области С, наименьший – в области М.

  • второй способ оценки, основан на обобщении официальных статистических данных по методу Херфиндаля-Хиршмана.

Он показал, что наиболее низко монополизированным рынком производства работ по капитальному ремонту МКД являются рынки области М и С. Наиболее высокий уровень монополизации имеет рынок в республике

Т. Обобщив полученные данные по двум исследованиям, был произведен расчет показателя «прозрачности рынка» (Кпрозр) по следующей формуле (2):

Кпроз. = (10000Hhi)Eк (2),

где: Hhi - индекс Херфендаля-Хиршмана

Eк - показателя состояния конкурентной среды в регионе (0 < к E >1).

На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что положительная ситуация на рынке капитального ремонта МКД наблюдаются в областях С, М, Т, и О, неблагоприятная – в республике Т.

Информация о состоянии конкуренции, монополизации и прозрачности рынка позволяет ремонтно-строительным организациям оперативно адаптироваться к условиям рынка, а органам исполнительной власти, местного самоуправления и саморегулируемым организациям принимать объективные регулирующие воздействия.

2.3. Методика оценки интегрального показателя качества и безопасности производства работ при наличии административных, экономических барьеров и технических требований в регионе