Файл: Добросовестная конкуренция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция

1.1 Конкуренция и её виды

1.2. Добросовестная конкуренция

1.3.Недобросовестная ценовая конкуренция

2. Развитие добросовестной конкуренции на региональном рынке капитального ремонта жилья

2.1. Особенности конкуренции на региональном рынке капитального ремонта жилья

2.2. Методика оценки состояния конкурентной среды в сфере капитального ремонта жилья

2.3. Методика оценки интегрального показателя качества и безопасности производства работ при наличии административных, экономических барьеров и технических требований в регионе

2.5. Организационные и экономические меры по преодолению проявления форм недобросовестной конкуренции

2.6. Практические и организационные инструменты устранения недобросовестной конкуренции при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

Колбачев Е.Б., Штапова И.С., Кондратова Н.В., Колбачева Т.А. Теория отраслевых рынков: учебное пособие. – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2012. – 269 с.

Понятие и основные признаки добросовестной конкуренции

Добросовестная конкуренция - это разновидность конкурентных отношений, способствующая гармоничному развитию экономики государства.

Конкуренция - это взаимоотношения между участниками экономики, которые выражены в виде борьбы, соперничества по поводу производства материальных благ и их обмена. При этом, она необходима для эффективного развития и существования предпринимательской деятельности.

Положительными последствиями считаются [17]:

  • развитие инициативности хозяйствующих субъектов. Это:

- стимулирует производство,

- повышает качество продукции (работ, услуг),

- способствует подъему экономики в целом;

  • распределение товаров, работ, услуг в те места, где в них больше

всего нуждаются. При отсутствии конкуренции субъекты экономики насыщали бы только наиболее благоприятные рынки сбыта.

  • направление ресурсов на изготовление самых востребованных потребителем продуктов;
  • защита предпринимателей от возможной криминализации рынка конкурентами, использования ими недобросовестных методов борьбы за место на нем.

При этом наряду с позитивными результатами конкуренция имеются и отрицательные, которые могут дестабилизировать экономику:

  • конкуренция легко может нарушить созданную стабильную ситуацию на рынке;
  • каждый участник предпринимательских отношений так или иначе всегда стремится к монополизации своего сегмента, что влечет ограничение возможности новых участников по выходу на рынок сбыта;
  • желание увеличить прибыль толкает хозяйствующие субъекты к таким методам конкуренции, которые будут не развивать рынок, а тормозить его.

Таким образом, конкуренция - это явление двоякое, имеющее как позитивные, так и негативные черты.

Общее содержание конкуренции заключается во взаимодействии 4 элементов в рамках конкретной отрасли экономики [7]:

  • соперничества участников. Если оно достаточно жесткое, то приводит к росту затрат на повышение конкурентоспособности товара;
  • угрозы появления новых субъектов. Новички, перераспределяя существующее неизменное количество потребителей, снижают прибыльность рыночного сегмента;
  • наличие в отрасли крупных поставщиков и/или приобретателей. Данный факт также влияет на финансовое состояние фирмы-производителя, так как сильные игроки желают пользоваться большими скидками и преференциями. Другими словами, способствуют изменению цен в свою

пользу.

  • утраты компаниями-участниками возможности повышать цены в ситуации, когда на рынке появляются товары-заменители. Потребители в этом случае явно будут обращаться к более дешевым продуктам.

Чтобы сохранять конкурентоспособность в соответствующей сфере, предприниматель должен учитывать все вышеперечисленные факторы.

Так, по уровню соперничества конкуренция делится на следующие виды:

  1. совершенную, для которой характерны:
  • однородность товара;
  • многочисленность продавцов и потребителей;
  • отсутствие преград для входа на рынок и выхода из него;
  • наиболее полная информированность о ценах, прибылях и др.;
  1. несовершенную, главной особенностью которой является дифференциация продукции. Благодаря этому участники рынка могут влиять на уровень цен. К данному типу относятся монополистическая и олигополистическая формы конкуренции.

Есть также разделение по сферам распространения, т. к. конкуренция присутствует:

  • на товарных рынках, где участниками выступают хозяйствующие субъекты, продающие разные виды товаров (работ, услуг);
  • финансовых рынках, в границах которых действуют финансовые организации и соперничество идет в области предоставления финансовых услуг.

Понятие и признаки добросовестной конкуренции

Как такового определения добросовестной конкуренции нет ни в экономических, ни в юридических источниках. Есть понятия «конкуренция», «недобросовестная конкуренция», «совершенная конкуренция», «несовершенная» и др. В связи с этим под добросовестной имеет смысл понимать такую конкуренцию, которая не содержит признаков недобросовестной и, по сути, тождественна определению конкуренции, данному в п. 7 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ [1]. Таким образом, можно сделать вывод, что добросовестная конкуренция - это отношения соперничества. Необходимо заметить, что при этих отношениях каждый участник допускаемыми законом средствами ограничивает других в возможности единолично влиять на состояние рынка. Данное законодательное определение исходит из экономического понятия совершенной конкуренции. Кстати, такое явление существует крайне редко. В этом случае, в основном соперничество проявляется на рынках с наличием в той или иной степени монополизированных субъектов. Проще говоря, в рамках несовершенной конкуренции.

Исходя из этого определения, можно выделить 3 признака, которыми обладает добросовестная конкуренция:


  • совершение присутствующими в экономике лицами самостоятельных действий, которые называются конкурентными;
  • осуществление конкурентных процессов не в «вакууме», а между участниками, именуемыми субъектами конкуренции;
  • наличие определенных экономико-правовых локаций, именуемых рынками, где и происходит взаимодействие продавцов и потребителей.

Конкурентные действия, ценовая добросовестная конкуренция и неценовые методы

Каждый участник рынка стремится к получению прибыли. Для этого он совершает определенные действия, которые обеспечивают субъекту предпринимательства правомерное преимущество. В итоге эта деятельность делится на ценовую и неценовую конкуренцию.

Механизм первого вида состоит в понижении или повышении цен. В результате предприятие обеспечивает себе больший приток потребителей. Несмотря на то, что основная цель конкуренции  является максимизация прибыли, иногда ценовой метод применяется для решения совсем других задач. Например, он может использоваться для выдавливания с рынка менее устойчивых производителей путем установления цен ниже себестоимости продукции. При таких условиях выигрывают только самые мощные в финансовом плане субъекты.

Второй способ заключается в [21]:

  • улучшении качества товара (работ, услуг);
  • расширении ассортимента,
  • модернизации производства,
  • повышении уровня сервисного обслуживания.

Выбор более удобного месторасположения, расширение рекламы также могут способствовать увеличению потребительского спроса. Кроме того, большую популярность в борьбе за покупателя стали приобретать маркетинговые исследования, которые помогают предпринимателям лучше определить истинные потребности людей.

Таким образом, конкурентные действия воздействуют, с одной стороны, на потребителя, удовлетворяя его потребности; с другой - на конкурентов, отвлекая от их продукции потенциальных приобретателей.

Определение границ рынка

Этот признак тесно связан с таким важным условием конкуренции, как невозможность отдельных субъектов влиять своими действиями на общие правила конкретного рынка. Это проявляется посредством реализации права каждого заинтересованного лица на свободу совершения сделок, прописанного в ст. 421 ГК РФ и включающего в себя не только свободу в выборе и приобретении товаров (работ, услуг), но и возможность формировать договорные условия и устанавливать цены по собственному усмотрению сторон.


Таким способом законодатель противопоставляет конкуренцию в ее добросовестной форме преобладающему положению на товарном рынке. При этом под рынком понимается единая сфера обращения конкретного товара (п. 4 ст. 4 Закона о конкуренции). Для целей контроля над правильным функционированием конкретного рыночного местоположения соответствующие властные органы должны точно определять рамки данного сегмента.

Регулирование конкуренции

Принцип государственной поддержки конкуренции сформулирован в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ [6]. Целью такой поддержки является обеспечение эффективного существования рынка на основе конкурентных отношений с учетом государственного контроля над монополиями.

Поставленная государством задача решается 2 путями:

  • издаются соответствующие нормативные акты, которые в своей совокупности составляют законодательство о конкуренции и монополии;
  • за соблюдением установленных правил следит специальный орган - Федеральная антимонопольная служба, или ФАС РФ (постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» от 30.06.2004 № 331) [2].

Помимо контролирующей функции ФАС РФ имеет полномочия по принятию правовых актов, которые развивают, уточняют или разъясняют положения основных законодательных документов.

Законодательство о конкуренции и монополии

Рассматриваемая область законодательства состоит из нескольких частей. В первую очередь это конкурентное законодательство, которое включает в себя:

  • антимонопольное законодательство, которое ограничивает монополизацию экономики.

Оно достигается с помощью предусмотренного правовыми актами государственного надзора за доминирующими субъектами, а также предупреждения и преследования монополистических явлений. К антимонопольным источникам, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о конкуренции, относятся Конституция РФ (ст.  8, 34), ГК РФ (ст.  10) и пр. законодательство о недобросовестной конкуренции, которое способствует

выявлению и предупреждению недопустимых методов конкурентной

борьбы.

В случае нарушения нормативных правил предусмотрены меры ответственности для виновных субъектов. Этот нормативный акт состоит из Закона о конкуренции, Кодекса РФ об административных правонарушениях (например, ст. 14.33 о недобросовестной конкуренции), Уголовного кодекса РФ (ст.  178 об ограничении конкуренции) [4], а также иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов ФАС РФ, международных соглашений.


Вторая часть - это законодательство о естественных и государственных монополиях (например, закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ) [5]. Оно регулирует деятельность доминирующих на рынке организаций. Причем они создаются государством ради соблюдения публичных интересов. Такие хозяйствующие субъекты не имеют преобладающего значения и носят исключительный характер.

Элементы права на добросовестную конкуренцию

Ст. 8 Конституции РФ, провозгласив принцип государственной поддержки конкуренции, фактически возвела его в ранг основ конституционного строя РФ. Это означает, что право на конкуренцию считается одним из самых главных элементов предпринимательской деятельности вообще.

Рассматриваемая возможность состоит из следующих правомочий:

  • права на собственные действия.

Оно выражается в свободном доступе на рынок и в осуществлении таких мероприятий, которые способствуют привлечению потребительского спроса. При этом зачастую добросовестные действия конкурента создают помехи для других субъектов, что естественно, не всегда можно признать противоправным.

  • права требования.

Оно заключается в праве предпринимателя требовать от остальных участников и властных органов, чтобы они не мешали ему совершать

конкурентные действия.

  • права на защиту.

Суть его состоит в возможности защитить свои предпринимательские права:

  • способом самозащиты,
  • путем применения к нарушителю мер государственного воздействия:

- гражданского характера,

- административного характера,

- уголовного характера.

Причем, можно только на основании норм федеральных законов и только для целей удовлетворения общественных нужд лимитировать право субъекта предпринимательской деятельности на конкуренцию в добросовестном виде. Например, такое ограничение существует в сферах государственных и естественных монополий.

Итак, рассмотренный вид конкуренции определяется как равное соперничество хозяйствующих субъектов. Такая конкуренция является важнейшим элементом эффективного функционирования экономики. Данный вид конкуренции регулируется разделом российского права, которое включает в себя конкурентную часть и законодательство о естественных и государственных монополиях. Реализуется с помощью применения ценовых и неценовых методов. При этом признаются более благоприятными и полезными в плане дальнейшего конструктивного функционирования экономики.