Файл: Построение сбалансированной промышленной политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В самом начале в сферу ответственности этого органа входили также:

  • кредитование предприятий на льготных условиях,
  • приоб­ретение земли под строительство промышленных площадок,
  • создание промышленной инфраструктуры.

Так, Агентство Сингапура по международному предпринимательству занимается продвижением сингапур­ских компаний на иностранных рынках и поддержкой их зарубежных инвестиций. Среди функций Агентства по науке, технологиям и исследованиям (A*STAR) можно назвать также реализацию стратегий в области научно-технической политики и развитие научно-исследовательского потенциала Сингапура. Деятельность этого органа направлена на:

  • обеспечение значимых класте­ров экономики квалифицированными научно-исследовательскими кадра­ми,
  • поддержку исследовательских программ в университетах и исследо­вательских центрах.

На определённых этапах активное участие государства в формировании структуры экономики также проявилось в создании государственных предприятий и государственных регулятивных комитетов. И тогда предприятия создавались напрямую через соответствующие министерства или с помо­щью государственных инвестиционных холдинговых компаний.

Такие государственные компании были необходимы для развития стратегических отраслей, требующих значительных капиталовложений. Это:

  • судостроение,
  • судоходство,
  • нефтехимия.

Находясь в государственной собственности, эти предприятия управлялись по коммерческим принци­пам. Проще говоря, их акции котировались на биржах, а руководство компаний было подотчётно их акционерам. В условиях экономической свободы вначале 90-х гг. большинство государственных компаний было привати­зировано. Широкое применение в промышленной политике нашли и финансо­вые инструменты. Правительство Сингапура часто прибегало к прямо­му финансированию. Это осуществлялось с помощью создания целевых фондов для решения различных задач, например:

  • для финансирования подготовки высококва­лифицированных кадров. В этом участвовал Фонд повышения квалификации в 70-е гг. или Национальный фонд производительности в 2011 г.;
  • для поддержки сингапурских компаний, желающих расширяться и выходить на между­народный рынок. В этом участвовал Фонд развития предприятий, 2011 г.

Причем, государственная поддержка оказывалась также и с помощью льготного кредитования. Хотя его применение было не так распространено , как в Южной Корее и на Тайване, все таки оно служило сред­ством поддержки как крупных предприятий, так и малого и среднего бизнеса. Из других средств наиболее часто применялись фискальные инстру­менты, например [9]:


  • налоговые льготы,
  • скидки,
  • возврат НДС,
  • ускорен­ная амортизация.

Они стали универсальными инструментами для реали­зации различных задач промышленной политики. Тогда особенно широко их использовали в селективной промышленной политике для привлечения ПИИ. Учитывая то, что инвесторы получали достаточно щедрые налоговые льготы, они бра­ли на себя обязательство выполнить определённые нормативы:

  • по объёму инвестиций,
  • проектной мощности производств,
  • количеству создаваемых рабочих мест.

Позднее подобный пакет фискальных пошлин, доказавший свою эффективность в промышленности, применялся и для стимулирования развития сектора услуг. В последнее время льготный налоговый режим был введён в отношении таких отраслей, как:

  • судостроение,
  • фармацевтика,
  • биомедицинское производство,
  • финансовые услуги.

Механизм фискальных пошлин имел место и в функциональ­ной промышленной политике. Налоговые льготы использовались для стимулирования экспортного направления на предприятиях. Это:

  • освобождение от по­доходного налога,
  • налога на ввозимые инвестиционные товары и сырьё для экспортного производства,
  • налоговые скидки,
  • ускоренная амортиза­ция.

С новым курсом на развитие наукоёмких отраслей по­явилось большое количество налоговых и других побуждений , в том числе и для поощрения научно-исследовательской деятельности фирм:

  • компенсации затрат на роялти,
  • приобретение лицензий у иностран­ных правообладателей.

Поддержка малого и среднего бизнеса также во многом опиралась на механизм фискальных пошлин:

  • освобож­дение от налогов,
  • налоговые скидки,
  • возмещение расходов на взносы в Центральный фонд социального обеспечения.

Наведение так называемого "порядка" на рынке труда стало одним из элементов промышленной политики Сингапура первого десятилетия индустриализации. Для этого использовались правовые инструменты. Законы "О производственных отношениях" (1966 г.) и "О занятости" (1968 г.) давали больше полномочий работодателю, исключая из тру­дового договора такие пункты, как:

  • повышение по службе,
  • сокращение,
  • увольнение.

Эти меры дополнялись политикой по сдерживанию роста зарплат. С одной стороны, это позволило привести их уровень в Сингапуре :

  • к показателям, соизмеримым с показателями других ази­атских НИС,
  • реализовать сравнительное преимущество экономики.

С другой стороны, такое прямое вмешательство вскоре привело к неуравновешенности – увеличению спроса на дешёвую рабочую силу и её исчерпанию. Эта ситуация привела к тому, что пришлось привлекать работников из-за рубежа. В 1979 г. для преодоления этого состояния экономики была разработана новая стратегия. Эта стратегия предусматривала плано­мерное повышение заработной платы в течение 3-х лет – с 1979 по 1981 г. Причем, эта стратегия была не просто реакцией на неудачи предыдущей стратегии, а еще и механизмом промышленной политики. По замыслу правительства, повы­шение трудовых издержек должно было перенаправить потоки ПИИ из трудоёмких и низкотехнологичных производств в более капиталоёмкие и технологичные. Таким образом, правительство пыталось помочь преодолеть зависимость от ино­странной рабочей силы. Однако этот инструмент оказался слишком откровенным и сам по себе не способствовал реструктуризации экономики. В период меж­ду 1979 и 1985 гг. средняя заработная плата действительно росла до­статочно быстро. Но при этом приток ПИИ резко сократился. Это привело к снижению занятости. В результате всех этих действий Сингапур на какое-то время потерял конкурентные преимущества в виде низкой стоимости рабочей силы и в 1985 г. впал в первую за несколько десятилетий рецессию. Интересен тот факт, что, после этого многие западные исследователи используют этот пример для доказательства негативного влияния государственного вме­шательства в экономику. А вообще, эта ситуация с зара­ботной платой лишний раз доказывает, что для изменения отраслевой струк­туры этого недостаточно. Как правило, необходим комплекс целенаправленных действий. И тогда Сингапур для развития человеческого ка­питала обратились к программе по подготовке кадров, особенно по техническому и профессиональ­ному образованию. Чтобы рабочие кадры полностью соответствовали требованиям работодателей, СЭР содействовал ТНК в организации цен­тров для подготовки собственного персонала. В 1972 г. в рамках этой инициативы был открыт совместный учебный центр правительства и ин­дийской компании Tata, которые готовили специалистов для [9,14]:

  • приборостроения,
  • точного машиностроения,
  • слесарного дела,
  • литья.

По такой же модели были созданы учебные центры немецкой Rollei и голландской Philips в 1973 и в 1975гг. соответственно. Все про­ходившие подготовку в этих центрах подписывали обязательство прора­ботать 5 лет после окончания обучения на предприятиях, созданных при содействии Совета по экономическому развитию. В рамках этой стратегии в конце 70-х гг. прошлого века были созда­ны межправительственные институты:


  • Японско-Сингапурский,
  • Германо- Сингапурский,
  • Франко-Сингапурский.

Все эти институты были эффективным механизмом технологического трансферта между странами. Развивая сектор НИОКР, Сингапур нуждался в высококвалифици­рованных кадрах, в том числе способных возглавить исследовательские центры и институты. Для ликвидации дефицита научных работников в стране реализовывалась программа по привлечению иностранных спе­циалистов и возвращению на родину известных сингапурских учёных, ра­ботавших за границей. Благодаря усилиям A*STAR в Сингапур удалось привлечь именитых учёных в области:

  • био- и информационных техноло­гий,
  • медицины,
  • микроэлектроники.

Подобная стратегия дополнялась про­граммами стипендий и грантов A*STAR для сингапурских аспирантов, обучающихся в зарубежных вузах по инженерным и техническим специ­альностям в области биотехнологий и микроэлектроники.

Ещё одним важным элементом промышленной политики было создание современной инфраструктуры. Действующая в Сингапуре транспортная система, которая включает второй в мире по грузооборо­ту порт, аэропорт "Чанги", признанный в 2010 г. лучшим аэропортом мира, а также сеть автомобильных дорог – всё это весомый аргумент для выбора именно этой страны в качестве места ведения бизнеса. Правительство Сингапура параллельно реализовывало специальные инициативы, направленные на развитие промышленной инфраструктуры.

Так, в 2006 г. начал работать научно-исследовательский кластер в области биотехнологий "Biopolis", а в 2014 г. был открыт инжиниринговый кластер "Fusionopolis". Ещё с конца 70-х гг. прошло­го века развиваются крупнейшие в мире нефтехимические комплексы на островах Джуронг и Пулау Буком, а также портовый и логистический кластеры.

Прослеживая эволюцию промышленной политики Сингапура, мож­но отметить, что со временем государство всё больше опиралось на инструменты косвенного влияния и регулирования. В прошлое ушли такие механизмы "жёсткой" промышленной политики, как:

  • импортные квоты,
  • тарифы
  • регулирование заработной платы.

Для решения спектра задач по изменению структуры экономики всё чаще используют­ся косвенные меры, в первую очередь различные фискальные механизмы. Это , очевидно, связано со вовлечением Сингапура в мировую экономику. А там, как известно, обязательства по соглашениям в рамках ВТО и созданию зон свободной торговли с рядом государств, как правило, не позволяют прибегать к протекционистским инструментам. Причиной смены тональ­ности промышленной политики послужили и внутренние факторы, в част­ности общая либерализация экономической системы Сингапура. Особенно она проявлялась в финансовом секторе и сопровождалась приватизацией государственных предприятий. Такой подход, учитывая изменения внешней и внутренней конъюнктуры, позволил Сингапуру решить многие задачи. К примеру, удалось изменить отраслевую структуру при помощи диверсификации промышленного производства и услуг (табл. 2). В промышленности заново были созданы высокотехнологичные отрасли в сфере [4]:


  • электроники,
  • химии,
  • нефтехимии,
  • машиностроения,
  • биотехнологии.

Комплексная инициатива по развитию сектора биотехнологий на­чала реализовываться лишь в начале прошедшего десятилетия. Но при этом, к 2006 г. был зафиксирован значительный рост производства (с 3,5 до 14,5 млрд дол. США), а также занятости в биомедицинском секторе (с 6 до 13 тыс. работников). Город-государство сохранил и приумножил свою значимость в мировой экономике, став важным мировым финансо­вым центром наряду с:

  • Лондоном,
  • Нью-Йорком,
  • Гонконгом,
  • Цюрихом,
  • Токиo.

Свои плоды принесли и меры по стимулированию деятельности иностранных инвесторов, которые позволили Сингапуру занять среди развивающихся стран лидирующую позицию по количеству привлекае­мых ПИИ.

Таблица 2

Динамика структурных сдвигов экономики Сингапура 1960–2017 гг. (доля отраслей в ВВП, %)*

1960

1970

1980

1990

2000

2005

2010

2012

2017

С/х и добы-вающая промыш-ленность

4,1

3,5

2,9

2,5

1,7

1,3

0,1

0,1

0

Обрабаты-вающая промыш-ленность

11,9

15,3

19,7

23,4

28,5

25,0

24,3

27,3

22,3

Строи-тельство

3,6

6,8

7,3

7,5

6,4

12,2

4,7

3,7

4,5

ЖКХ

2,5

2,4

2,8

2,3

2,1

2,1

1,7

1,5

1,5

Торговля

35,9

29,6

30,2

28,8

26,4

19,9

13,3

15,1

16,5

Транспорт и ком-

муникации

14,2

11,8

11,2

11,3

14,7

13,5

12,4

12,1

12,3

Финансо-вые и дело вые услуги

11,3

13,8

14,2

15,3

15,2

22,0

24,6

23,8

25,9

Прочие виды услуг

16,5

16,8

11,7

8,8

5,0

4,0

17,9

16,4

17,0

Несомненным свидетельством экономических успехов Сингапура стали высокие позиции страны в различных мировых рейтингах. Так, в 2011 г. он в очередной раз возглавил список стран с наибо­лее благоприятным деловым и инвестиционным климатом (по версии Всемирного банка). В 2010–2011 гг. Сингапур лидировал и среди самых конкурентоспособных стран мира. Достижения "азиатского тигра" отме­чаются не только в экономической сфере, но в институциональной и со­циальной составляющих жизни страны. В экономике Сингапура трудятся самые: