Файл: Построение сбалансированной промышленной политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, основное направление экономической политики Тайваня и цели импортозамещения заключались в том, чтобы:

  • не производить его углубление,
  • не форсировать развитие новых молодых и при этом капиталоемких отраслей, производящих товары инвестиционного спроса:

- «вторичная» фаза,

- «тяжелая» фаза,

  • придать экспортную направленность уже существующим отраслям.

Государство достаточно активно внедряло инструменты поддержки экспортноориентированных предприятий на Тайване.

Так, например, в отношении компаний, осуществляющих экспортную деятельность, государство применяло экономические и финансовые меры поддержки. Импортные пошлины и налоги были сведены к минимальным значениям. Это создало толчки для ввоза необходимых комплектующих по ценам близким к мировым.

Поскольку финансовые ресурсы в стране были ограничены, то

государство взяло на себя обязательство осуществлять финансирование только инвестиционных проектов по созданию импортозамещающих капиталоемких отраслей. По-видимому, выбор правительства Тайваня основывался на сроке окупаемости таких инвестиционных проектов. Для их реализации необходимы были существенные, но краткосрочные инвестиции.

Для финансовой поддержки инвестиционных проектов были определены

соответствующие отрасли и конкретные виды деятельности. Среди отраслей упор был сделан на развитие легкой промышленности, конкретно текстильного производства из-за его экспортной ориентации. Одновременно увеличивалось производство:

  • продуктов питания,
  • предметов повседневного спроса,
  • радио- и электротоваров,
  • товаров длительного пользования для дома.

Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в 60-е гг. возросли по сравнению с предыдущим десятилетием с 11,8% до 18,5%, а ВВП – с 6,9% до 10,1% . С точки зрения механизмов рынка, продукцию таких отраслей выгоднее было бы импортировать. Однако государство позаботилось о защите национальных производителей, введя систему импортных пошлин.

Опыт Тайваня интерес тем, что промышленная политика обеспечения национальной конкурентоспособности сочетает в себе одновременно инструменты и механизмы и экспортной ориентации, и импортозамещения.

Тайвань достаточно активно использовал тарифные и нетарифные инструменты внешнеэкономической политики. При этом применялись инструменты:

  • скрытого протекционизма,
  • селективного протекционизма,
  • отраслевого протекционизма.

Приоритеты внешнеэкономической деятельности страны можно определить по размерам тарифов, которые действовали в 60–70-е годы. Тарифные инструменты были дифференцированы в зависимости от целей по стратегически важным отраслям. Импортные пошлины на Тайване составляли:

  • 5–20% на сельскохозяйственное и промышленное сырье;
  • 20–40% на промышленные товары, используемые в образовании и здравоохранении;
  • 40–75% на большую часть ввозимых промышленных товаров;
  • 75% и выше на предметы роскоши [25].

Несомненно, что низкие ставки были установлены для проникновения на внутренний рынок иностранного сырья и оборудования, а также промышленных товаров, используемых в образовании и здравоохранении. За счет этого:

  • снижалась себестоимость продукции обрабатывающих отраслей,
  • стимулировалось развитие национальной обрабатывающей промышленности.

Наряду с этим происходит повышение профессионального уровня образования населения, т.е. растет качество труда рабочих и служащих.

Высокие импортные барьеры были установлены на промышленные товары, в том числе на товары инвестиционного спроса (машины и оборудование). За счет этого государство защитило молодые национальные отрасли, производящие аналогичную продукцию.

Самые высокие барьеры были установлены на товары роскоши. Эти меры имели определенную цель - стимуляцию сбережений для обеспечения финансирования национальной обрабатывающей промышленности и экспортоориентированных предприятий. В качестве нетарифных инструментов внешнеэкономической политики достаточно активно использовалось лицензирование.

Импортеры на Тайване подвергались сплошному лицензированию. Существовало три вида ограничения по импортируемым товарам:

  • «запрещенные к ввозу»,
  • «контролируемые»,
  • «разрешенные к ввозу».

Официально доля «запрещенных к ввозу» и «контролируемых» товаров к концу 70-х годов была сведена к минимуму: их совокупный удельный вес в структуре импорта снизился с 43% в 1968 году до 3,5% в 1976 году. Но реальная картина была намного сложнее. Некоторые группы товаров были разрешены к ввозу только из определенных стран. Здесь применялся селективный протекционизм. Следует также отметить, что в этот период с целью избежания лицензирования, импортеры осуществляли встречную торговлю как составляющую часть промышленного сотрудничества. Это позволяло модернизировать национальную промышленность Тайваня за счет поставки импортного промышленного оборудования.


Исследователи отмечают, что второй этап политики импортозамещения в этой стране стал возможен во многом за счет успешного развития в:

  • «легкой фазе» сельского хозяйства,
  • текстильной промышленности,
  • производстве товаров повседневного спроса.

Общая экономическая ситуация и другие геополитические факторы Тайваня способствовали поощрению развития импортозамещающих отраслей:

  • нефтяная,
  • нефтехимическая,
  • сталелитейная,
  • судостроительная.

Одновременно была также принята программа строительства основных

инфраструктурных объектов:

  • транспорт,
  • тяжелая и химическая промышленность,
  • энергетика.

Почти 30 лет в Тайване наблюдались высочайшие темпы экономического развития:

  • среднегодовые темпы прироста ВВП составляли:

- в 1965–1973 годах – 9,8%,

- в 1973– 1984 годах – 8,8%,

- в 1985–1990 годах – 8,1%.

Только в последующем, по мере того, как экономика достигла стадии индустриальной зрелости, темпы экономического роста несколько замедлились, в среднем до 6,2% за 1991–1998 годы. Хочется отметить, что это происходило и на фоне финансового кризиса 1997–1998 годов [29].

Положительные и отрицательные последствия реализации промышленной стратегии Бразилии и Тайваня очень показательны.

Судя по всему, ошибки применения инструментов политики в развивающихся странах не были учтены при формировании промышленной стратегии в России. Хочется быть уверенным в том, что первые шаги реализации Стратегии промышленного развития позволят иначе взглянуть на применяемые инструменты и правильно расставить отраслевые приоритеты.

Во-первых, для успешного экономического роста в стране нельзя

останавливаться только на импортозаменяемой продукции. Импортозамещение, как правило, ограничивается емкостью внутреннего рынка. В связи с этим, дальнейшее расширение, возможно, обеспечить только за счет экспорта. При этом важно знать, что если эти отрасли подвергаются протекционистским мерам, то их конкурентоспособность снижается.

Во-вторых, если отрасль насытила внутренний рынок или он не емкий, и нет никакой возможности для дальнейшего импортозамещения, то следует осуществлять стимулирование выхода на внешние рынки.

В-третьих, использование протекционистских мер не всегда возможно. Это можно объяснить тем, что если страна, является членом ВТО, то она обязана соблюдать определенные обязательства по либерализации внешней торговли. И если страна еще использует протекционизм в отношении других отраслей, она, по всей видимости, все еще будет иметь завышенный валютный курс. Поэтому таким отраслям должны оказываться финансовые и экономические меры поддержки, чтобы создать полноценную конкуренцию:


  • прямые и косвенные субсидии,
  • налоговые льготы и др. [27].

Промышленная политика, предполагающая импортозамещение и экспортно-ориентированность - это процесс не только длительный, но и комплексный, требующий применения инструментов:

  • внешнеэкономической политики,
  • кредитно-денежной политики ,
  • банковской политики.

Мировой опыт показывает, что страна, формирующая и реализующая промышленную политику, должна учесть:

  • национальные приоритеты,
  • интеграционные связи,
  • конвенционные соглашения,
  • экономическую и продовольственную безопасность,
  • место в системе международного разделения труда.

2.2.Промышленная политика Сингапура

Стало одним из самых показа­тельных примеров перехода развивающейся страны в ряд экономик "первого мира" экономическое развитие Сингапура. Наглядно было видно как на протяжении нескольких десятилетий экономика Сингапура к началу XXI в. достигла высокой степени диверсификации. До сих пор не удается разгадать причины этого восточноазиатского "экономического чуда". Его пытаются объяснить:

  • последовательным использованием рыноч­ных механизмов,
  • "открытостью" экономики,
  • экспортной ориентацией,
  • макроэкономической стабильностью,
  • верховенством закона,
  • наличием технократического правительства.

Во­прос о роли государства в экономическом развитии Сингапура давно вставал и, конечно, вызвал много споров. Причем, ярким проявлением государственных вторжений в экономику страны стала по­следовательная промышленная политика. С помощью различных меха­низмов правительству удалось [14]:

  • реструктуризировать экономику,
  • создать наукоёмкие отрасли:

- химическая,

- нефтехимическая,

- биомеди­цинская,

- фармацевтическая,

- электронная,

-информационно-коммуника­ционная.

В табл. 1 представлена динамика основных экономических показате­лей

Сингапура, которая свидетельствует, что за последние 50 лет ВВП страны (в постоянных ценах) увеличился более чем в 40 раз.

Таблица 1

Динамика основных экономических показателей Сингапура

1962

1972

1982

1995

2000

2005

2012

2016

ВВП в ценах 2005 г.

6,9

16,6

39,2

82,7

165,2

208,8

284,6

298,3

предв. оценка

Темпы роста ВВП (%)

н/д

13,8

10,0

10,1

9,1

7,4

14,5

4,8

предв. оценка

ВВП на душу на­селения в текущих ценах (дол.)

428,0

925,0

4990,0

12745,0

23414,0

29400,0

43867,0

н/д

Годовая инфляция (%)

н/д

н/д

8,5

3,4

1,3

0,6

2,8

н/д

Население (тыс. человек)

1646,4

2074,5

2413,9

3047,1

4027,9

4265,8

5076,7

5183,7


Рассматривая Сингапур как одну из азиатских НИС "первой вол­ны", можно с уверенностью сказать, что Сингапур можно отнести к восточноазиатской модели экономического развития в одном ряду с Южной Кореей, Тайванем и Гонконгом. Но дело в том, что каж­дая страна избрала свой путь. Например, Сингапур больше, чем Корея, Тайвань и даже Гонконг, надеялся на иностранный капитал. Этот капитал поступал в виде финансовой помощи и прямых иностранных инвестиций (ПИИ). К слову, в самом начале его пути основным источником иностранного капитала были США, Япония, Великобритания и другие страны Европы. Однако, в последние десятилетия этой страной стали интересоваться инве­сторы из Китая и стран АСЕАН. И все же, сходство усло­вий позволяет провести параллели между Сингапуром и Гонконгом, как и между Кореей и Тайванем. Если принять во внимание их географическое положение, то сразу становится понятно, что во многом это определило традиционные виды экономической деятельности:

  • транзит­ная торговля,
  • портовые услуги.

Высокая доля услуг в экономиках этих стран предопределила общую для них особенность процесса индустриализа­ции. Проще говоря, в этом случае необходимая рабочая сила высвобождалась не из сельскохозяйственного сектора, как это было в Корее и на Тайване, а из сектора услуг. Можно сказать, что на этом сходство между Гонконгом и Сингапуром заканчивается. В Гонконге проводимая политика согласовывалась с принципами невмешательства государства в экономи­ку. Тогда как в Сингапуре она формировалась при активном государственном вмешательстве , необходимость которой не ставится под сомнение и сегодня.

Механизмы промышленной политики

В процессе реализации государственной промышленной политики, который продолжается уже более 50 лет, участвовало множество различных механизмов [4]:

  • финансовых,
  • фискальных,
  • правовых,
  • институциональных и пр.

Например, на институциональном уровне большое значение при разработке и реализации промышленной политики имели государственные ведом­ства и организации. В Сингапуре важную роль игра­ло Министерство торговли и промышленности. Под его началом были созданы основные институты, отвечавшие за конкретные направления промышленной политики. Например, Совет по экономическому развитию (СЭР), сформированный в 1961 г., является главным инструментом при­влечения ПИИ. С участием СЭР создавались первые совместные пред­приятия с ТНК.