Файл: Построение сбалансированной промышленной политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • дисциплинированные,
  • мотивированные,
  • высококвали­фицированные кадры в Азии.

Сделали эту страну одной из наименее коррумпированных в мире, которая убедительно доказала, что проблему коррупции решить можно:

  • отсутствие бюрократических барьеров,
  • верховенство закона,
  • прозрачность административно-государственного управления.

При всех его экономических успехах Сингапур часто упрекают в сохранении авторитарного стиля управления. Согласно исследова­нию Всемирного банка, посвящённому оценке качества государственного управления, по индексу "Учёт мнения населения и подотчётность государственных органов" Сингапур занимает далеко не ведущую по­зицию. Причём несмотря на возникшую в 90-е гг. прошлого века тен­денцию к политической либерализации этот показатель с 1998 по 2010 г. только ухудшался. С другой стороны, политический режим в этой стране никогда не маскировался под демократию, скорее наобо­рот, он преподносился как важный гарант политической стабильности и экономического роста.

Несмотря на то, что реалии "азиатского тигра" очень отличают­ся от российских, некоторые инструменты его промышленной политики использовать можно, тем более что в России уже пытаются заимствовать сингапурский опыт.

2.3. Новая промышленная политика России

Россия в ближайшем будущем должна совершить мощный рывок в промышленности. При этом мировая экономика, по всей видимости, перейдет из постиндустриальной стадии к индустриализации на новых технических основаниях. Можно сказать, что факты вещь упрямая: со второй половины 2016 года в стране начался энергичный рост промышленности. Кстати, положительную динамику показали все основные отрасли. Причем, лучше всех развивается обрабатывающая промышленность.

В России активно происходит процесс импортозамещения. Все это происходит по следующим причинам[18]:

  • санкции,
  • удешевление рубля,
  • государственные программы.

Одновременно начали строиться крупные производства. В стране успешно решается задача импортозамещения. На данном этапе у России появилась определенная политика в области промышленности. Разработаны программы развития ряда отраслей:

  • угольная,
  • газовая и нефтяная,
  • энергетическая,
  • станкостроительная.

Бизнес почувствовал:

  • стабильность,
  • постоянство условий,
  • начал реализовывать масштабные проекты,
  • вкладывать долгосрочные инвестиции.

Для желающих организовать собственное производство создан Фонд развития промышленности при Минпромторге России. Получить займ здесь можно под 5% годовых на срок до семи лет. Еще один инструмент для поддержки бизнеса в России называется СПИК (специальный инвестиционный контракт).В нем четко указано, что если компания вкладывает средства в организацию новых производств, то они освобождаются от уплаты налогов на весь период строительства. Полученные льготы позволяют инвесторам быстро оправдать значительные вложения и развить социальную инфраструктуру.

Новые производства открывать выгодно, ведь на одно созданное место на промышленном предприятии приходится открывать еще пять рабочих мест в смежных отраслях. А это [22]:

  • сфера обслуживания,
  • строительство,
  • фармацевтика,
  • индустрия развлечений.

Кроме экономики в выигрыше оказывается социальная сфера общества. Когда строится крупный горно-обогатительный комбинат, то параллельно:

  • прокладываются автомагистрали,
  • возводятся:

- жилые дома,

- детские сады,

- школы,

- бассейны.

Уделяется внимание благоустройству территории.

Кроме того, востребоваными становятся смежные отрасли, например, промышленное грузоподъемное оборудование. Без него сложно представить:

  • производственные цеха,
  • строительные площадки,
  • складские помещения.

Российские производители поставляют на рынок:

  • стационарные и передвижные модели подъемников,
  • лебедок и тельферов,
  • козловых и консольных кранов [24].

По прогнозам в 2018 году рост ВВП составит 2-3% за год, а при благоприятном стечении обстоятельств, то и все 10%. Важно, что процесс структурных изменений запущен, и по итогам года можно будет наблюдать за первыми заметными успехами.

Речь идёт о технологическом укладе, созданного с применением:

  • био- и нанотехнологий,
  • роботизацией,
  • современной энергетикой,
  • 3D технологиями.

Новые технологии потребуют других, более современных материалов. А это значит, что будут востребованы:

  • исследователи материалов,
  • производители,
  • создатели средств промышленной автоматизации.

При неизменной политике российского правительства все больше инвесторов начнут вкладывать средства в строительство новых предприятий. Вполне возможно, что по итогам 2018 года прирост ВВП составит заветные 10%. Обрабатывающее производство в январе 2018 года существенно выросло. По итогам прошлого года производительность труда в оборонном промышленном комплексе продемонстрировала двузначный рост.


Рост обрабатывающего производства в январе 2018 года составил 4,7%. В 2017 году, который Минпромторг считает переломным, рост отраслей в ведении ведомства превысил 2%. Несмотря на неожиданный спад в конце 2017 года, ведомство отмечает его краткосрочный характер.

Результаты российской экономики в прошлом году вселяют оптимизм, а динамика по основным видам обрабатывающей промышленности в 2018 году будет положительной.

Рост производительности труда остается важным фактором модернизации промышленности. Еще в 2014 году, осознавая, что темпы модернизации запаздывают, Минпромторг сосредоточился на трех направлениях [18].

Во-первых был принят закон о промышленной политике, в котором заложен новый инструмент - специальный инвестиционный контракт. В том же 2014 году был создан Фонд развития промышленности (ФРП), на который в том числе возложено заключение контрактов. Реализация уже подписанных федеральных специальных инвестконтрактов даст больше 5000 высокопроизводительных рабочих мест, суммарные инвестиции в промышленность составят не менее 274 млрд руб. По проектам, поддержанным ФРП, планируется привлечь в реальный сектор экономики более 117 млрд руб. и создать больше 18 000 рабочих мест.

Во-вторых, что более важно, серьезно расширены возможности создания новых производительных предприятий. Количество действующих и создаваемых индустриальных парков с 2012 по 2017 год выросло более чем в 2,5 раза с 64 до 166 единиц в различных регионах страны. Это площадки с подготовленной промышленной инфраструктурой. Теперь задача – помочь каждому региону проявить свои конкурентные преимущества.

Стоит заметить, что промышленные парки возводились с учетом стратегического планирования. В качестве примера можно привести строительную отрасль, которая несколько лет назад находилась в ведении министерства и пришла в весьма драматичное состояние. Произошел дисбаланс: в некоторых регионах обнаружилось несколько предприятий, выпускающих аналогичную продукцию и создающих перепроизводство в одних регионах и дефицит в других. Минпромторг создал интерактивную карту строительных производств и планирует развитие отрасли на её основе с целью гармонизации спроса и предложения.

В-третьих, Минпромторг проводит последовательную политику по улучшению стратегического отраслевого планирования на основе промышленной маркировки. Пока эффект скорее заметен в области оборота и борьбы с контрафактом. Однако, постепенно становится ясно, что маркировка не только борется с «серым рынком», как в случае с продажей шуб, но и становится важным экономическим инструментом. В результате будет создан единый электронный каталог промышленных товаров страны. Также запланировано получение прямого экономического эффекта. Имеет место случай с лекарствами, когда производители получают возможность сэкономить на расходах по выводу препаратов на рынок. Чтобы закрепить положительную тенденцию.


Неожиданный рост в 4,7% обусловлен временными факторами. Всплеск в добывающем комплексе (на 14,9% ) частично обеспечил запущенный в декабре проект "Ямал СПГ" [26].

Показатели обрабатывающей промышленности, очищенные от волатильных компонент, продолжают расти умеренными темпами. По оценке Минэкономразвития, неожиданно высокие темпы роста обрабатывающей промышленности в январе, как и ее спад в четвертом квартале 2017 года, обусловлены временными факторами. Медианный темп роста в обрабатывающей промышленности, позволяющий исключить влияние "локальных" факторов, в январе, по оценке, составил 2% г/г (1,4% г/г в декабре 2017 года).

Переходя к заключению, можно сделать следующие основные выводы:

1. В настоящее время в социально-экономической, общественно-политической и технико-технологической сферах отмечается ряд трендов, позволяющих говорить о новом качественном этапе в развитии промышленности и промышленной политике, который можно определить

как неоиндустриальную парадигму.

2. Практика формирования и реализации промышленной политики в современной России слабо связана с национальными приоритетами и задачами обеспечения устойчивого экономического роста и повышения благосостояния. В итоге это блокирует возможности эффективного использования собственных ресурсов в целях обеспечения конкурентоспособности и поступательного развития.

3. Выстраивание промышленной политики должно осуществляться с позиций системного целеполагания, связанного с решением задач, причем

общеэкономических задач. Также необходимо предусматривать создание конкретных продуктивно работающих механизмов ее реализации в рамках «сетевого» подхода.

4. Национальная промышленная политика должна дополняться

системой мер по развитию промышленности, реализуемых на региональном уровне. Региональные промышленные политики:

  • являются необходимой системной составляющей национальной политики, обеспечивая ее продуктивность;
  • служат полномерному раскрытию социально-экономического потенциала территорий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В широкой дискуссии по промышленной политике в зарубежной и отечественной экономической литературе, так же, как и в политических кругах, пришли к более общему пониманию природы и обоснования промышленной политики.

Можно утверждать, что радикальные позиции относительно государственного участия в процессе экономического развития более не имеют существенной силы. Вследствие многостороннего обоснования промышленной политики дискуссии приобрели более конструктивный характер по поводу условий применения промышленной политики. Д. Родрик на данный счет писал следующее: «Правильная постановка вопроса состоит в том, как проводить промышленную политику, а не в том, проводить ли ее или нет».


В конечном итоге рыночные силы и частное партнерство должно стать движущей силой промышленной политики, где государство должно взять на себя:

  • стратегирующую и координирующую роль,
  • обеспечение прав собственности,
  • исполнение контрактов,
  • макроэкономическую стабильность.

Проведенный анализ использования различных инструментов государственной поддержки (стимулирования) промышленных отраслей позволил сформулировать следующие основные выводы.

Для фондоемких и инновационно зависимых отраслей, характерной чертой которых является невысокий уровень рентабельности, использование фискальных механизмов государственной промышленной политики является оправданным. Особенно существенным является влияние инвестиционных налоговых кредитов в условиях необходимого масштабного технического перевооружения и освоения новых видов высокотехнологичной продукции.

Изменения в парадигме развития, в технологиях и многосторонних правилах подразумевают, что эффективная и совместимая с правилами ВТО промышленная политика для развивающихся стран в XXI веке должна быть всесторонней, а не направленной на отдельные сектора. Признание важности дополняющих мер для обеспечения конкурентоспособности привело к сдвигу фокуса политики:

  • на усиление эффективности инфраструктуры,
  • улучшение формирования человеческого капитала,
  • создание благоприятной среды для инвестиций и инноваций.

Кроме того, поскольку развитие обрабатывающей промышленности и секторов, перерабатывающих ресурсы, зависит от наличия эффективного сектора услуг, то реформа законодательства и либерализация должны охватить и сектор услуг.

Многосторонние правила и нормы развиваются в соответствии с изменениями в направлении использования более общих мер политики для стимулирования промышленного развития. Поскольку экспортные субсидии больше не могут использоваться для стимулирования экспорта, политика должна переориентироваться на:

  • снижение налоговых и процедурных ограничений на экспорт,
  • облегчение торговых операций и реализацию общих мер политики по повышению конкурентоспособности страны.

Последствия правил ВТО не в том, что они стремятся устранить роль правительства в регулировании экономики, а в том, чтобы переместить акцент политики правительства на аспект предложения в экономике.